Дело № 2-1817/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гусь-Хрустальный 21 октября 2014 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюриной Н.В., с участием помощника Гусь – Хрустального межрайонного прокурора Балашова А.С., представителя ответчика администрации МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Собещанской О.В., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусь – Хрустального межрайонного прокурора в интересах Шестаковой ФИО11 к администрации муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области об обязании организовать теплоснабжение квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Гусь – Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Шестаковой Т.И. к администрации муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области об обязании организовать теплоснабжение квартиры. В обоснование иска указывают, что проведенной межрайонной прокуратурой проверкой выявлен факт нарушения прав граждан на теплоснабжение. В ходе данной проверки установлено следующее. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживают Шестакова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Шестаков Н.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения. В настоящий момент указанное жилое помещение отключено от системы центрального теплоснабжения, вопрос о его отоплении в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ не решен. Согласно информации, представленной МУП ЖКХ ФИО10, данная организация осуществляла отопление дома № по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ. В последствие теплоснабжение объекта было прекращено, в связи с переходом на индивидуальное отопление. На ДД.ММ.ГГГГ все собственники указанного многоквартирного жилого дома знали о переходе на индивидуальное отопление в связи с газификацией деревни, на основании изложенного уведомления потребителям об отключении центральной котельной не направлялись. Из сведений, представленных администрацией МО ФИО10, следует, что многоквартирный жилой дом <адрес> отключен от центрального отопления в связи с ликвидацией нерентабельной котельной, в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением главы муниципального образования ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ, решением схода граждан <адрес>. Дом газифицирован, установка отопительного и газового оборудования внутри квартир должна производиться за счет собственников жилых помещений. Из заявления Шестаковой Т.И. следует, что в ее квартире без уведомления было отключено центральное отопление, возможности провести газ и индивидуальное отопление она не имеет, в связи с отсутствием денежных средств. Отключение многоквартирного <адрес> от централизованного отопления и переход на индивидуальное газовое отопление было проведено в нарушение требований закона, то есть без согласования с потребителями тепловой энергии и без выполнения возложенных на орган местного самоуправления мер по организации надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения. Из смысла пунктов 2, 9 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» следует, что потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию, теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, под данной установкой подразумевается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, то есть батарея. Следовательно, подведение газопровода к <адрес> не может расцениваться как исполнение обязанности по обеспечению тепловой энергией, поскольку надлежащая работа теплопотребляющих установок потребителей не организована. Действующее законодательство не возлагает на потребителей тепловой энергии обеспечивать за свой счет возможность подключения теплопотребляющей установки (батареи) к новой тепловой сети, обязывая их лишь заключить договор с теплоснабжающей организацией. Пунктом 15 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889, установлено, что в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа (далее - схема теплоснабжения), вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения. Между тем, схемой теплоснабжения муниципального образования ФИО10 Гусь-Хрустального района, утвержденной постановлением главы муниципального образования ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ, сроки вывода из эксплуатации центральной котельной в <адрес> не определены. Таким образом установлено, что органу местного самоуправления МО пос. Анопино было достоверно известно о том, что в указанном многоквартирном жилом доме не все жилые помещения оснащены газовым оборудованием для подключения к новому источнику теплоснабжения, однако администрацией произведено отключение централизованного отопления от центральной котельной. Вместе с тем в настоящее время часть жителей данного дома, в том числе Шестакова Т.И. и Шестаков Н.А., испытывая дефицит теплоснабжения, не имеют возможности самостоятельно подключить газовое оборудование в принадлежащих им квартирах. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав гражданина, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Из заявления Шестаковой Т.И. следует, что она в силу возраста и материального положения не может самостоятельно защищать свои интересы в суде. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Бездействие администрации МО ФИО10, выразившееся в не организации теплоснабжения квартиры <адрес>, нарушает право проживающих в нем лиц на благоприятную окружающую среду, а с начала отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ создаст опасность для их жизни и здоровья. В связи с чем, просят обязать администрацию муниципального образования ФИО10 организовать теплоснабжение <адрес>
В судебном заседании помощник Гусь – Хрустального межрайпрокурора Балашов А.С. уточнил исковые требования. Просил суд обязать администрацию муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать теплоснабжение <адрес>.
Представитель ответчика администрации муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области Собещанская О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования Гусь – Хрустального межрайонного прокурора признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Шестаков Н.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Кроме того, статьей 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Суд полагает, что прокурор является надлежащим заявителем по данному делу, поскольку в материалах дела имеется письменное заявление Шестаковой Т.И. на имя Гусь-Хрустального межрайонного прокурора о защите нарушенных прав, указав, что она является пенсионеркой и по состоянию здоровья не может лично защищать свои интересы в суде.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Пунктом 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. п. 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности отопительных печей, внутренних систем теплоснабжения и установку с газовыми нагревателями.
В судебном заседании установлено, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: Шестаков ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Шестакова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Шестаков Н.А. и Шестакова Т.И. являются собственниками указанной квартиры, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.55).
Согласно справке МУП ЖКХ Гусь – Хрустальный район № от ДД.ММ.ГГГГ, за <адрес>, задолженности за коммунальные услуги нет.
Как следует из справки муниципального унитарного предприятия жилищно – коммунального хозяйства МО ФИО10 (сельское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ, МУП ЖКХ МО ФИО10 осуществляло теплоснабжение дома <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что жилищный фонд и организации <адрес> были переведены на индивидуальное отопление, МУП ЖКХ МО <адрес> было прекращено теплоснабжение объектов. На ДД.ММ.ГГГГ все собственники <адрес> знали о переводе на индивидуальное отопление по результату схода граждан <адрес> по вопросу газификации деревни, поэтому уведомления потребителям об отключении центральной котельной не направлялись (л.д.29).
Из сообщения главы МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Багина С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ №, дом <адрес> отключен от центрального отопления в связи с ликвидацией нерентабельной котельной, в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № решением схода граждан <адрес>. Дом газифицирован, установка отопительного и газового оборудования внутри квартир должна проводиться за счет собственников (л.д.28).
Как следует из сообщения главы МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области Багина С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № собственником котельной, которая отапливала <адрес>, является администрация МО ФИО10 (л.д.49), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению главы МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ» МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района передано муниципальное имущество, являющееся собственностью муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района (л.д.34).
На основании постановления главы МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, была разработана схема теплоснабжения по МО ФИО10 (сельское поселение) (л.д.8-17).
Постановлением главы МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена схема теплоснабжения муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) (л.д.32).
Как следует из протокола схода граждан <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение газифицировать <адрес>, перейти на индивидуальное отопление, закрыть котельную <адрес>. Газификации подлежит 191 домовладение. Каждая семья должна внести по <данные изъяты> на изготовление проекта газификации <адрес> и прохождение госэкспертизы проекта (л.д.31).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с экономической нецелесообразностью прекращена эксплуатация котельной <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Жилищный фонд <адрес> переведен на индивидуальное отопление (л.д.30).
Согласно постановлению главы МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № из хозяйственного ведения МУП ЖКХ МО <адрес> изъято и передано администрации МО ФИО10 муниципальное имущество (л.д.38).
ДД.ММ.ГГГГ Шестаковой Т.И. в адрес Гусь – Хрустального межрайонного прокурора было направлено заявление, из которого следует, что в ее квартире без уведомления было отключено центральное теплоснабжение, возможности провести газ и индивидуальное отопление она не имеет в связи с отсутствием денежных средств (л.д.7).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой
энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации - ликвидацию, не менее чем за восемь месяцев от планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.
Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов.
В случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа, вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
Таким образом, по смыслу указанных норм законодательства, собственник источника тепловой энергии обязан был при выводе из эксплуатации котельной согласовать такой вывод с потребителями тепловой энергии, и лишь в случае согласия потребителей на прекращение поставки тепловой энергии осуществить вывод котельной из эксплуатации.
Отключение многоквартирного <адрес> от центрального отопления и переход на индивидуальное газовое отопление было проведено в нарушение требований закона, то есть без согласования с потребителями тепловой энергии и без выполнения возложенных на орган местного самоуправления мер по организации надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального поселения.
Протокол схода граждан <адрес> по вопросу газификации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не позволяет сделать вывод о том, что вывод источника тепловой энергии из эксплуатации был согласован со всеми потребителями. Как следует из указанного протокола, на сходе присутствовало лишь 52 жителя <адрес>.
Кроме того, решение о переходе на иной вид теплоснабжения е является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселения. При замене источника теплоснабжения администрация МО ФИО10 обязана осуществить его таким образом, чтобы обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселения.
Из смысла пунктов 2, 9 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» следует, что потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию, теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, под данной установкой подразумевается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, то есть батарея.
Таким образом, подведение газопровода к <адрес> не может расцениваться как исполнение обязанности по обеспечению тепловой энергией, поскольку надлежащая работа теплопотребляющих установок потребителей не организована.
Действующее законодательство не возлагает на потребителей тепловой энергии обеспечивать за свой счет возможность подключения теплопотребляющей установки (батареи) к новой тепловой сети, обязывая их заключить договор с теплоснабжающей организацией.
В силу части 9 ст. 21 ФЗ «О теплоснабжении» лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения.
Пунктом 15 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889, установлено, что в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа (далее - схема теплоснабжения), вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
Как следует из схемы теплоснабжения МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района, утвержденной постановлением главы МО ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ, сроки вывода из эксплуатации центральной котельной в <адрес> не определены.
Из материалов дела бесспорно следует, что органу местного самоуправления МО ФИО10 (сельское поселение) было достоверно известно о том, что в многоквартирном жилом <адрес> не все жилые помещения оснащены газовым оборудованием для подключения к новому источнику теплоснабжения. Но несмотря на это, администрацией МО пФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района было произведено отключение центрального отопления от центральной котельной. Вместе с тем в настоящее время Шестаковы, испытывая дефицит теплоснабжения, не имеют возможности самостоятельно подключить газовое оборудование в принадлежащей им квартире, по причине пенсионного возраста и тяжелого материального положения.
В представленных представителем ответчика администрации МО ФИО10 (сельское поселение) документах отсутствуют сведения о том, что сособственником спорной квартиры Шестаковой Т.И. давалось согласие на газификацию спорной квартиры. Кроме того, отсутствует согласие Шестаковой Т.И. и Шестакова Н.А. на отключение квартиры от центрального отопления.
Администрация МО ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области исковые требования Гусь – Хрустального межрайонного прокурора признала в полном объеме.
При вышеизложенных обстоятельствах, исковые требования Гусь – Хрустального межрайонного прокурора, действующего в интересах Шестаковой Т.И., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов Шестаковой ФИО11 к администрации муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области об обязании организовать теплоснабжение квартиры, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования ФИО10 (сельское поселение) Гусь – Хрустального района Владимирской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать теплоснабжение <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь – Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Овчинникова
Мотивированное решение суда изготовлено 22 октября 2014 года.
Судья Е.Е. Овчинникова