Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1394/2021 от 11.05.2021

Судья Севостьянова Н.В. Дело № 33-1394/2021

№ 2-390/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Трухановой А.И.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Гутовского Олега Рудольфовича, Гутовской Ирины Николаевны, Гутовского Михаила Игоревича, Гутовского Игоря Игоревича, выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского Максима Игоревича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об исправлении реестровой ошибки,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Гутовского Олега Рудольфовича, Гутовской Ирины Николаевны, Гутовского Михаила Игоревича, Гутовского Игоря Игоревича, выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского Максима Игоревича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской области об исправлении реестровой ошибки удовлетворить.

Исправить кадастровую ошибку в Едином государственном кадастре недвижимости.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, полоса отвода железной дороги, площадью , в части наложения на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: Орловская область, г. Орел, Новосильское шоссе,

Исключить земельный участок с кадастровым номером из земельного участка с кадастровым номером установив границы земельного участка с кадастровым номером согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ООО «БазисПроект» ФИО9 14 февраля 2020 г.

Внести изменения в границы земельного участка с кадастровым номером по каталогу координат согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ООО «БазисПроект» ФИО9 14 февраля 2020 г.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Столярову О.А., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гутовский О.Р., Гутовская И.Н., Гутовский М.И., Гутовский И.И., выступающий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского М.И., обратились в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») об исправлении реестровой ошибки.

В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес> многоквартирном жилом доме, состоящем из двух квартир, по адресу: г. Орел, Новосильское шоссе, , расположенном на земельном участке с кадастровым номером который является общей долевой собственностью жителей дома, в том числе истцов.

Квартира в указанном доме принадлежит Цаплиной В.А.

Указывали на то, что в ходе проведения кадастровых работ местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером были определены в соответствии с документами по инвентаризации земель, проводимой в 1996 г. Площадь земельного участка с кадастровым номером составила кв.м.

Внутри контура данного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, предоставленный для проектирования и строительства пристройки к жилому дому .

Истцы ссылались на то, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером являющегося полосой отвода железной дороги, не были учтены материалы инвентаризации 1996 г. В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером полностью перекрывает земельный участок с кадастровым номером и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером

При этом земельный участок с кадастровым номером в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносился и не принадлежит ему на праве собственности или на каком-либо ином праве, а также не учитывается на балансе структурных подразделений ОАО «РЖД».

Ссылаясь на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером была допущена реестровая ошибка, вследствие чего участок сформирован с нарушением законных интересов правообладателей земельного участка с кадастровым номером , истцы просили суд:

- признать реестровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее по тексту - ГКН) в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

- внести изменения в сведения ГКН об исправлении реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

- признать местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от 14 февраля 2020 г., подготовленным кадастровым инженером ФИО9

При рассмотрении спора к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение, которое апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 ноября 2020 г. было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Первый кассационный суд общей юрисдикции определением от 14 апреля 2021 г. на основании кассационной жалобы ОАО «РЖД» апелляционное определение Орловского областного суда от 18 ноября 2020 г. отменил, направил дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.

В апелляционной жалобе (и дополнении к ней) ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в рассмотренном споре имеет место оспаривание регистрации права собственности Российской Федерации на запрашиваемую территорию, а не исправление реестровой ошибки.

Указывает на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером входящего в состав единого землепользования земельного участка фактические границы земельного участка были учтены.

Ссылается на «задвоение» в сведениях ЕГРН кадастрового учета на один и тот же участок земли, поскольку при регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером фактическое существование земельного участка с кадастровым номером подлежало прекращению.

Полагает, что определенная кадастровым инженером при межевании земельного участка с кадастровым номером площадь является неверной, поскольку предоставленный ранее ГУП «Орловское отделение Московской железной дороги» земельный участок имел площадь кв.м.

Считают необоснованным применение в рассматриваемом споре Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Обращает внимание суда на то, что после регистрации права собственности за земельный участок с кадастровым номером за Российской Федерацией у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком в полосе отвода.

Утверждает, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет в 2006 г. уже после постановки на кадастровый учет полосы отвода железной дороги с кадастровым номером

Просит учесть, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Орел, Новосильское шоссе, был передан в муниципальную собственность г. Орла в августе 2004 года, уже после постановки на кадастровый учет полосы отвода.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно положениям п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» представителем собственника со стороны Российской Федерации в отношении полос отвода и охранных зон железных дорог является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В силу п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее по тексту - Росжелдор) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

Исходя из того, что судом первой инстанции уточнены границы полосы отвода железной дороги, а представителем собственника со стороны Российской Федерации в отношении полос отвода является Росжелдор, которое к участию в деле не привлекалось, судебная коллегия на основании определения от 02 июня 2021 г. перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде суда первой инстанции, Росжелдор привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене (п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

Разрешая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришла к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

На основании п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Согласно подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные, в том числе, для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.

В силу положений ст. 90 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче - смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

На основании ст. 83 ЗК РФСР, действовавшего до принятия ЗК РФ, землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, далее по тексту Закон № 153-ФЗ) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами (ст. 2 Закона № 153-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 153-ФЗ порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Министерством путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 г. № 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 4 Положения размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.

Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 Положения).

Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 17 октября 1997 г. № 2-30/1934, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14 октября 1997 г. № М-8429 предоставление земельных участков в пределах полосы отвода федеральных железных дорог во временное пользование физическим и юридическим лицам производится по решению руководства железной дороги. Все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.

Перевод земель федерального железнодорожного транспорта в другие категории или их изъятие органами государственной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть произведены только по согласованию с железными дорогами Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в доме по Новосильскому шоссе г. Орла. Квартира в указанном доме принадлежит Цаплиной В.А.

Изначально указанный жилой дом являлся ведомственным, жилые помещения в нем предоставлялись работникам железной дороги. В последующем, на основании договора от <дата> и дополнительного соглашения к нему от 24 августа 2004 г., наряду с другими домами, передан в муниципальную собственность (т. 2 л. д. 99-117).

Многоквартирный жилой дом № по Новосильскому шоссе г. Орла расположен на земельном участке площадью кв.м, кадастровый , с видом разрешенного использования - жилой дом. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют. Площадь и местоположение земельного участка определены на основании материалов инвентаризации земель от 1996 г.

Земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для объектов жилой застройки, для проектирования и строительства пристройки к жилому дому, площадью 32 кв.м, предоставлен Гутовскому И.Р. на основании постановления администрации г. Орла в декабре 2005 г. на условиях краткосрочной аренды (т. 1 л. д. 70). Земельный участок расположен внутри контура земельного участка с кадастровым номером .

При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка кадастровым инженером ФИО9 подготовлен межевой план земельного участка, согласно которому установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером составила кв.м. Внутри контура данного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, предоставленный истцу для проектирования и строительства пристройки к жилому дому . Общая площадь земельных участков и составляет кв.м с округлением площадей до кв.м. Однако при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером (полоса отвода железной дороги) не были учтены материалы инвентаризации 1996 года. При этом земельный участок с кадастровым номером полностью перекрывает земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером (т. 1 л. д. 10-15).

По делу также установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Орел, Новосильское шоссе, д. площадью га, для эксплуатации жилого дома был предоставлен в бессрочное постоянное пользование Орловской дистанции гражданских сооружений Московской железной дороги на основании постановления администрации г. Орла от 12 января 1994 г., о чем выдано свидетельство от 12 января 1995 г. (т. 2 л. д. 68).

В последующем, в связи с реорганизацией предприятий Московской железной дороги по заявлению ГУП «Орловское отделение Московской железной дороги» последнему на основании постановления администрации г. Орла от 11 июля 2000 г земельный участок под многоквартирным жилым домом по Новосильскому шоссе в г. Орле был предоставлен в постоянное бессрочное пользование (т. 1 л. д. 17-18, 66).

Федеральным государственным Орловским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием (ОрелНИИгипрозем) в 2001 г. на основании заключенного с Орловским отделением Московской железной дороги договора на производство работ по межеванию полосы отвода железных дорог, были подготовлены материалы инвентаризации (межевания) полосы отвода, которые утверждены постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2001 г. (т. 2 л. д. 75).

Согласно данным материалам инвентаризации территория под многоквартирным домом по Новосильскому шоссе в г. Орле вошла в состав земельного участка с кадастровым номером единого землепользования с кадастровым номером .

Сведения о границах данного земельного участка были внесены в Единый государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ЕГКН) 13 января 2003 г. на основании указанных результатов инвентаризации (межевания).

Право собственности на этот земельный участок (полоса отвода) было зарегистрировано за Российской Федерацией 10 ноября 2004 г. и на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по <адрес> -р от 21 апреля 2005 г. он передан в аренду ОАО «РЖД» сроком до 31 декабря 2054 г. (т. 2 л. д. 94-95,79-86).

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Гутовские ссылались на то, что фактические границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и который, в силу положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», принадлежит им на праве долевой собственности, вошел в состав полосы отвода железной дороги. Истцы полагали, что такая ситуация имеет место в результате допущенной при межевании полосы отвода реестровой ошибки, которую они просили исправить путем установления новых границ земельных участков.

Факт нахождения земельного участков с кадастровыми номерами и в составе полосы отвода подтвержден материалами дела и никем из сторон не оспаривался.

Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером всегда находился в пользовании железной дороги, в том числе, на момент проведения работ по инвентаризации полосы отвода, а в силу положений закона реестровой ошибкой является ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, то возникший между сторонами спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки, поскольку обратное противоречит ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Реестровой ошибки в определении границ земельного участка полосы отвода в спорных правоотношениях не допущено, между сторонами имеется спор относительно границ земельных участков и права собственности на земельный участок.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Из приведенных выше правовых норм следует, что земельные участки, входящие в полосу отвода железных дорог, относятся к землям железнодорожного транспорта и предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Лишь в отдельных случаях свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам и только для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

При этом ввиду специального целевого назначения земельные участки полосы отвода железных дорог подлежат установлению и изменению в особом порядке.

Установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером (включая земельный участок с кадастровым номером ), образующего полосу отвода железных дорог, установлены по результатам инвентаризации (межевания) и утверждены постановлением администрации г. Орла от 24 июля 2001 г. .

Данный нормативный акт органа местного самоуправления незаконным не признан, никем не оспорен и действует до настоящего времени.

Таким образом, поскольку установление границ полосы отвода было осуществлено уполномоченным органом, решение которого до настоящего времени не оспорено и недействительным не признано, как и не оспорено право Российской Федерации на земли транспорта, реестровой ошибки в определении границ земельного участка не допущено, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гутовского О.Р., Гутовской И.Н., Гутовского М.И., Гутовского И.И., выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского М.И. об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка путем ее исправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.

Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 г. отменить.

Постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Гутовского Олега Рудольфовича, Гутовской Ирины Николаевны, Гутовского Михаила Игоревича, Гутовского Игоря Игоревича, выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского Максима Игоревича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об исправлении реестровой ошибки.

Председательствующий

Судьи

Судья Севостьянова Н.В. Дело № 33-1394/2021

№ 2-390/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Трухановой А.И.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Гутовского Олега Рудольфовича, Гутовской Ирины Николаевны, Гутовского Михаила Игоревича, Гутовского Игоря Игоревича, выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского Максима Игоревича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об исправлении реестровой ошибки,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Гутовского Олега Рудольфовича, Гутовской Ирины Николаевны, Гутовского Михаила Игоревича, Гутовского Игоря Игоревича, выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского Максима Игоревича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской области об исправлении реестровой ошибки удовлетворить.

Исправить кадастровую ошибку в Едином государственном кадастре недвижимости.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, полоса отвода железной дороги, площадью , в части наложения на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: Орловская область, г. Орел, Новосильское шоссе,

Исключить земельный участок с кадастровым номером из земельного участка с кадастровым номером установив границы земельного участка с кадастровым номером согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ООО «БазисПроект» ФИО9 14 февраля 2020 г.

Внести изменения в границы земельного участка с кадастровым номером по каталогу координат согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ООО «БазисПроект» ФИО9 14 февраля 2020 г.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Столярову О.А., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гутовский О.Р., Гутовская И.Н., Гутовский М.И., Гутовский И.И., выступающий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского М.И., обратились в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») об исправлении реестровой ошибки.

В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес> многоквартирном жилом доме, состоящем из двух квартир, по адресу: г. Орел, Новосильское шоссе, , расположенном на земельном участке с кадастровым номером который является общей долевой собственностью жителей дома, в том числе истцов.

Квартира в указанном доме принадлежит Цаплиной В.А.

Указывали на то, что в ходе проведения кадастровых работ местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером были определены в соответствии с документами по инвентаризации земель, проводимой в 1996 г. Площадь земельного участка с кадастровым номером составила кв.м.

Внутри контура данного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, предоставленный для проектирования и строительства пристройки к жилому дому .

Истцы ссылались на то, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером являющегося полосой отвода железной дороги, не были учтены материалы инвентаризации 1996 г. В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером полностью перекрывает земельный участок с кадастровым номером и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером

При этом земельный участок с кадастровым номером в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносился и не принадлежит ему на праве собственности или на каком-либо ином праве, а также не учитывается на балансе структурных подразделений ОАО «РЖД».

Ссылаясь на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером была допущена реестровая ошибка, вследствие чего участок сформирован с нарушением законных интересов правообладателей земельного участка с кадастровым номером , истцы просили суд:

- признать реестровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее по тексту - ГКН) в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

- внести изменения в сведения ГКН об исправлении реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером ;

- признать местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от 14 февраля 2020 г., подготовленным кадастровым инженером ФИО9

При рассмотрении спора к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение, которое апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 ноября 2020 г. было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Первый кассационный суд общей юрисдикции определением от 14 апреля 2021 г. на основании кассационной жалобы ОАО «РЖД» апелляционное определение Орловского областного суда от 18 ноября 2020 г. отменил, направил дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.

В апелляционной жалобе (и дополнении к ней) ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в рассмотренном споре имеет место оспаривание регистрации права собственности Российской Федерации на запрашиваемую территорию, а не исправление реестровой ошибки.

Указывает на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером входящего в состав единого землепользования земельного участка фактические границы земельного участка были учтены.

Ссылается на «задвоение» в сведениях ЕГРН кадастрового учета на один и тот же участок земли, поскольку при регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером фактическое существование земельного участка с кадастровым номером подлежало прекращению.

Полагает, что определенная кадастровым инженером при межевании земельного участка с кадастровым номером площадь является неверной, поскольку предоставленный ранее ГУП «Орловское отделение Московской железной дороги» земельный участок имел площадь кв.м.

Считают необоснованным применение в рассматриваемом споре Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Обращает внимание суда на то, что после регистрации права собственности за земельный участок с кадастровым номером за Российской Федерацией у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком в полосе отвода.

Утверждает, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет в 2006 г. уже после постановки на кадастровый учет полосы отвода железной дороги с кадастровым номером

Просит учесть, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Орел, Новосильское шоссе, был передан в муниципальную собственность г. Орла в августе 2004 года, уже после постановки на кадастровый учет полосы отвода.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно положениям п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» представителем собственника со стороны Российской Федерации в отношении полос отвода и охранных зон железных дорог является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В силу п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее по тексту - Росжелдор) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

Исходя из того, что судом первой инстанции уточнены границы полосы отвода железной дороги, а представителем собственника со стороны Российской Федерации в отношении полос отвода является Росжелдор, которое к участию в деле не привлекалось, судебная коллегия на основании определения от 02 июня 2021 г. перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде суда первой инстанции, Росжелдор привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене (п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

Разрешая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришла к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

На основании п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Согласно подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные, в том числе, для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.

В силу положений ст. 90 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче - смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

На основании ст. 83 ЗК РФСР, действовавшего до принятия ЗК РФ, землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, далее по тексту Закон № 153-ФЗ) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами (ст. 2 Закона № 153-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 5 Закона № 153-ФЗ порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Министерством путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 г. № 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 4 Положения размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.

Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 Положения).

Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 17 октября 1997 г. № 2-30/1934, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14 октября 1997 г. № М-8429 предоставление земельных участков в пределах полосы отвода федеральных железных дорог во временное пользование физическим и юридическим лицам производится по решению руководства железной дороги. Все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.

Перевод земель федерального железнодорожного транспорта в другие категории или их изъятие органами государственной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть произведены только по согласованию с железными дорогами Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в доме по Новосильскому шоссе г. Орла. Квартира в указанном доме принадлежит Цаплиной В.А.

Изначально указанный жилой дом являлся ведомственным, жилые помещения в нем предоставлялись работникам железной дороги. В последующем, на основании договора от <дата> и дополнительного соглашения к нему от 24 августа 2004 г., наряду с другими домами, передан в муниципальную собственность (т. 2 л. д. 99-117).

Многоквартирный жилой дом № по Новосильскому шоссе г. Орла расположен на земельном участке площадью кв.м, кадастровый , с видом разрешенного использования - жилой дом. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют. Площадь и местоположение земельного участка определены на основании материалов инвентаризации земель от 1996 г.

Земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для объектов жилой застройки, для проектирования и строительства пристройки к жилому дому, площадью 32 кв.м, предоставлен Гутовскому И.Р. на основании постановления администрации г. Орла в декабре 2005 г. на условиях краткосрочной аренды (т. 1 л. д. 70). Земельный участок расположен внутри контура земельного участка с кадастровым номером .

При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка кадастровым инженером ФИО9 подготовлен межевой план земельного участка, согласно которому установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером составила кв.м. Внутри контура данного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, предоставленный истцу для проектирования и строительства пристройки к жилому дому . Общая площадь земельных участков и составляет кв.м с округлением площадей до кв.м. Однако при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером (полоса отвода железной дороги) не были учтены материалы инвентаризации 1996 года. При этом земельный участок с кадастровым номером полностью перекрывает земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером (т. 1 л. д. 10-15).

По делу также установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Орел, Новосильское шоссе, д. площадью га, для эксплуатации жилого дома был предоставлен в бессрочное постоянное пользование Орловской дистанции гражданских сооружений Московской железной дороги на основании постановления администрации г. Орла от 12 января 1994 г., о чем выдано свидетельство от 12 января 1995 г. (т. 2 л. д. 68).

В последующем, в связи с реорганизацией предприятий Московской железной дороги по заявлению ГУП «Орловское отделение Московской железной дороги» последнему на основании постановления администрации г. Орла от 11 июля 2000 г земельный участок под многоквартирным жилым домом по Новосильскому шоссе в г. Орле был предоставлен в постоянное бессрочное пользование (т. 1 л. д. 17-18, 66).

Федеральным государственным Орловским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием (ОрелНИИгипрозем) в 2001 г. на основании заключенного с Орловским отделением Московской железной дороги договора на производство работ по межеванию полосы отвода железных дорог, были подготовлены материалы инвентаризации (межевания) полосы отвода, которые утверждены постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2001 г. (т. 2 л. д. 75).

Согласно данным материалам инвентаризации территория под многоквартирным домом по Новосильскому шоссе в г. Орле вошла в состав земельного участка с кадастровым номером единого землепользования с кадастровым номером .

Сведения о границах данного земельного участка были внесены в Единый государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ЕГКН) 13 января 2003 г. на основании указанных результатов инвентаризации (межевания).

Право собственности на этот земельный участок (полоса отвода) было зарегистрировано за Российской Федерацией 10 ноября 2004 г. и на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по <адрес> -р от 21 апреля 2005 г. он передан в аренду ОАО «РЖД» сроком до 31 декабря 2054 г. (т. 2 л. д. 94-95,79-86).

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Гутовские ссылались на то, что фактические границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и который, в силу положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», принадлежит им на праве долевой собственности, вошел в состав полосы отвода железной дороги. Истцы полагали, что такая ситуация имеет место в результате допущенной при межевании полосы отвода реестровой ошибки, которую они просили исправить путем установления новых границ земельных участков.

Факт нахождения земельного участков с кадастровыми номерами и в составе полосы отвода подтвержден материалами дела и никем из сторон не оспаривался.

Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером всегда находился в пользовании железной дороги, в том числе, на момент проведения работ по инвентаризации полосы отвода, а в силу положений закона реестровой ошибкой является ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, то возникший между сторонами спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки, поскольку обратное противоречит ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Реестровой ошибки в определении границ земельного участка полосы отвода в спорных правоотношениях не допущено, между сторонами имеется спор относительно границ земельных участков и права собственности на земельный участок.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Из приведенных выше правовых норм следует, что земельные участки, входящие в полосу отвода железных дорог, относятся к землям железнодорожного транспорта и предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Лишь в отдельных случаях свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам и только для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

При этом ввиду специального целевого назначения земельные участки полосы отвода железных дорог подлежат установлению и изменению в особом порядке.

Установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером (включая земельный участок с кадастровым номером ), образующего полосу отвода железных дорог, установлены по результатам инвентаризации (межевания) и утверждены постановлением администрации г. Орла от 24 июля 2001 г. .

Данный нормативный акт органа местного самоуправления незаконным не признан, никем не оспорен и действует до настоящего времени.

Таким образом, поскольку установление границ полосы отвода было осуществлено уполномоченным органом, решение которого до настоящего времени не оспорено и недействительным не признано, как и не оспорено право Российской Федерации на земли транспорта, реестровой ошибки в определении границ земельного участка не допущено, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гутовского О.Р., Гутовской И.Н., Гутовского М.И., Гутовского И.И., выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского М.И. об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка путем ее исправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.

Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 10 июля 2020 г. отменить.

Постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Гутовского Олега Рудольфовича, Гутовской Ирины Николаевны, Гутовского Михаила Игоревича, Гутовского Игоря Игоревича, выступающего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гутовского Максима Игоревича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об исправлении реестровой ошибки.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1394/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Гутовская Ирина Николаевна
Гутовский Михаил Игоревич
Гутовский Игорь Игоревич в своих интересах ив интересах н/л Гутовского М.И.
Гутовский Олег Рудольфович
Ответчики
Акционерное общество РЖД в лице Орловско-Курского территориального управления филиала ОАО РЖД Московская железная дорога
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Другие
Цаплина Валентина Александровна
Администрация г. Орла
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
11.05.2021Передача дела судье
02.06.2021Судебное заседание
03.06.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
23.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее