Решение по делу № 2-2720/2019 ~ М-1526/2019 от 06.03.2019

Дело № 2-2720/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2018 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елистратовой Алёны Юрьевны, Елистратова Алексея Дмитриевича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Елистратова А.Ю., Елистратов А.Д. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с передачей в общую долевую собственность, по ? доле каждому, по цене в размере 3% от кадастровой стоимости, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В обоснование иска указали, что являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, который расположен на спорном земельном участке площадью 2 155 кв.м с кадастровым номером . Истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в чем им было отказано.

Считая отказ незаконным, истцы обращаются в суд с настоящим иском.

Истцы Елистратова А.Ю., Елистратов А.Д., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители истца Елистратовой А.Ю. по доверенности Шангареева Г.Ф., Смирнова Э.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Мингазов К.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения и доводы представителей истца, ответчика, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Жилой дом площадью 39,5 кв.м и жилой дом площадью 152,3 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности истцам Елистратовой А.Ю. и Елистратову А.Д., по ? доле каждому, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Указанные жилые дома расположены на земельном участке площадью 2 155 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 2 155 кв.м, отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

Договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был предоставлен в аренду Елистратовой А.Ю. сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением определения долей от ДД.ММ.ГГГГ между Елистратовой А.Ю. и Елистратовым А.Д. стороны пришли к соглашению об определении долей в праве собственности на земельный участок, по ? доле за каждым.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).

Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли - продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Как усматривается из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об отказе в предоставлении в собственность истице испрашиваемого земельного участка на том основании, что в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 801-р от 24.07.1995 года, испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водозаборов р. Уфы. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий. В связи с чем, согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок не может быть предоставлен в собственность.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц, является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно частям 2, 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На основании ответа Главархитектуры г.Уфа РБ /ПР от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ, утвержденными решением Совета ГО г.Уфа РБ от 22.08.2008 г. № 7/4 (в редакции от 20.03.2013 г. № 15/6, от 28.06.2017 г. № 12/7, oт 27.06.2018 г. № 28/15) земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-1 (жилая зона), предназначенной для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трёх надземных этажей площадью земельного участка от 600 кв.м до 2 500 кв.м; для блокированной жилой застройки количеством надземных этажей не более чем три; частично (полосой 3,8 - 2,5 м) расположен на территории общего пользования в границах красных линий <адрес>.

Решением Совета ГО г.Уфа РБ от 27.06.2018 г. № 28/22 признано утратившим силу решение Совета ГО г.Уфа РБ от 28.12.2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд».

В соответствии с ответом МУП «Уфаводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, испрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект», утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 801-р от 24.07.1995 года, расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.

Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14 марта 2002 г., СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а)    определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б)    план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в)    правила и режим хозяйственного использования территорий трех

поясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне - осенней межени должны быть расположены на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;

б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра недвижимости, иными сведениями.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения города Уфа РБ.

Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, являющееся актом органа исполнительной власти Республики Башкортостан, на день рассмотрения дела не отменено, не признано незаконным, недействительным, не действующим, утратившим силу. Указанное Распоряжение опубликовано, является действующим, подлежащим применению.

На основании указанного выше проекта «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», утвержденного Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, установившего границы зон санитарной охраны водозаборов, испрашиваемый в собственность земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.

Довод стороны истцов о том, что постановлением Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено по протесту прокуратуры постановление Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта водоохранных зон рек и водоемов на территории г.Уфы», следовательно, на территории г.Уфы не установлены зоны санитарной охраны водных объектов, не обоснован, поскольку данным постановлением не отменено указанное выше Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за №801-р от 24.07.1995 года.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, он может быть предоставлен в собственность при наличии специального федерального закона, разрешающего предоставление в собственность земельных участков, находящихся во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов. Такого федерального закона на день рассмотрения дела не имеется.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

Как усматривается из разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 года, по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Как установлено судом, спорный земельный участок частично находится в пределах красных линий, на территории, предназначенной для расширения <адрес>.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а именно, что спорный земельный участок частично расположен в границах красных линий, а также находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Елистратовой Алены Юрьевны, Елистратова Алексея Дмитриевича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с передачей в общую долевую собственность, по ? доле каждому, по цене в размере 3% от кадастровой стоимости, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Бикчурина О.В.

2-2720/2019 ~ М-1526/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Елистратова Алена Юрьевна
Ответчики
Администрации ГО г.Уфа
УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ
Другие
Шангареева Гульшат Филаридовна
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Бикчурина О.В.
Дело на странице суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
06.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2019Передача материалов судье
06.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2019Подготовка дела (собеседование)
10.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2019Предварительное судебное заседание
13.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее