Решение по делу № 12-150/2021 от 26.01.2021

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2021-000322-08

Дело № 12-150/2021

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

16 апреля 2021 года

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Крылло П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 3) жалобу начальника <данные изъяты> Черкащенко Николая Анатольевича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) ФИО3 от 18 ноября 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - <данные изъяты> Черкащенко Николая Анатольевича,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба Индивидуального предпринимателя ФИО4 на действия <данные изъяты> при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации опасных медицинских отходов класса А,Б,В,Г с объектов специального медицинского учреждения, извещение . По результатам рассмотрения поступившей жалобы, Комиссией по контролю в сфере закупок города Федерального значения Севастополя были выявлены нарушения требований ч.2 ст.8, пункта 1 части 1 ст. 31, п.2 ч.5 ст.66, ч.3 ст.64 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 ноября 2020 года постановлением руководителя Управления Федеральной Антимонопольной по Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю должностное лицо - <данные изъяты> Черкащенко Николай Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Черкащенко Н.А. обратился в суд с жалобой, жалоба мотивирована тем, что постановление от 18 ноября 2020 года является незаконным и необоснованным, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку при вынесении решения и выдаче предписания УФАС по Республике Крым и г. Севастополю не учел, что согласно Закону №44-ФЗ, п.1 ч.1 ст.31, заказчиком установлены требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление

Деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов класса «Г», а необходимость объединение в один лот услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Б», «В» и «Г» является экономически целесообразным, поскольку данные услуги являются технологически и функционально связанными, что подтверждается описанием объекта закупки. Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Б», «В» и «Г» имеют один код по ОКПД 2 и объединены в одной позиции, что позволяет сделать вывод о том, что данные позиции технологически и функционально связаны. Ни о какой технологической и функциональной взаимосвязанности товаров в статье не говорится и не содержится запрета на включение в предмет закупки таких товаров. При этом, ничего и не говорится об ОКПД. Поскольку медицинские отходы классов Б, В, Г относятся к категории опасных (СанПиН 2.1.7.2789010), на основании п.1 ст.2 Закона №52 ФЗ это является, как представляется, основанием для лицензирования деятельности в области обращения с такими отходами ссылка на то, что заказчиком утверждена документация по закупке с нарушением Закона о контрактной системе (п.2.7 требований), является не обоснованной поскольку, г. Севастополь это отдельный субъект. <данные изъяты> при обращении с медицинскими отходами действует в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами РФ. Согласно ФЗ №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. В соответствии с п.3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории город Севастополь является отдельной административной территорией, следовательно. Заказчик правомерно установил данное требование в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заявителя ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, кроме того просила учесть, что в настоящее время для избежания противоречий в понимании старые нормы СанПиН прекратили, в новых правилах, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21» предусмотрен пункт 160, которым предусмотрено, что обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1 - 2 классов опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г. Кроме того, ссылка в обжалуемом постановлении на нарушение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ является необоснованной. Участник торгов имел возможность привлечь субподрядчика, если не имел лицензии на работу с отходами класса «Г». Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию сложившуюся в 2020 году перемещение отходов за пределы города Севастополя, являющегося самостоятельным субъектом, могло спровоцировать неблагоприятные последствия. Участники торгов снизили цену контракта почти на 50 %, что было очень выгодно для бюджетной организации. Кроме того, обращает внимание, то факт, что поводом для проведения проверки УФАС послужило обращение ФИО4., которая регулярно подает необоснованные жалобы, на рассмотрение которых не является и последующий интерес не проявляет.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, что признано обстоятельством не препятствующим рассмотрению дела по существу.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В порядке п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать необходимую информацию, в том числе должны быть соблюдены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального Закона от 21.11.20211 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такой порядок регламентирован СанПиН 2.1.7.2790-10.

Названные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно- эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами.

Разделом 3 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены требования к организации системы обращения с медицинскими отходами.

Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлен перечень сведений, подлежащих отражению в схеме обращения с медицинскими отходами.

В свою очередь транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории (пункт 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Из положений указанной нормы следует, что транспортировку медицинских отходов осуществляет специализированная организация, а место последующего обезвреживания и размещения медицинских отходов должно отвечать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Главой III Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) установлены общие требования к обращению с отходами.

Статьей 13.3 Закона №89-ФЗ определен перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Требования к составу и содержанию территориальных схем в области обращения с отходами определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 №1130. Указанным постановлением утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.

Из содержания положений подпункта «е» пункта 11, подпункта «б» пункта 12, подпункта «д» пункта 30 названных Правил, следует, что размещение отходов на территории иного субъекта Российской Федерации возможно.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом данной закупки является оказание услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса "Б", "В", "Г".

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Однако, согласно Письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.01.2019 № 12-29/1645, нормы Закона N 89-ФЗ в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ФЗ N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Согласно ч. 2 ст. 49 ФЗ N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс "Д" - радиоактивные отходы.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ФЗ N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

В пункте 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлена следующая классификация медицинских отходов: "медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):

Класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).

Класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы.

Класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

Класс "Г" - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.

Класс "Д" - радиоактивные отходы".

Медицинские отходы класса "Г" в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 подразделяются на лекарственные средства (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

Анализ требований СанПиН 2.1.7.2790-10 показал, что не предусмотрено раздельное обращение медицинских отходов класс «Б» и «В» от медицинских отходов класс «Г».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» признано утратившим силу с 01.03.2021, в том числе, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", и согласно пункту 160 которого предусмотрено, что обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1 - 2 классов опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, заказчику в аукционной документации в соответствии с данным объектом закупки необходимо было установить требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также о представлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки данному требованию.

Исходя из изложенного, довод заявителя о правомерности установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на вывоз для обезвреживания или утилизации отходов класса "Г" нашел свое подтверждение, поскольку действующим законодательством данная лицензия не предусмотрена, однако предусмотрена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к которым относятся медицинские отходы класса "Г".

Довод заявителя о том, что в одной закупке правомерно объединены услуги, подлежащие и не подлежащие лицензированию, нашел свое подтверждение, поскольку нормы и правила СанПиН 2.1.7.1386-03 устанавливают требования к обращению с медицинскими отходами как классов "Б", "В", так и класса "Г", в соответствии с данными требованиями имеется функциональная и технологическая взаимосвязь при обращении с медицинскими отходами данных классов.

Исследованными доказательствами судом не установлено, что должностным лицом Черкащенко Н.А. при описанных выше обстоятельствах нарушены требования ч.2 ст.8, пункта 1 части 1 ст. 31, п.2 ч.5 ст.66, ч.3 ст.64 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В пункте 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе, в случае отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Согласно пункту 3 части 1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: в частности, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья-

решил:

Жалобу начальника <данные изъяты> Черкащенко Николая Анатольевича удовлетворить.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) ФИО3 от 18 ноября 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации в отношении в отношении должностного лица - директора <данные изъяты> Черкащенко Николая Анатольевича отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения его копии в Севастопольский городской суд.

Судья                                         П.В. Крылло

12-150/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Черкащенко Николай Анатольевич
Другие
Скоростинская Людмила Владимировна
Стахов Михаил Григорьевич
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Крылло Павел Валерьевич
Статьи

ст. 7.30 ч.4.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
26.01.2021Материалы переданы в производство судье
27.01.2021Истребованы материалы
05.03.2021Поступили истребованные материалы
16.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.04.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2021Вступило в законную силу
07.10.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее