УИД 37RS0021-01-2020-000062-73
Дело № 2-165/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года город Фурманов Ивановской области
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО3,
с участием: истца ФИО1 и ее представителя ФИО6,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Истец является опекуном ФИО2, с внучкой проживают совместно. Также истец является получателем страховой пенсии по старости.
<ДД.ММ.ГГГГ> ответчиком было принято решение <№> об отказе в назначении ФИО1 повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии на иждивенца, ФИО2, т.к. она не представила документального подтверждения нахождения внучки на ее иждивении. В настоящее время общий объем ежемесячных расходов не покрывается получаемыми доходами, размера пенсии не хватает на коммунальные расходы, продукты и отсутствует возможность в приобретении необходимых вещей. Других источников дохода она не имеет. Отмечает, что факт нахождения ФИО2 на иждивении истца предполагается в силу закона, поскольку ФИО2 – несовершеннолетняя, в связи с чем истцу необходимо назначение ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
На основании изложенного истец просит суд: обязать УПФР в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии с <ДД.ММ.ГГГГ>.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО6 заявленные требования поддержали и пояснили, что пенсию истец тратит на себя и внучку.
Представитель ответчика – УПФР в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) –ФИО7 суду пояснил, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск.
Свидетель Свидетель №1 пояснила суду, что является соседкой ФИО1, знает, что ФИО1 воспитывает и полностью содержит свою несовершеннолетнюю внучку - ФИО2, оставшуюся сиротой.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; ст. 1; статья 7, часть 1) охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
С 01.01.2015 г. страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2013г. № 400-ФЗ, цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2015г.) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (до 01.01.2010г. – базовая часть пенсии) устанавливался в повышенном размере в зависимости от количества таких членов семьи.
Аналогичное правило установлено ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп. 1, 3 и 4 ч. 2 ст.10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч.1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трёх категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи:
- дети, не достигшие возраста 18 лет;
-дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
- дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ указанно, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Под полным содержанием кормильцем членов семьи понимаются действия кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что кормилец взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Документами, подтверждающими факт нахождения на иждивении, то есть нахождение на полном содержании кормильца или получение от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, являются справки, выдаваемые жилищными органами или органами местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях – решение суда об установлении данного юридического факта.
Согласно пунктам 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. №958н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (п. 82 Перечня документов, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. №958н).
Как следует из материалов дела, ФИО2, является внучкой ФИО1 и проживает совместно с ней по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой с места жительства.
ФИО2 является получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца в размере 10567,73 рублей, ежемесячной, что подтверждается: решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от <ДД.ММ.ГГГГ>
ФИО4 является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 11211,66 и опекунского пособия в размере 6188,96 рублей.
Решением ГУ-УПФР в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> по обращению ФИО1 от <ДД.ММ.ГГГГ> последней отказано в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на иждивенца внучку ФИО2, т.к. документального подтверждения нахождения на иждивении не представлено.
Законом установлено иждивенство данной категории лиц. Соблюдение иных условий, установленных законом для определения факта нахождения на иждивении, в том числе, установления нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования, в данном случае не имеет юридического значения для решения вопроса об их иждивенстве.
Иное толкование норм закона не соответствует вышеприведенным основным принципам социального обеспечения в Российской Федерации и противоречит целям Федерального закона «О страховых пенсиях».
Доводы ответчика об определении факта нахождения на иждивении, исходя из степени обеспеченности членов данной семьи (исходя из сумм социальной пенсии, ежемесячных денежных выплат) суд отклоняет, поскольку законом иждивенство лиц указанной категории презюмируется.
Кроме того, не оспаривалось то обстоятельство, что нетрудоспособная внучка истицы на момент рассмотрения дела является несовершеннолетней, не трудоустроена, иных источников дохода не имеет.
В связи с изложенным, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа ФИО1 в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Иные доводы ответчика в обосновании своей позиции по заявленному к нему иску так же не являются основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку не опровергают доводов последнего.
При таких обстоятельствах, требования истца являются правомерным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом нахождения у нее на иждивении – несовершеннолетней ФИО2
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд <адрес> в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2020 г.