УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 года Кировский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Ю.,
при секретаре: Ахмедовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ООО «Аламо Коллект» к судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г.Самары Дербиловой Е.И., врио начальника ОСП Кировского района г. Самары Юртайкиной В.В., врио начальника ОСП Кировского района г. Самары Белоусовой Н.Ю., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области о признании незаконным бездействие врио начальника ОСП Кировского района г. Самары,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Аламо Коллект» обратились в суд с вышеуказанным административным иском к врио начальника ОСП <адрес>
о признании незаконными бездействие врио начальника ОСП <адрес>, выразившееся в не рассмотрении жалобы на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя Дербиловой Е.И. в соответствии с главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ в установленный законодательством РФ 10-дневный срок, и не направлении ответа в адрес ООО «Аламо Коллект», обязать врио начальника ОСП <адрес> рассмотреть жалобу на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя в соответствии с главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№.
В связи с бездействием начальника отдела –старшего судебного пристава и судебного пристава исполнителя ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ заказной корреспонденцией на имя начальника ОСП Кировского района г. Самары направлена жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя Дербиловой Е.И.Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № жалоба получена начальником ОСП Кировского района г.Самары ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответ на жалобу не поступил. Не предоставление ответа на жалобу начальником ОСП Кировского района г. Самары, по мнению административного истца, нарушает его права.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена врио начальника ОСП Кировского района, исполняющая обязанности в рассматриваемый период времени, судебный пристав-исполнитель ОСП Кировского района Юртайкина В.В., и судебный пристав-исполнитель ОСП Кировского района г.Самары Дербилова Е.И., в производстве которой находится ИП №-ИП.
Административный истец – представитель ООО «Аламо Коллект» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежаще. Просили рассмотреть дело без его участия, административный иск поддерживает, по основаниям, в нем изложенным, просит его удовлетворить.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель ОСП Кировского района г. Самара Дербилова Е.И., врио начальника ОСП Кировского района г. Самары Юртайкина В.В., и Белоусова Н.Ю. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены правильно и своевременно, причина неявки суду не известна. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заинтересованное лицо Вандюкова А.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена правильно и своевременно, причина неявки суду не известна, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства, приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
На основании ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
П.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района г. Самары Дербиловой Е.И. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ. СПИ Дербиловой Е.И. направлено ряд запросов в различные кредитные, финансовые организации, в регистрирующие органы с целью выявления имущества должника.
ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление об обращении взыскания денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату).
В период с ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> снова направлено ряд запросов в различные инстанции с целью установления имущества должника.
ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Аламо Коллект» обратилось к начальнику ОСП Кировского района г. Самары Юртайкиной В.В. с жалобой исх.№ на бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Дербиловой Е.И. в части не принятии мер принудительного исполнения, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» незаконным.
Жалоба направлена в адрес начальника ОСП <адрес> заказной корреспонденцией. В жалобе ООО «Аламо Коллект» просило устранить выявленные нарушения, принять меры принудительно исполнения, ответ на жалобу направить по почтовому адресу: ООО «Аламо Коллект» <адрес>
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № жалоба получена начальником ОСП <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответ на жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 2 статье 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 6 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Законом.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой судебных приставов России утверждены Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве N 15-9, в соответствии с пунктом 1.3 которых в порядке статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение.
Таким образом, в форме постановления судебного пристава-исполнителя оформляются ответы на заявления, ходатайства сторон исполнительного производства, касающиеся совершения исполнительных действий, либо применения мер принудительного исполнения.
Иные обращения подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ) и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
В соответствии с п.2 ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных законом "Об исполнительном производстве", издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Обязанности старшего судебного пристава по контролю за своевременной передачей исполнительного документа к исполнению и возбуждению исполнительного производства предусмотрены и п.п. 4.5,12.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что жалоба ООО «Аламо Коллект» поступила в ОСП <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №
Как следует из представленных материалов дела исполняющим обязанности начальника ОСП <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ. являлась СПИ Юртайкина В.В., что подтверждается соответствующими приказами.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес ООО «Аламо-Коллект» ответа на жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Дербиловой Е.И.
Представленный в материалы дела, ОСП Кировского района г. Самары, список корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ., направляемой почтовой связью, не может являться доказательством направления ответа на жалобу в адрес административного истца, поскольку из данного списка не следует, что в адрес ООО «Аламо Коллект» был направлен именно ответ на жалобу, так как в списке указано «ответ на запрос».
Кроме того, в материалы дела не представлен сам текст ответа на рассматриваемую жалобу и ШПИ в подтверждении отправления ответа в адрес административного истца.
С учетом вышеизложенного, суд усматривает бездействие врио начальника ОСП Кировского района г. Самары, действующего в рассматриваемый период СПИ Юртайкиной В.В., выразившееся в не направлении ответа на жалобу ООО «Аламо Коллект» на бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Кировского района г. Самары Дербиловой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления ответа на жалобу ООО «Аламо Коллект» на бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Дербиловой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№, суд считает возможным возложить на административных ответчиков обязанность по направлению в адрес взыскателя вышеуказанного ответа.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что в действиях административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП Кировского района г. Самары Юртайкиной В.В., являющейся в рассматриваемый период врио начальника ОСП Кировского район г. Самары, имеются нарушения действующего законодательства, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «Аламо Коллект» к судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г.Самары Дербиловой Е.И., врио начальника ОСП <адрес> Юртайкиной В.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконными бездействие судебного пристава, удовлетворить.
Признать бездействие являющегося в период с ДД.ММ.ГГГГ. врио начальника ОСП <адрес> Юртайкиной В.В., выразившееся в не предоставлении ответа на жалобу ООО «Аламо-Коллект» от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№.
Возложить на временно исполняющего обязанности на момент исполнения решения суда начальника ОСП <адрес> обязанность по контролю направления в адрес ООО «Аламо Коллект» ответа на жалобу ООО «Аламо Коллект» от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Ю.Кузнецова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года