Именем Российской Федерации
04.06.2012 г. с. Койгородок
Сысольский районный суд
в составе председательствующего судьи Бондаренко В.П.
при секретаре Кузнецовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тебенькова А.А. к ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и признании права на назначение досрочной пенсии по старости.
У С Т А Н О В И Л :
Тебеньков А.А. обратился в Сысольский районный суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК о включении в льготный медицинский стаж период прохождения военной службы и периоды курсов повышения квалификации.
27.02.2012 г. он обратился в ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК за установлением досрочной пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК от 06.03.2012 г. в назначении досрочной пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью стажа. В медицинский стаж не были включены период с 20.06.1989 г. по 05.05.1991 г. - служба в армии, так как в военном билете указано, что он служил не фельдшером, а водителем, затем санитаром, старшим оператором. Не включены курсы повышения квалификации.
В судебном заседании истец подтвердил свои заявленные требования, при этом показал, что после окончания Медицинского училища работал фельдшером МУЗ» Койгородская ЦРБ», затем был призван в армию и служил фельдшером войсковой части <данные изъяты>. С записями в военном билете не согласен, так как они не соответствуют действительности. Служил и выполнял обязанности, весь период службы, фельдшера. Фактически он не мог служить водителем, так как у него не было на тот момент водительских прав. Водительские прав она получил только несколько лет назад. Так же не мог служить санитаром и старшим оператором. В период подачи заявления о назначении досрочной пенсии, несколько раз обращался по месту службы о предоставлении подтверждающих документов о его прохождении службы в Вооруженных Силах, но так и не получил. Согласно представленной справки выданной Койгородским райвоенкомом в 1993 г., он действительно проходил службу в Вооружённых Силах СССР в качестве фельдшера. Призывался на военную службу <данные изъяты> - фельдшером. Представил суду справку военного комиссариата РК подтверждающую прохождение службы в вооруженных Силах СССР с 20 июня 1989 г. по 5 мая 1991 г., в войсковой части <данные изъяты>, в должности фельдшера, воинское звание сержант. После службы в армии постоянно работал качестве фельдшера в МУЗ « Койгородский «. Просит суд назначить ему досрочную пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ.
И.о руководителя ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК Конопля А.Е. с исковыми требованиями не согласен. Объяснения дал в соответствии с поданным отзывом на исковое заявление. Предлагает суду в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах,сельской местности и поселках городского типа либо только в городах трудовая пенсия назначается независимо от возраста.
В пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 указано, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в части не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее Правила № 516).
Льготное исчисление лечебной деятельности предусмотрено пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. При этом в п. 5 Правил указано, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитывается в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного стажа указанной работы. Лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж как год за год и три месяца. При этом до 01.11.1999 г. стаж медицинский засчитывается работа один год как один год и три месяца независимо проходила работа в сельской местности или также в городе. После 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже.
27.02.2012 г. Тебеньков А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда в Сысольском районе РК за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Койгородском районе РК от 06.03.2012 г. истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа работы (22 года 8 месяцев 8 дней, страховой стаж составляет 29 лет 11 месяцев 24 дня. )
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.03.2012 г. в указанный стаж ответчиком не засчитаны периоды обучения на курсах повышения квалификации и не засчитано время прохождения службы в вооруженных силах.
Как было установлено в судебном заседании, истец после окончания Сыктывкарского медицинского училища Минздрава Коми АССР, решением квалификационной комиссии получил квалификацию фельдшер. Был направлен в МУЗ « Койгородская ЦРБ» и был принят на работу с 01.04.1989 г. на должность фельдшера скорой помощи. С 20.06.1989 г. по 05.05.1991 г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР. После возвращения с армии, также работал в должности фельдшера скорой помощи в МУЗ « Койгородская ЦРБ».
Согласно представленных суду доказательств, исследованных в судебном заседании, Тебеньков А.А. был призван в Вооруженные Силы <данные изъяты>, фельдшером. Проходил воинскую службу в/ч <данные изъяты>. Согласно учетно – послужной карточки указано, годен к строевой службе и предназначен части ПВО медфельшером. Согласно записям в военном билете указано, что служил водителем, санитаром, старшим оператором. В то же время, согласно архивной справке из центрального архива МО Республики Казахстан от 29.02.2012 г. указано о прибытии истца в в/ч <данные изъяты> и назначении его на должность фельдшера в/ч <данные изъяты> и увольнение с должности старшего оператора в/ч <данные изъяты>. Согласно справки Койгородского райвоенкомата № 428 от 26.10.1993 г. указано, что Тебеньков А.А. проходил службу в/ч <данные изъяты> в должности фельдшера. Также согласно представленной справки от 28.05.2012 г. № 682 военного комиссариата РК указано, что Тебеньков А.А. 1970 г.р. проходил военную службу в Советской Армии в период с 20.06.1989 г. по 5 мая 1991 г. в войсковой части <данные изъяты> в должности фельдшера, воинское звание сержант. Уволен в запас 5 мая 1991 г. Основание военный билет №, архивная справка Центрального архива Республики Казахстан от 29.02.2011 г.
Суд, оценивая выше изложенное, объяснения истца по этому поводу, допускает, что при оформлении военного билета истцу были допущены неточности исполняемой истцом должности в Вооруженных Силах в период срочной службы. Указанные неточности допущены не по вине истца и не могут служить основанием для не включения в льготный стаж истца, отказа в назначении ему досрочной пенсии по старости. Указанные неточности опровергаются другими данными имеющимися в деле.
В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. – Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом « г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004 г. № 20П указал на то, что в отношении граждан приобретших ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
На момент обращения истца за назначением пенсии, медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ответчиком определен 22 года 8 месяцев 8 дней, что составляет 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Таким образом, с учетом выше указанных правовых норм весь период службы Тебенькова А.А. с 20.06.1989 г. по 05.05.1991 г. подлежит включению в медицинский стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в календарном порядке.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденным Постановлением Правительства РФ, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Прохождение данных курсов являются обязанностью работников. Направляются в соответствии с приказами и планами. В период нахождения на курсах сохраняется за ними место работы ( должность) и заработная плата. Поскольку сохраняется средняя заработная плата, то следовательно, уплачиваются и страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Кроме того, судом учитывается, что для истца, в силу специальных нормативных актов и требований по занимаемой должности, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Целью повышения квалификации, является изучение отдельных актуальных теоретических вопросов и приобретение отдельных практических навыков по определенной специальности и как следствие - поддержание высокого современного уровня профессиональных знаний и практических навыков работы по специальности (приказ Минздрава СССР от 21.02.1977 N 137 "Об улучшении планирования квалификации врачей и провизоров").
При этом учитывая, что поскольку обучение истца на курсах повышения квалификации, связано с выполнением его своих должностных и функциональных обязанностей, частично периодам курсов предшествовала работа входящая в льготный стаж в льготном исчислении, то указанный период курсов повышения квалификации с 19.03.1995 г. по 28.04.1995 г. подлежит включению в льготный стаж в таком же в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца. Период прохождения курсов повышения квалификации с 15.01.2004 по 16.02.2004 г., с 14.07.2005 г. по 24.06.2006 г., с 19.01.2009 г. по 19.02.2009г., с 25.01.2011 г. по 26.01.2011 г. включению в льготный стаж календарном порядке.
В силу требований ст.19 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд учитывая, что на момент обращения истца в ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК право на досрочную пенсию не возникло, а возникло на момент рассмотрения в суде, суд считает возможным обязать ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК назначить истцу досрочную пенсию по старости со дня принятия решения суда, то есть с 04.06.2012 г.
Подлежит взысканию с ответчика в пользу истца затраты понесенные на уплату госпошлины.
Суд, руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое требование удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК включить в льготный стаж Тебенькову А.А. время прохождения курсов повышения квалификации с 19.03.1995 г. по 28.04.1995 г. льготном исчислении ( 1 год как 1год и три месяца). Периоды с 15.01.2004 по 16.02.2004 г., с 14.07.2005 по 24.06.2005 г., с 19.01.2009 г. по 19.02.2009 г., с 25.01.2011 г. по 26.01.2011 г. в календарном порядке.
Обязать ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК включить Тебенькову А.А. в льготный медицинский стаж, в связи с лечебной деятельностью, время прохождения действительной военной службы Вооруженных Силах СССР, в периоды с 20.06.1989 по 05.05.1991 г. в календарном порядке.
Обязать ГУ УПФ РФ в Койгородском районе РК назначить Тебенькову А.А. досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, со дня принятия решения суда, то есть с 04.06.2012 г.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Койгородском районе в пользу Тебенькова А.А. понесенные им затраты на уплату госпошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РК через Сысольский районный суд, в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Бондаренко В.П.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.06.2012 г.