Дело № 12-33/2016
РЕШЕНИЕ
30 мая 2016 года г. Камызяк Астраханская область
Судья Камызякского районного суда Астраханской области С.Ю. Царев, при секретаре Барсуковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Титовой Е. В. на постановление № 100-А-04-15 от 11.06.2015 заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России по Астраханской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – муниципального заказчика администрации муниципального образования «Камызякский район» Титовой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
27.05.2015 в отношении должностного лица – муниципального заказчика администрации муниципального образования «Камызякский район» Титовой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, согласно которому должностным лицом не соблюдено требование ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе, поскольку согласно отчету за 2014 год об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, размещение в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлена на общую сумму <данные изъяты> тысяч рублей, тогда как в соответствии с планом-графиком администрации общий головой объем в 2014 году учета контрактов с единственным поставщиком составил <данные изъяты> млн. руб.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России по Астраханской области № 100-А-04-15 от 11.06.2015 должностное лицо – муниципального заказчика администрации муниципального образования «Камызякский район» Титова Е. В. признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
С постановлением заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России по Астраханской области муниципальный заказчик администрации муниципального образования «Камызякский район» Титова Е. В. не согласилась и подала жалобу, в которой просила постановление отменить в связи с тем, что с 14.07.2014 по 08.08.2014 проходила обучение по программе «Контактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд». В период ее работы с 08.08.2014 по 31.12.2014 было осуществлено всего 4 закупки три из которых не распространялись на закупки размещаемые у СМП. Основная часть государственных контрактов размещена и заключена в период с февраля 2014 года по июль 2014года, то есть весь объем закупок для нужд администрации был определен до ее вступления в должность. Таким образом, вследствие непродолжительного периода работы в 2014году в должности экономиста Титова Е.В. не имела возможности повлиять на исполнение требований закона об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
В судебном заседании Титова Е.В. и ее адвокат Еремина Н.Д. жалобу поддержали, просили ее удовлетворить, пояснили, что вследствие непродолжительного периода работы в 2014 году в должности экономиста Титова Е.В. не имела возможности повлиять на исполнение требований закона об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, просили прекратить дело в связи с малозначительностью.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в судебное заседание не явился, согласно представленному письму просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав Титову Е.В. и ее представителя Еремину Н.Д., изучив и исследовав материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3. КоАП РФ жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В судебное заседание представлены доказательства, что Титовой Е.В. постановление от 11.06.2015 получено 04.04.2016, жалоба подана в суд 14.04.2016, то есть в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, срок на подачу жалобы подлежит восстановлению.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу закона, вина является обязательным признаком административного правонарушения, обязательным условием привлечения физического, юридического лица к административной ответственности.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) не размещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в иной редакции: «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей».
Как следует из протокола об административном правонарушении от 27 мая 2015 года № 100-А-04-15 муниципальный заказчик администрации муниципального образования «Камызякский район» Титова Е.В. допустила нарушение требований ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно согласно отчету за 2014 год об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, размещение в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлена на общую сумму <данные изъяты> рублей, тогда как в соответствии с планом-графиком администрации общий головой объем в 2014 году учета контрактов с единственным поставщиком составил <данные изъяты> млн. руб.
Согласно Постановлению №100-А-04-15 о назначении административного наказания от 11 июня 2015 года следует, что должностное лицо — муниципальный заказчик администрации муниципального образования «Камызякский район» Титова Е. В. допустила нарушение требований ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно согласно отчету за 2014 год об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, размещение в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлена на общую сумму <данные изъяты> тысяч рублей, тогда как в соответствии с планом-графиком администрации общий головой объем в 2014 году учета контрактов с единственным поставщиком составил <данные изъяты> млн. руб.
В судебном заседании установлено, что согласно приказу главы администрации муниципального образования «Камызякский район» Титову Е. В. приняли на работу 14 июля 2014 года на должность экономиста в отдел экономического развития администрации муниципального образования «Камызякский район».
Распоряжением главы администрации муниципального образования «Камызякский район» ФИО1 25 июля 2014 года «О возложении функциональных обязанностей контрактного управляющего по осуществлению закупок для муниципальных нужд администрации муниципального образования «Камызякский район» возложены обязанности контрактного управляющего, ответственного за осуществление закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд администрации муниципального образования «Камызякский район» на экономиста отдела экономического развития администрации муниципального образования «Камызякский район».
В соответствии с должностной инструкцией контактный управляющий администрации МО «Камызякский район» является должностным лицом, ответственным за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнения каждого контракта.
Так, в соответствии с требованиями части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (при этом, начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей); осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 вышеуказанного закона.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона № 44-ФЗ; работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Как следует из представленных суду материалов дела об административном правонарушении № 100-А-04-15, в 2014 году администрацией муниципального образования «Камызякский район» не выполнены требования части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, обязывающие заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Совокупный годовой объем закупок министерства, рассчитанный в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, составил <данные изъяты> млн. рублей. Государственному заказчику надлежало осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных коммерческих организаций в соответствии с требованиями части 1 статьи 30 вышеуказанного закона в объеме, не менее чем <данные изъяты> рублей. Однако, должностным лицом администрации муниципального образования «Камызякский район», ответственным за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных коммерческих организаций указанная обязанность не выполнена, доля закупок министерства, осуществленных у малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году составила 397 тысяч рублей.
Таким образом, судом достоверно установлено, что экономист отдела экономического развития администрации муниципального образования «Камызякский район» Титова Е.В. нарушила требования статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ - не выполнила обязанность осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, не менее, чем 15% от совокупного годового объема закупок, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства министерства, отчетом, размещенном на официальном, другими материалами проверки.
Вместе с тем, из отзыва главы администрации МО «Камызякский район» ФИО2 следует, что вины специалиста Титовой Е.В. в нарушении требований ч. 1 ст. 30 44-ФЗ за 2014 год не имеется, поскольку она была принята на работу во втором полугодии с ДД.ММ.ГГГГ. Основной поток закупок АМО «Камызякский район» был осуществлен в первой половине 2014 года. данные нарушения законодательства допущены специалистами сектора по учету и контролю финансовых средств (бухгалтерия) управления делами АМО «Камызякский район» и ненадлежащего контроля со стороны первого заместителя по экономической политике ФИО3., который в настоящее время прекратил свои полномочия. Считают, что необходимо освободить от ответственности Титову Е.В., в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Из объяснений Титовой Е. В. следует, что вопросы формирования плана закупок в администрации, формирование и ведение планов-графиков в соответствии с постановлением администрации МО «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ № возложено на сектор по учету и контролю финансовых средств управления делами администрации МО «Камызякский район». Главный бухгалтер, заведующая сектором по учету и контролю финансовых средств управления делами администрации МО «Камызякский район» ФИО4 привлечена к дисциплинарной ответственности.
Согласно приказу исполняющего обязанности главы администрации МО «Камызякский район» ФИО5 главному бухгалтеру ФИО4. объявлено замечание за непринятие своевременных мер по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ ««О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Вместе с тем, согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла, административный орган может освободить лицо от административной ответственности.
Судом установлено, что в результате совершения Титовой Е.В. вышеуказанных действий, вредных последствий охраняемым общественным правоотношениям не наступило. Никаких жалоб от физических или юридических лиц на действия заявителя не поступило, что свидетельствует об отсутствии каких-либо последствий совершенного правонарушения.
Отягчающих обстоятельств в материалах дела не имеется.
В качестве смягчающих обстоятельств Титовой Е.В. учитываются наличие на иждивении малолетних детей, тяжелое материальное положение, что подтверждается свидетельствами о рождении № № и № №, справками о доходах за 2014, 2015 год, а также что Титова Е.В. не работает.
Таким образом установлено, что формально в действиях экономиста отдела экономического развития администрации муниципального образования «Камызякский район» Титовой Е.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Исследованные обстоятельства и материалы дела, а также объяснения Титовой Е.В. и ее представителя, позволяют суду прийти к выводу о малозначительности совершенного экономистом отдела экономического развития администрации муниципального образования «Камызякский район» Титовой Е.В. деяния, так как сведений о причинении какого-либо ущерба в результате совершенного Титовой Е.В. правонарушения в судебное заседание не представлено.
П. 2 ч. 1.1. ст. 29.9. КоАП РФ предусмотрено, что в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России по Астраханской области № 100-А-04-15 от 11.06.2015 в отношении должностного лица - муниципального заказчика администрации муниципального образования «Камызякский район» Титовой Е. В. по ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - муниципального заказчика администрации муниципального образования «Камызякский район» Титовой Е. В. - прекратить, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.
Судья подпись С.Ю. Царев