Дело № 2 -4014/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Борцовой Е.П.
при секретаре Петровских А.Н.
с участием истца Худорожкова А.А.
представителя ответчика Дерюшевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Худорожкова А. А. к Департаменту Земельных отношений Администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
установил:
Худорожков А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее ДЗО Администрации г. Перми) в предоставлении ему земельного участка в аренду, а также обязании ДЗО Администрации г. Перми передать участок в аренду на срок <данные изъяты> месяцев. В обоснование своих требований указал, что он обратился в ДЗО Администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ему в аренду на <данные изъяты> месяцев земельного участка площадью -S- расположенного по адресу <адрес>, для размещения надземных гаражей, с приложением всех необходимых документов. Департаментом земельных отношений было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, что отражено в письме № от ДД.ММ.ГГГГ года. Отказ мотивирован тем, что в отношении территории на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, утвержден проект межевания, которым не предусмотрено формирование такого земельного участка. Считает данный отказ не законным и не обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок является свободной городской землей и может быть предоставлен в аренду.
С учетом уточненных требований, просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ г.; обязать ДЗО Администрации г. Перми принять решение о предоставлении ему в аренду сроком на <данные изъяты>. земельного участка расположенного по адресу <адрес> (л.д.47)..
Истец в судебном заседании на иске настаивал, дал пояснения аналогичные исковому заявлению.
Представитель ответчика против иска возражал, поддержал представленные в дело письменные возражения.
Исследовав документы дела, заслушав истца, представителя департамента земельных отношений администрации г. Перми, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданина его прав и свобод.
Ст. 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты…;
В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Худорожков А.А. обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью -S- расположенного по адресу <адрес> на <данные изъяты> месяцев, для размещения надземных гаражей, предоставив копию паспорта, схемы расположения земельного участка (фрагмент из проекта межевания) (л.д. 8-10).
Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка Худорожкову А.А. по причине того, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории по заключению департамента градостроительства и архитектуры (Постановление администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №). Указанная документация по планировке территории не предусматривает формирование такого земельного участка.
Согласно п.п. 1.8.2 порядка, утвержденного решением Пермской городской думы от 23.10.2007 года № 260, земельный участки могут предоставляться для размещения металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. По заключению департамента градостроительства и архитектуры испрашиваемый земельный участок попадает в территориальную зону многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше Ж-1. Гаражи не входят в основные виды разрешенного использования, установленные для данной зоны (л.д. 12).
Данный отказ суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и проект межевания территории Свердловского района г. Перми. Согласно информации представленной Департаментом градостроительства и архитектуры данное постановление является действующим (л.д. 13).
Согласно копии проекта межевания земельный участок, обозначенный на плате под №, площадью -S-. предназначено под гаражи (л.д. 20)
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № принятым Пермской городской Думой, установлены условия предоставления земельных участков на территории города Перми гражданам и юридическим лицам, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми.
В соответствии с п. 1.6. порядка, критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством. В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
В соответствии с п.1.8.1 Порядка 1.8.1. земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для:
размещения автостоянок открытого типа,
открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.),
организации мест отдыха,
благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку,
увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных правовыми актами города Перми;
иных целей, не связанных со строительством, то есть данный перечень не является исчерпывающим.
Предоставление земельного участка невозможно, если:
-испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;
-в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;
-испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
-испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги;
-испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ смежного земельного участка;
-размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов;
-испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах;
-в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории - до момента ее утверждения в установленном законом порядке, за исключением случаев, когда указанная документация не утверждена в установленном порядке в течение одного года со дня принятия решения о ее подготовке;
-в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели;
-в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган в сфере земельных отношений), в случае, предусмотренном пунктом 2.9 настоящего Порядка, принято решение о возможности предоставления земельного участка первоначально обратившемуся лицу, срок действия которого на момент подачи заявления не истек;
-в отношении испрашиваемого земельного участка имеются запреты на его предоставление, установленные в соответствии с федеральным законодательством;
-на испрашиваемом земельном участке или его части схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, схемой размещения рекламных конструкций на территории города Перми, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта, отдельно стоящей рекламной конструкции;
-испрашиваемый земельный участок либо его часть находятся в границах существующих автомобильных дорог или автомобильных дорог и улиц, в отношении которых принято решение по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
-испрашиваемая цель предоставления земельного участка не предусмотрена подпунктами 1.8.1, 1.8.2 пункта 1.8 настоящего Порядка;
-проект организации автостоянки открытого типа не соответствует Правилам (в случае, если земельный участок испрашивается для цели организации автостоянки открытого типа). Непредставление (или представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка (за исключением тех случаев, когда в соответствии с действующим законодательством уполномоченный орган в сфере земельных отношений самостоятельно запрашивает недостающие сведения), является основанием для отказа в приеме документов.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством, а также нормативными правовыми актами города Перми (п. 2.6). Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка. В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.
Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающий и расширительному толкования не подлежит.
Следует отметить, что испрашиваемый истцом земельный участок именно с указанным видом разрешенного использования (под гаражи) указан в проекте межевания территории, утвержденном Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № То есть, утвержденный проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели. Согласно ответа ДЗО Администрации города Перми данный проект является действующим (л.д.13).
Кроме того, в соответствии со ст.52.3. «Градостроительные регламенты. Жилые зоны» «Правил землепользования и застройки города Перми», утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 предусмотрено, что Ж-1. Зона многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше – это зона массовой жилой застройки Ж-1 выделена для формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных жилых домов с широким спектром услуг и размещением объектов делового назначения. Помимо основных видов разрешенного использования в зоне Ж - 1 предусмотрено возведение вспомогательных видов разрешенного использования, в том числе гаражей и автостоянок встроенных, пристроенных (надземные, подземные, боксового типа).
Таким образом, суд считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении спорного участка в аренду, по тем основаниям, которые указаны в официальном решении от ДД.ММ.ГГГГ. - является не обоснованным. С требованиями истца в части признания не законным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенном в письме ДД.ММ.ГГГГ. № суд согласен, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, оснований к удовлетворению требований о возложении на ДЗО администрации города Перми обязанности принять решение о предоставлении истцу в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка по указанному им адресу суд не усматривает. Считает необходимым возложить обязанность устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя, путем рассмотрения заявления в соответствии с п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на ДЗО Администрации г. Перми обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Худорожкова А.А. путем рассмотрения его заявления в соответствии с п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ.
Решение подлежит обжалованию в апелляционном порядке в Пермском краевом суде через Свердловский районный суд г. Перми в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.П. Борцова