Дело № 2-238/2019 24RS0020-01-2019-000281-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Козловой А.И.,
с участием представителя ответчика - МКОУ «Стахановская СОШ» Шиллер С.В., представителя ответчика - администрации Идринского района Красноярского края Лахаева В.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Территориальный отдел в г. Минусинске к МКОУ «Стахановская СОШ» о признании бездействия, выраженного в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным, об обязании устранить нарушения санитарного законодательства в части оборудования спортивной зоны, к администрации Идринского района Красноярского края, отделу образования администрации Идринского района Красноярского края о возложении обязанности профинансировать устранение указанных нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел в г. Минусинске) обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Стахановская СОШ», администрации Идринского района Красноярского края, отделу образования администрации Идринского района Красноярского края о признании бездействия, выраженного в неисполнении санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях, незаконным и понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, мотивируя требования иска тем, что в ходе проведения специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске плановой выездной проверки в октябре 2018 года в МКОУ «Стахановская СОШ» были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа и выдано предписание об устранении выявленных нарушений №, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на ответчика. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе которой обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания. В частности: пункт 2 предписания не выполнен, в спортивном зале стены на высоту 2 м деревянные, выше поверхность ребристая картонная с рейками не гладкая, потолок картонный с рейками деревянными не гладкий, выполненные материалами, не допускающими проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфекционных средств, что является нарушением п.4.28 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». По факту неисполнения предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.Ссылаясь на то, что учреждение продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, оказывая тем самым негативное воздействие на жизнь и здоровье детей, а также работников образовательного учреждения. На момент предъявления искового заявления, указанное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в полном объеме, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. В связи с тем, что деятельность ответчика связана с осуществлением обучения и воспитания детей, исполнение обязанностей по соблюдению санитарного законодательства является первоочередной обязанностью ответчика, полагает, что понуждение ответчика к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Территориального отдела в г. Минусинске в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования искового заявления поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представители ответчиков МКОУ «Стахановская СОШ» Шиллер С.В., администрации Идринского района Красноярского края Лахаев В.Н. в судебном заседании требования иска не признали, ссылаясь на то, что образовательное учреждение не обладает необходимыми финансовыми ресурсами и не имеет полномочий самостоятельно без согласования с главным распорядителем бюджетных средств в лице отдела образования администрации Идринского района Красноярского края проводить действия, связанные с ремонтными работами. Так, руководство МКОУ «Стахановская СОШ» неоднократно обращалось к администрации Идринского района Красноярского края, в том числе к отделу образования с просьбой принять меры по устранению нарушений, указанных в предписании государственного инспектора. Денежные средства были выделены на устранение предписания, в части устройства скважины и ремонты сетей водоснабжения, на ремонт спортивного зала, денежные средства не выделены, администрацией района предложено МКОУ «Стахановская СОШ» принять участие в конкурсе в рамках реализации национального проекта «Образование».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции РФ корреспондируют положениям ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 года №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.1.1 Устава, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Стахановская средняя общеобразовательная школа (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Устав учреждения разработан в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 года №273-РФ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными актами. В соответствии с п.1.5. Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Идринский район в лице администрации Идринского района Красноярского края.
Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Идринского района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, на основании постановления администрации Идринского района от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О передаче функции полномочий учредителя управлению образования администрации района». Отношения между Учреждением и Учредителем регулируются действующим законодательством, правовыми актами администрации Идринского района, настоящим Уставом (п.1.6 Устава).
В соответствии с п.1.4. в своей деятельности Учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Губернатора края, постановлениями и распоряжениями Правительства Красноярского края, изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов исполнительной власти края, приказами Учредителя, настоящим Уставом. Согласно п.1.11 Устава, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета по утвержденной Управлением бюджетной смете. А также согласно п.1.12, собственник имущества Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения при недостаточности средств Учреждения.
В соответствии с п.1.20 Устава, Учреждение осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Устава, предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность Учреждения, направленная на достижение целей создания Учреждения. Целями создания Учреждения являются: обеспечение гарантированного права каждого человека на образование. В соответствии с п.6.1 Устава, имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования «Идринский район», отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником или учредителем; субсидии из муниципального бюджета на выполнение Учреждением муниципального заказа; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами (п.6.4 Устава). Согласно п.6.6 Устава, при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано: эффективно использовать имущество; обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации; осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
Материалами дела установлено, что ответчиком МКОУ «Стахановская СОШ» с октября 2018 года не выполнялись нормы санитарного законодательства Российской Федерации, направленные обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
В октябре 2018 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске была проведена плановая выездная проверка в отношении ответчика.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, предусмотренные СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что отражено в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа.
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам ответчику указано на необходимость устранения выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении МКОУ «Стахановская СОШ» проведена внеплановая выездная проверка, предметом, которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе проведения которой обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания, в частности: п.2 предписания не выполнен, в спортивном зале стены на высоту 2 м деревянные, выше поверхность ребристая картонная с рейками негладкая, потолок картонный с рейками деревянными не гладкий, выполненные материалами, не допускающими проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфекционных средств, что является нарушением п.4.28 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Идринском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МКОУ «Стахановская СОШ», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ прекращено на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленных материалов, МКОУ «Стахановская СОШ» не обладает необходимыми финансовыми ресурсами и не имеет полномочий самостоятельно без согласования с главным распорядителем бюджетных средств в лице отдела образования администрации Идринского района Красноярского края проводить действия, связанные с ремонтными работами. Так, руководство МКОУ «Стахановская СОШ» неоднократно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалось в отдел образования администрации Идринского района Красноярского края, администрацию Идринского района Красноярского края с просьбой принять меры по устранению нарушений, указанных в предписании государственного инспектора, однако меры по выделению денежных средств на устранение п. 2 предписания, приняты не были.
Учитывая, что ответчиком МКОУ «Стахановская СОШ» предприняты меры по устранению нарушений санитарного законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействия МКОУ «Стахановская СОШ», выраженное в неисполнении требований п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Вместе с тем, поскольку на момент предъявления искового заявления, указанное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориального отдела в г. Минусинске) в части возложения на МКОУ «Стахановская СОШ» исполнения обязанностей: оборудовать спортивный зал стенами и потолком гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков повреждений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств и возложении обязанности на отдел образования администрации Идринского района и администрацию Идринского района Красноярского края профинансировать МКОУ «Стахановская СОШ» для устранения указанных нарушений санитарного законодательства, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика администрации Идринского района Красноярского края о преждевременности заявленного иска в связи с тем, что предписанием № установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку оснований для освобождения администрации от обязанности по финансированию МКОУ «Стахановская СОШ» для устранения нарушений санитарного законодательства, не имеется.
Согласно ст.206 ГПК РФ суд считает целесообразным установить ответчикам срок для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку финансирование на текущий год является сформированным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Территориального отдела в г. Минусинске к МКОУ «Стахановская СОШ», администрации Идринского района, отделу образования администрации Идринского района, удовлетворить частично.
Возложить на МКОУ «Стахановская СОШ» исполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующих обязанностей: оборудовать спортивный зал стенами и потолком гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков повреждений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Возложить обязанность на отдел образования администрации Идринского района и администрацию Идринского района Красноярского края профинансировать МКОУ «Стахановская СОШ» для устранения указанных нарушений санитарного законодательства.
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Территориального отдела в г. Минусинске к МКОУ «Стахановская СОШ» о признании бездействия, выраженного в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Идринский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова