Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-268/2017 ~ М-251/2017 от 03.07.2017

Дело №2-268/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2017 года                                                                                                                     г. Кемь

         Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                                   Яшковой И.С.,

при секретаре                                                                                                                     Бахур Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Кемского муниципального района о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйной вещи,

установил:

Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что в ходе проверки исполнения ответчиком законодательства было установлено, что на территории Кемского муниципального района в кадастровом квартале находится объект недвижимости – недостроенные очистные сооружения, состоящие из 9 незавершённых строений, представляющих собой единый недвижимый комплекс по своему целевому назначению. При визуальных осмотрах объекта установлено, что данный объект не эксплуатируется, находится в брошенном состоянии, земельный участок под объектом не сформирован. С заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного имущества недостроенных очистных сооружений администрация Кемского муниципального района не обращалась. Поскольку права на недостроенные очистные сооружения отсутствуют, объект на кадастровый учёт не поставлен, собственник его неизвестен, данный объект недвижимости является бесхозяйной вещью. По указанным основаниям, прокурор просит обязать администрацию Кемского муниципального района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о проведении государственного кадастрового учёта и постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи – единого недвижимого комплекса «недостроенные очистные сооружения», расположенного в кадастровом квартале , в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Демьяк Д.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика администрации Кемского муниципального района Тюленев А.В., Долинина С.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения иска возражали. Пояснили, что собственник у спорного объекта недвижимости отсутствует. Кроме того, для постановки объекта на государственный кадастровый учёт необходимо проведение первичной технической инвентаризации, изготовление технического плана и осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположен объект. Использовать спорный объект в целях организации работы канализационной системы г. Кемь не представляется возможным ввиду изменения технологии очистки сточных вод. Таким образом, принятие объекта недвижимости администрацией Кемского муниципального района на учёт является нецелесообразным и нерентабельным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

Пунктами 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее Порядок).

Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка).

Судом установлено, что на территории Кемского городского поселения находится объект недвижимости - единый недвижимой комплекс «недостроенные очистные сооружения», состоящий из девяти незавершённых строений, расположенный в кадастровом квартале . Здания не эксплуатируются, находятся в брошенном состоянии. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела фотографиями, скриншотами страниц с Интернет-ресурса «Публичная кадастровая карта», ответчиком не оспаривалось.

Как следует из письма Исполнительного комитета Кемского городского Совета народных депутатов от 28.09.1989 , адресованного Совету Министров Карельской АССР, Исполком просит рассмотреть вопрос о выделении дополнительной площади в черту г. Кемь по северной границе (примерно 300 га), поскольку территория городской свалки и часть строящихся объектов канализационно-сточных сооружений города вышла за городскую черту.

23.11.1989 земельный участок в размере 7 га выбран в натуре и согласован с заинтересованными ведомствами, о чём составлен акт. 15.12.1989 Исполком Кемского районного Совета народных депутатов предварительно согласовал отвод земельного участка под свалку и очистные сооружения на землях гослесфонда Кемского комплексного леспромхоза Кемского лесничества в квартале , выдела 9,10 (зелёная зона города) на площади 7 гектар. Распоряжением Совета Министров Карельской АССР от 08.08.1990 принято предложение Совета Министров Карельской АССР об изъятии в установленном порядке земельных участков.

Из ответа администрации Кемского муниципального района на представление прокуратуры Кемского района следует, что незавершённые строительством объекты очистных сооружений канализационной системы г. Кемь возводились ОАО «Севгидрострой» до 2002 года (ДД.ММ.ГГГГ деятельность общества прекращена).

По информации ГУП РК РГЦ «Недвижимость» право собственности на спорный объект недвижимости не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости «недостроенные очистные сооружения», расположенные по адресу: г. Кемь, кадастровый квартал , отсутствуют.

Согласно ст. 22 Устава Кемского городского поселения администрация поселения (исполнительно-распорядительный орган Кемского городского поселения) не образуется. В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», настоящим Уставом и Уставом Кемского муниципального района исполнение полномочий администрации поселения возлагается на администрацию Кемского муниципального района.

С учётом вышеизложенных положений закона, отсутствия доказательств принадлежности на праве собственности спорного объекта, его местонахождения на территории г. Кемь, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Кемского муниципального района обязанности по обращению с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о принятии на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – единого недвижимого комплекса «недостроенные очистные сооружения», состоящего из девяти незавершённых строений, расположенного в кадастровом квартале , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Кемского муниципального района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о принятии на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – единого недвижимого комплекса «недостроенные очистные сооружения», состоящего из девяти незавершённых строений, расположенного в кадастровом квартале , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                И.С. Яшкова

Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2017 года.

2-268/2017 ~ М-251/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кемского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Тюленев Андрей Владимирович
Администрация Кемского городского поселения
Долинина Светлана Владимировна
Управление Росреестра по Республике Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Яшкова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
03.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2017Передача материалов судье
05.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
03.08.2017Судебное заседание
07.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2017Дело оформлено
29.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее