Дело № 2а-1-543/2022
73RS0024-01-2022-000789-66
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года р.п. Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Маскиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Цильнинского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился с иском к администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения на территории МО «Цильнинский район» законодательства о муниципальной собственности и законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что в собственности администрации МО «Цильнинский район» находится гидротехническое сооружение (плотина) на р. Казенный, 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области. Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.02.2015 №45-П утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области в собственность МО «Цильнинский район» в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из приложения №7 к указанному постановлению следует, что из собственности МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области в собственность МО «Цильнинский район» подлежит передаче гидротехническое сооружение (плотина) на р. Казенный, 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области. 25.11.2014 решением Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» №53 вышеуказанное гидротехническое сооружение передано в собственность МО «Цильнинский район».
На муниципальный район в целях решения вопросов местного значения возложено участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах, охране жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов; установление правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования их береговым полосам.
В нарушение требований статей 7, 9, 10, 17, 19 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на гидротехническое сооружение (плотину) на р. Казенный, 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области отсутствует разрешение на эксплуатацию и декларация безопасности; не разработаны и не согласованы со Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, не разработаны и не представлены на утверждение в компетентный орган Критерии безопасности гидротехнического сооружения; не разработана проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на ГТС; не представлен в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора согласованный с уполномоченным органом расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии; отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехническом сооружении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей реализации органом местного самоуправления возложенных на него полномочий и обязанностей в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Учитывая, что данное сооружение близ водных объектов является местом ежедневного и массового посещения граждан, неисполнение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного прокурор Цильнинского района Ульяновской области просил возложить на администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области обязанность принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», направленные на получение разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (плотины) на р. Казенный, 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области, декларации безопасности гидротехнического сооружения, разработку и согласование со Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации гидротехнического сооружения, разработку и направление на утверждение Критериев безопасности гидротехнического сооружения, разработку проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на гидротехническом сооружении, предоставление в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, разработку и принятие проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехническом сооружении, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Хованская Ю.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области Сергеев А.Г. исковые требования не признал, указав, что администрация района не является надлежащим ответчиком по данному делу. Полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, в том числе гидротехническими сооружениями, возложены на УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области. Кроме того, в настоящее время принимаются меры к разработке проектной документации, указанной в административном иске.
Представители УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Средне-Поволжского управления Ростехнадзора (далее также Управление), привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебном заседании не участвовали, извещены. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (в том числе плотин).
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов; под обеспечением такой безопасности - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения представляет собой документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации определены в статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ и включают в себя обязанности обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении и др.
В силу статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1596 и предусматривает расчет оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (вероятный вред).
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что гидротехническое сооружение (плотина) на р. Казенный, 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области является собственностью МО «Цильнинский район» Ульяновской области.
Согласно информации, предоставленной Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением обязательных требований лицами, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, в Управлении отсутствует декларация безопасности ГТС в 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино на ручье Казенный, а также проектная документация. В Российском регистре ГТС сведений о вышеуказанном ГТС не имеется. Заявления о согласовании Правил эксплуатации ГТС, разработанных согласно Приказу Ростехнадзора от 26.11.2020 N 462 «Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» в адрес Управления не поступали. В нарушение требований ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений» класс в соответствии с критериями безопасности ГТС не присвоен. Разрешения на эксплуатацию ГТС не выдавалось.
Представителем администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области в ходе судебного разбирательства также не оспаривалось, что на указанное выше гидротехническое сооружение (плотину) отсутствует разрешение на эксплуатацию и декларация безопасности; не разработаны и не согласованы со Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, не разработаны и не представлены на утверждение в компетентный орган Критерии безопасности гидротехнического сооружения; не разработана проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на ГТС; не представлен в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора согласованный с уполномоченным органом расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии; отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехническом сооружении.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п. 7); осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (п. 28).
Из Устава МО «Цильнинский район» Ульяновской области (ст. ст. 24, 36, 37) следует, что Администрация муниципального образования «Цильнинский район» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который, кроме вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, наделен полномочиями в области экономики и финансов, учета муниципальной собственности, охраны окружающей среды, защиты населения и территории МО от чрезвычайных ситуаций и др.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному иску является именно администрация МО «Цильнинский район», а не УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» как структурное подразделение администрации.
Представленное в материалы дела коммерческое предложение ООО «ЛЕНПРОМЭКСПЕРТИЗА» о принятии администрацией МО «Цильнинский район» необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не свидетельствует.
В силу изложенного суд находит исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области законными и обоснованными, считает необходимым возложить на администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области обязанность принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязанность принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», направленные на получение разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (плотины) на р. Казенный, 1,3 км южнее с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области, декларации безопасности гидротехнического сооружения, разработку и согласование со Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации гидротехнического сооружения, разработку и направление на утверждение Критериев безопасности гидротехнического сооружения, разработку проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на гидротехническом сооружении, предоставление в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, разработку и принятие проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехническом сооружении, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. И. Трифонова
Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 05 октября 2022 года.