Дело № 2-7/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Варгаши
Курганской области 23 января 2019 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Медведевой Л.А.,
при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта Архангельской области к Шестаков Н.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство транспорта Архангельской области обратилось в суд с иском к Шестаков Н.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. В обоснование иска указано, что Министерство транспорта Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области и осуществляет свою деятельность через подведомственные учреждения и действует в соответствии с Положением (http:// www. transport29.ru/o-ministerstve/59-polozhenie-ob-obshchestvennom-sovete-pri-agentstve-po-transportu-arkhangelskoj-oblasti) о Министерстве транспорта Архангельской области (ранее - агентство по транспорту Архангельской области) утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области №319 от 24.07.2012 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с Положением - Министерство транспорта Архангельской области в сфере своего ведения осуществляет полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а так же выполняет организацию осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в случаях, предусмотренных законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения и государственного бюджетного учреждения «Региональная транспортная служба» (подведомственное учреждение министерства транспорта Архангельской области, целью деятельности которого является обеспечение деятельности министерства транспорта Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности. В рамках своих полномочий осуществляет взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, при осуществлении весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования). 15.05.2018 (в период введения временного ограничения движения транспортных средств) на пункте весового контроля, ППВК <адрес>, были выявлены факты несанкционированного (без специального разрешения) провоза по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по осевым нагрузкам автотранспортного средства, без внесения платы в счет возмещения ущерба (вреда) за провоз тяжеловесного груза, носящей обязательный характер. 15.05.2018 был выявлен факт провоза тяжеловесного груза (канцелярские товары) на транспортном средстве - автомобиле MAN 18.412 FLRT (г/н№) принадлежащем, согласно договора аренды, Шестаков Н.В., осуществлявшем движение по маршруту: «автодорога М-8 - граница с Республикой Коми». По данному факту составлен акт от 15.05.2018 №367 «О превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось». В этом акте имеется ссылка, что взвешивание транспортного средства с прицепом произведено в статике с применением весов автомобильных №. Это весовое оборудование поверено 07.03.2018 (свидетельство о поверке № ТМ - 153, действительно до 07.03.2019). Согласно названному акту расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области по маршруту: «граница с Республикой Коми - <адрес>», составляет 471 км. Названный акт составлен в присутствии водителя Шестаков Н.В., управлявшего названным автомобилем. Экземпляр акта вручен водителю Шестаков Н.В. под роспись. О фактах выявленных нарушений сообщено в ГИБДД. В адрес ответчика была направлена претензия от 30.07.2018 № 129-ю, в соответствии с которой, последнему было предложено произвести оплату задолженности по возмещению вреда, причиненного транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза. Размер задолженности по плате за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области, образовавшийся в результате нарушения ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов, на 01.09.2018 составил 897850,51 руб. Просит суд взыскать с ответчика Шестаков Н.В., в пользу министерства транспорта Архангельской области денежные средства в размере 897850,51 руб. в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области.
Впоследствии истец изменил исковые требования, основание иска оставил прежним. Указал, что взвешивание производилось на передвижном пункте весового контроля на 95 километре автомобильной дороги Котлас-Коряжма-Виледь-И.Подомское. Указано, что произведен перерасчет размера вреда по акту №367 от 15.05.2018. Просил суд взыскать с ответчика 884506,66 руб. в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области
В судебном заседании представитель истца Министерства транспорта Архангельской области не присутствовал, извещен надлежаще, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзывах. Дополнительно пояснила, что знаки объезда не были установлены, на передвижном пункте взвешивания не имели право производить взвешивание. Выхода в интернет у ответчика не было, для того, чтобы узнать информацию об ограничении движения. Ответчик устно заявлял о том, что необходимо провести контрольное взвешивание. Из фотографии усматривается, что при взвешивании колесо расположено не по центру платформы, «башмак» сзади, то есть взвешивание произведено с нарушением Методики измерений осевых нагрузок и масс автодорожных транспортных средств с применением весов автомобильных электронных портативных ВА-П (свидетельство об аттестации методики измерений N 531/2301-(01.00250)-2014). Постановления о привлечении к административной ответственности Шестаков Н.В. не оспорено в связи с пропуском срока. Шестаков Н.В. ехал по данной дороге впервые, однако профессионально занимается перевозками грузов. Государственный регистрационный знак прицепа указан неверно. Не указано по каким дорогам региональным или муниципальным маршрут составил 471 км. Имеются противоречия в расчетах. Просила в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Нестеров В.В, в судебном заседании возражал против исковых требований. Пояснил, что по маршруту движения, указанному истцом проехать невозможно, в связи с использованием данных дорог лесовозами. Должностные лица при таком превышении должны были остановить автомобиль, определив его на стоянку, а не отпускать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 Положения о министерстве транспорта Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 24.07.2012 №319-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности.
В силу подп. 39 п. 8 этого же Положения к компетенции министерства относится организация осуществления расчета начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими перевозки по участкам автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, Министерство в пределах своих полномочий вправе осуществлять мероприятия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по участкам автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, вправе обращаться в суд с заявлениями о взыскании задолженности по плате в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по участка автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в названном Кодексе.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причинённый имуществу, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В силу части 5 статьи 4 Закон № 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В силу части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 этой же статьи размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или муниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании части 2.1 статьи 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (пункт 4 статьи 30 Закона №257-ФЗ).
Постановлением Правительства Архангельской области от 06.03.2012 №78-пп утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и по автомобильным дорогам местного значения муниципальных образований Архангельской области (далее - Порядок № 78-пп).
Пунктом 3 Порядка № 78-пп предусмотрено, что временные ограничения движения вводятся на основании распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения.
Согласно пункту 4 Порядка акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Архангельской области принимается в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка - Правительством Архангельской области.
В соответствии с главой IV Порядка №78-пп временные ограничения движения вводятся в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний и осенний периоды в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
На основании пункта 8 Порядка №78-пп в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка, информация о введении ограничений размещается за 10 дней до начала временного ограничения движения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.ador.ru при введении временных ограничений или прекращения движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значении Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2018 №149-пп «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Архангельской области в 2018 году» было введено в 2018 году временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области с 16 апреля по 30 мая (весенний период) и с 9 октября по 7 ноября (осенний период).
Временное ограничение движения согласно вышеуказанному Постановлению осуществляется в весенний (с 16 апреля по 30 мая) и осенний (с 9 октября по 7 ноября) периоды - путем установки дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» и (или) 3.11 «Ограничение массы», предусмотренных Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 78-п в случае принятия акта о введении ограничения Правительство Архангельской области, государственное казенное учреждение Архангельской области Дорожное агентство «Архангельскавтодор», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главами III и V данного Порядка. Временное ограничение в весенний и осенний период вводится на основании главы IV Порядка № 78-пп, в связи с чем, организация объездов на период указанного сезонного ограничения не предусмотрена.
Установлено, что 20.02.2018 между Нестеров В.В, (арендодатель) и Шестаков Н.В. (арендатор) заключен договор аренды автомобиля марки МАН 18.412 FLRT, 2001 года выпуска, государственный регистрационный знак №, двигатель №№, цвет зеленый и полуприцепа SCHMITZ S 01, 2005 года выпуска, шасси №№, цвет темно-серый сроком на 11 месяцев, арендная плата составляет 30000 руб. в месяц.
Согласно ст.ст. 642, 648 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
15.05.2018 в 11 час. 27 мин. на передвижном пункте весового контроля на автодороге 95 км. автодороги Котлас-Коряжма-Виледь-И.Подомское было произведено взвешивание транспортного средства - автомобиля MAN 18.412 FLRT (г/нС949КЕ/45) и полуприцепа SCHMITZ SOI с грузом (канцелярские товары).
При фиксации весовых параметров автотранспортного средства, в составе тягача MAN 18.412 FLRT г/н № и полуприцепа SCHMITZ SOI г/н № был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 367 от 15.05.2018, из которого следует, что осевые нагрузки распределились следующим образом: 1 ось: 7,09 при допустимом 3,50 (с учетом погрешности 3,57), 2 ось -9,05 при допустимом 3,50 (с учетом погрешности 3,57), 3 ось -7,08 при допустимом 3,50 (с учетом погрешности 3,57), 4 ось -6,66 при допустимом 3,50 (с учетом погрешности 3,57), 5 ось -6,87 при допустимом 3,50 (с учетом погрешности 3,57).
Специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза у водителя отсутствовало.
Взвешивание транспортного средства с прицепом произведено в статике с применением весов автомобильных №. Весовое оборудование поверено 07.03.2018 (свидетельство о поверке № ТМ - 153, действительно до 07.03.2019).
Доводы стороны ответчика о том, что взвешивание проводилось на полосе отвода дороги в нарушение требований Методики измерений осевых нагрузок и масс автодорожных транспортных средств с применением весов автомобильных электронных портативных ВА-П (свидетельство об аттестации методики измерений N 531/2301-(01.00250)-2014) подлежат отклонению на основании следующего.
Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" предусмотрена возможность взвешивания транспортного средства на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог.
Из акта установки весового оборудования на дорогах общего пользования для проведения контроля весовых параметров автотранспорта МПВК №4 <адрес> от 15.05.2018 следует, что на автодороге 95 км. автодороги Котлас-Коряжма-Виледь-И. Подомское на дорожное полотно с усовершенствованным типом покрытия (асфальтобетон) в предварительно подготовленное согласно аттестованной методике измерений место, установлены весы автомобильные электронные портативные ВА-20П зал «ВИК «ТЕНЗО-М» заводской номер № (1/2). Отклонение площадки выбранной для работы весов не превышает от плоскости +- 2 мм., от горизонта -+ 3 мм/м. Превышение одной платформы от другой не превышает 3 мм/м. Проверка правильности установки весов проведена рейкой дорожной универсальной «РДУ-КОНДОР № (свидетельство о поверке от ДД.ММ.ГГГГ №)».
Сведениями ГКУ Архангельской области «Архангельскавтодор» от 14.11.2018 подтверждается, что на участке 95 м. автомобильной дороги регионального значения Котлас-Коряжма-Виледь-И.Подомское в Вилегодском районе Архангельской области введена в эксплуатацию переходно-скоростная полоса для передвижного пункта весового контроля в состав которой входит специально оборудованная площадка, предназначенная для установки весов, на которой фактически применяются переносные платформы для определения в статическом режиме осевых нагрузок груженых или порожних автотранспортных средств. Площадка находится в полосе отвода автомобильной дороги. Параметры и тип покрытия площадки соответствуют требованиям паспортов применяемых средств измерения. Год реализации (ввод в эксплуатацию) специально оборудованной площадки - 2016. Характеристика дорожной одежды площадки: соответствует требованиям, предъявляемым для установки и работы весов и обеспечения сопротивления нагрузки от большегрузного транспорта. Несущая способность покрытия площадки (общий модуль упругости наповерхности дорожной одежды Еобщ) составляет 2478 кг/см2 (243 МПа) при допустимой неменее 150-200 кг/см2 (15-20 МПа). Срок службы дорожной одежды в соответствии с документацией составляет 10 лет, гарантийный срок на верхний слой покрытия площадки - 4 года.
Доводы ответчика о том, что для взвешивания транспортного средства с пятью осями необходимо удвоенное число грузоподъемных платформ (п.1.3.3.) то есть 10, а весы на которых производилось взвешивание (ВА-20П) максимальное количество грузоподъемных платформах не может превышать более восьми, в связи с чем результаты взвешивания являются недействительными опровергаются следующим.
В соответствии с п.п. 1.3.1. п. 1.3 паспорта на весы № весы предназначены для определения массы АТС и их осевой нагрузки на дорожное полотно при поосном способе взвешивания. Обычно грузоприемное устройство весов состоит из двух грузоприемных платформ. В такой комплектации весы используются для измерения осевой нагрузки-силы воздействия колес одной оси АТС на дорожное полотно.
Согласно п. 1.3.3 паспорта на весы для взвешивания транспортного средства в целом количество грузоподъемных платформ должно быть увеличено и равно удвоенному числу его осей. Все колеса транспортного средства должны одновременно находиться на грузоприемных платформах, при этом их количество не может быть более восьми.
Согласно п. 1.3.2 паспорта на весы значение массы всего автотранспортного средства определенное суммированием результатов последовательных измерений осевых нагрузок в статическом режиме, будет лишь ориентировочным. Погрешность такого результата зависит от числа осей, типа подвески (рессорсная или пневмо), длины АТС и других факторов, и поэтому не нормируется.
Измерение осевых нагрузок происходило при специалистах весового контроля и инспекторе ГИБДД, которые поставили свои подписи о действительности проведения процедуры измерения осевых нагрузок данного транспортного средства.
Доводы ответчика о том, что по фотографиям возможно установить факт нарушения методики измерения отклоняется судом, в связи с недопустимостью данного доказательства.
Таким образом, взвешивание на указанных весах транспортного средства при поосном взвешивании соответствует требованиям законодательства. Суд учитывает, что ответчику не вменяется превышение массы всего автотранспортного средства.
Постановлением ГИБДД от 07.06.2018 Шестаков Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 11 ст.12.21.1 (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения), назначено наказание в виде штрафа.
Постановлением ГИБДД от 07.06.2018 Шестаков Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 (управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)), назначено наказание в виде штрафа.
Постановления вступили в законную силу 29.06.2018.
30.07.2018 истцом в адрес ответчика направлена претензия №129-ю, в соответствии с которой последнему предложено было произвести оплату задолженности по возмещению вреда причиненного транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза.
Ответа на претензию не последовало, оплата не произведена.
Доводы стороны ответчика об отсутствии информирования пользователей региональных дорог об условиях движения транспортных средств, об отсутствии установки знаков объезда суд отклоняет, поскольку материалами дела подтверждается, что соответствующая информация была доведена до пользователей.
Маршрут движения транспортного средства определен исходя из представленных водителем при взвешивании документов, а именно: транспортной накладной №, Прием груза: <адрес>, АО «Архангельский ЦБК»), Сдача груза: <адрес> 3307 км.
Согласно названному акту расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения <адрес> по маршруту: «граница с Республикой Коми - <адрес>», составляет 471 км.
Согласно ответу ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» протяженность автомобильных дорог регионального значения по маршруту движения транспортного средства от автодороги М8 «Холмогоры» до границы Республики Коми (май-июнь 2018) составляет 464 км. Маршрут проходит по следующим автомобильным дорогам общего пользования регионального значения: Усть-Вага-Ядриха -296,604 км., подъезд к <адрес>-6,48 км., Котлас- Коряжма км.0-км. 41 (I пусковой комплекс) 1,77 км., Котлас-Коряжма-Видель-Ильинско-Подомское-91,418 км; Ильинско-Подомское-Самино-Перевоз-развилка-26,101 км., Дресвянка-Васюнино-1, 27 км; Ильнско-Подлмское-Павловск-Сорово-Фоминский-5,993 км., Шевелево-Широкий Прилук-26,21 км.; автомобильные дороги общего пользования муниципального значения (МЛ «<адрес>»: <адрес>-3,134 км., <адрес> (Котлас)-1,39 км., <адрес>)-3,987 км.
Доводы стороны ответчика о том, что он двигался по иному маршруту (граница <адрес> -Приводино-Ядриха-Котлас-Коряжма-Ильин-Подомское) с иным километражем (172 км) ничем не подтверждено.
Суд критически относится к пояснениям третьего лица Нестеров В.В,, повторяющих позицию стороны ответчика о том, что движение по маршруту, указанному истцом невозможно проехать весной в связи с использованием данных дорог лесовозами, поскольку данные обстоятельства ничем не подтверждены.
Автомобильная дорога Усть-Вага-Ядриха входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп и является автомобильной дорогой общего пользования.
Доказательств того, что на момент проезда транспортного средства ответчика вводились какие-либо ограничения по маршруту движения, указанному в акте, суду не представлено.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ водителем получен, что им не оспаривалось.
Кроме того, при составлении акта ДД.ММ.ГГГГ водитель Шестаков Н.В. от подписи отказался, указав, что не согласен с показаниями весового оборудования, доводов или несогласия в отношении маршрута движения не заявлял.
В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила №).
Согласно пункту 2 Правил № вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пунктом 5,6 Правил № предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определённого соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимых осевых нагрузок на одну ось () рассчитывается по формулам:
(для дорог с одеждой капитального и облегченного типа),
(для дорог с одеждой переходного типа),
где: - коэффициент, учитывающий условия дорожно-климатических зон, приведенный в таблице 2; - коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в таблице 2; - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Принимается равным единице при неблагоприятных природно-климатических условиях, в остальное время принимается равным 0,35; - исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов, приведенное в таблице 1; - величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой для автомобильной дороги, тонн/ось; Н - нормативная (расчетная) осевая нагрузка для автомобильной дороги, тонн/ось; a, b - постоянные коэффициенты, приведенные в таблице 1.
Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:
,
где: - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей); - размер вреда при превышении значения допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров); - размер вреда при превышении значений допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров); i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимых осевых нагрузок; S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров); - базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:, где: - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, = 1); - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 8 Правил №934 средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено, законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2015 № 577-пп «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами при движении по автомобильные дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области» установлено, что размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области, определяется в соответствии с показателями размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам Федерального значения, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозка тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации». Организация расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области, осуществляется министерством транспорта Архангельской области.
В соответствии с расчетом истца: для 1-й оси Рпомi = Кдкз * Ккап.рем. * Ксез. * Рисх. * (1+0,2 * Пось * (а /Н – b)) = 2.14 * 1.07*1 * 1840 * (1+0,2 *3,52^1,92* (37.7/10-2.4)) = 17 147,08292 руб,/100 км; для 2-й оси: 2.14 * 1,07* 1 * 1840 * (1-0.2 * 5,48^1.92 * (37.7/10-2,4)) =34470,14449 руб, / 100 км; для 3-й оси: 2,14 *1,07 * 1 * 1840 * (1+0.2 * 3,51^ 1,92 * (37.7/10-2.4)) = 17076,62684 руб./ 100км; для 4-й оси: 2.14 *1,07 * 1 * 1840 * (1+0,2 * 3,09^1,92 * (37.7/10-2.4)) = 14 284,54788 руб./100 км; для 5-й оси: 2.14 * 1,07 * 1 * 1840 * (1+0,2 * 3,21 ^1.92 * (37.7/10 - 2.4)) = 15048,89773 руб. /100 км.
Предельно-допустимая полная масса транспортного средства не превышена, К=0.
Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов», разработанному Минэкономразвития России, для расчета применяются следующие значения дефляторов: 2009 год к 2008 году -105,0%; 2010 год к 2009 году - 108,0%; 2011 год к 2010 году -108,8%; 2012 год к 2011 году -106,8%; 2013год к 2012 году -106,0%; 2014 год к 2013 году -104,9%; 2015 год к 2014 году -114,3%; 2016 год к 2015 году -106,3%; 2017 год к 2016 году - 104,4%; 2018 год к 2017 году - 104,6%;
На основании изложенного, индекс-дефлятор на 2018 год равен: Ттг=(1*105,0%*108,0%*108,8%*106,8%* 106,0%* 104,9%* 114,3%,106,3%,104,4%,104, 6%)=(1*1,049*1,0797*1,08817593*1,0678888*1,06006098*1,04947843*1,14336*1,06300573*1,044 17893*1,04648828) = 1, 944626.
Размер платы в счет возмещения вреда составляет: Пр=[0+(17147,08292+34470,14449+17076,62684+14284,54788+15048,89773)]х4,64х1,944626= 884506,66.
Доводы ответчика о том, что формула для расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы при массе транспортного средства ответчика 36,66 т. при допустимой 40,8 т. не должна применяться является необоснованной, поскольку противоречит требованию Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11/2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» во исполнение положений частей 8, 9 Закона № 257-ФЗ.
Тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (с изменениями и дополнениями).
Транспортное средство было взвешено с учетом методики измерения, предел измерения весами 20 т не противоречит последней.
Доводы ответчика о том, что в акте №367 от 15.05.2018 указан прицеп (полуприцеп) марки SCHMITZ; модель SOI; регистрационный номер: AM 521345, а в действительности государственный регистрационный знак прицепа №, с учетом правильности данных марки, модели, не могут являться основанием для признания акта недействительным в связи с опиской.
Имеющимися в деле доказательствами (детализацией движения автотранспортного средства ООО «РТ –Инвест Транспортные Системы в г. Архангельске) подтверждается, что движение осуществлялось автотранспортным средством в составе тягача MAN 18.412 FLRT государственный регистрационный знак № и полуприцепа в период с 10.05.2018 по 20.05.2018.
Доводы ответчика о том, что ГБУ «Архангельское областное РТС» не вправе осуществлять расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области отклоняются ввиду следующего.
ГБУ Архангельской области «РТС» является подведомственным учреждением министерства транспорта Архангельской области, целью деятельности которого является обеспечение деятельности министерства транспорта Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности. В рамках своих полномочий осуществляет взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, при осуществлении весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования. В указанные полномочия входит составление акта о результатах взвешивания в случае превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось, а так же организация расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда причиняемого транспортным средством, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (Государственное задание утвержденное министерством транспорта Архангельской области на 2017 - 2019). Представитель Министерства транспорта Архангельской области осуществляет свои полномочия на оснований доверенности.
Пунктом 2.1.1.2.2. Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» устанавливает требования при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах. Требований для осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального значения не установлено. В свою очередь акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 367 от 15 мая 2018 г. содержит всю необходимую и достаточную информацию, а именно: дата 15.05.2018, время 11ч,27 мин. и место составление акта (95 км а/д Котлас-Коряжма-Виледь - И.Подомское); наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта (передвижной пункт весового контроля (ППВК)); марка(MAN, прицеп SCHMITZ), модель 18/412 FLRT прицеп S01 и регистрационный номер № транспортного средства, прицепа AM 5213 45; владелец транспортного средства Нестеров В.В,; характеристики груза (делимый/- канцелярские товары); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам (0 км)/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (471 км); полная масса транспортного средства (36,660т): допустимая (40, 800 кг с учетом погрешности); расстояние между осями (1. 3600, 2. 5720, 3. 1320, 4. 1320); масса, приходящаяся на ось (1. 7.09, 2, 9.05, 3. 7.08, 4. 6.66, 5. 6.78 т): допустимая (3.5 т. период временного ограничения), или указанная в специальном разрешении (отсутствует). Указанный акт подписывается должностным лицом (Оператор ППВК - Ю,Ю,Ю,., Инспектор ГИБДД - Х,Х,Х,), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства (Копию акта получил Водитель - Шестаков Н.В.)
Доводы ответчика о том, что в акте не содержится ссылок на реквизиты документов, документально подтверждающих и обосновывающих маршрут движения транспортного средства ответчика, расстояния пройденного по региональным дорогам несостоятельна.
Из содержания п.2.1.1.1.3 Порядка №125 следует, что в акте по результатам взвешивания указывается либо расстояние, пройденное по федеральным дорогам. Либо расстояние, пройденной по дорогам местного значения. Из акта следует, что пройдено расстояние по федеральным дорогам-0, по местным дорогам-471 км.
Кроме того, плата за причинения вреда федеральным дорогам к взысканию не предъявлена.
Таким образом, названный акт отражает все данные, установленные п. 2.1.1.2.2 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, в связи с чем принимается судом в качестве надлежащего доказательства, содержащего сведения о факте допущенного со стороны ответчика нарушения выразившегося в перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Архангельской области без специального разрешения в условиях действия временных ограничений, вследствие чего данным автодорогам, то есть государственному имуществу был причинен вред.
Вопреки доводам ответчика, именно на нем лежит процессуальная обязанность доказать, что сведения, отраженные в акте являются недостоверными.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении им требований перевозки тяжеловесного груза.
Сам факт несогласия ответчика с представленным актом, при том, что указанные в нем сведения о наличии превышения допустимых осевых нагрузок транспортного средства, маршрут, не опровергнуты, не может освобождать ответчика от обязанности возмещения вреда.
Таким образом транспортным средством, владельцем которого является ответчик осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз.
На основании изложенного, исковые требования Министерства транспорта Архангельской области о взыскании подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленнымбюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета Варгашинского района Курганской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12045,07 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства транспорта Архангельской области к Шестаков Н.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов удовлетворить.
Взыскать с Шестаков Н.В. в пользу Министерства транспорта Архангельской области денежные средства в размере 884506,66 руб. в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Взыскать с Шестаков Н.В. в доход местного бюджета Варгашинского района Курганской области государственную пошлину в размере 12045,07 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Медведева Л.А.
Мотивированное решение составлено 28.01.2019.