Дело №
УИД 63RS0№-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. г.о.Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Мамакиной В.С.
при секретаре Юзеевой Л.Р.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Самары действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Промышленного района г. Самара обратился в суд с административным иском к Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, в обосновании требований указав, что прокуратурой Промышленного района г. Самары по обращению Щепетовой Л.А. проверено исполнение администрацией Промышленного внутригородского района г.о.Самара законодательства в сфере безопасности дорожного движения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка состояния внутриквартальных проездов и дорог на поднадзорной территории района по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, в ходе которой выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие автомобильной дороги г. Самара, ул. Заводское шоссе, в районе дома № 57 в направлении дома д. 57 Б по ул. Заводское шоссе имеет неровное грунтовое покрытие, затрудняющее движение транспортных средств с разрешенной скоростью и движению пешеходов.
По фактам выявленных нарушений временно исполняющей полномочия Главы Промышленного внутригородского района городского округа Самара Куклевой Т.Э. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое рассмотрено.
По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара дан ответ, согласно которому работы по ремонту дороги находящийся по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, не могут быть выполнены в связи с отсутствием финансовых средств, в связи с чем, меры по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не приняты.
По мнению административного истца, непринятие необходимых мер по ремонту дорожного покрытия напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Промышленного района г. Самары, с учетом уточнений заявленных требований, просит признать бездействие администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара, выраженное в непринятии мер по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, незаконным и обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о.Самара в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать работы по устранению дефектов дорожного полотна по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; осуществить приемку выполненных работ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца не явился. Извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.
Представитель административного ответчика администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара – Зольникова Т.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась в части необходимости проведения работ, не согласна со сроками, указав, что в зимний период времени невозможно проводить такие работы, по ГОСТу проведение работ по ремонту дорог начинается с 15 апреля.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г.Самаре, Мещерякова У.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила устранить нарушения в области безопасности дорожного движения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ «О безопасности дорожного движения»), дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Частями 1, 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Под дорожной деятельностью в ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в государственный стандарт ФИО7 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ФИО7 50597-2017). Указанный Государственный стандарт устанавливает требования, обязательные для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры проведения работ, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, эксплуатационного состояния дорог.
В силу п.п. 5.2.4 ФИО7 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов г. о. Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» на администрации внутригородских районов г.о. Самара возложена функция по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также закреплены полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и в границах внутригородского района, обеспечение безопасности.
В п. 11 ч. 1 ст. 5 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» определено, что работы по содержанию и благоустройству на внутриквартальных проездах осуществляют администрации внутригородских районов - в случае нахождения внутриквартального проезда на территории, не закрепленной за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 62 ст. 2 Правил благоустройства определено, что содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Закона Самарской области №-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, в том числе ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурор Промышленного района г. Самары, рассмотрев обращение Щепетовой Л.А., принял решение о проведении в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Промышленного района г.Самары проведена проверка состояния внутриквартальных проездов и дорог на поднадзорной территории района по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, в ходе которой выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
По фактам выявленных нарушений временно исполняющей полномочия Главы Промышленного внутригородского района городского округа Самара Куклевой Т.Э. прокурором Промышленного района г.Самары внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое рассмотрено.
По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара дан ответ, согласно которому работы по ремонту дороги находящийся по адресу: г. Самара, ул. <адрес> Б, не могут быть выявлены в связи с отсутствием финансовых средств, в связи с чем, меры по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не приняты.
Судом установлено, что до настоящего времени выявленные прокуратурой Промышленного района г.о. Самара нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара не устранены, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.
В соответствии с действующим законодательством, обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на владельцев автомобильных дорог и улиц, а также на лиц, осуществляющих их содержание.
Участок дороги по ул. Заводское шоссе в г.Самара в районе <адрес> его содержание в соответствии с Законом Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов г. о. Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» находится в компетенции Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара, что также административным ответчиком не оспаривалось.
Непринятие административным ответчиком необходимых мер по ремонту дорожного покрытия напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Отсутствие либо недостаточность финансовых средств на проведение требуемых ремонтных работ само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья людей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Самары действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара, выраженное в непринятии мер по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, незаконным.
Обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о.Самара в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать работы по устранению дефектов дорожного полотна по адресу: г.Самара, ул.<адрес> осуществить приемку выполненных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий В.С. Мамакина