Дело №2-1026/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2014 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Набережневой Н.В.,
при секретаре Алексеевой В.Н.,
с участием помощника прокурора Оловяннинского района Жамбалова Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, к МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», администрации муниципального района «Оловяннинский район» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, обратился в суд к ответчикам МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», администрации муниципального района «Оловяннинский район» с вышеуказанными требованиями.
В обоснование иска указал следующее. В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что при обследовании инспектором ТПНД по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г. Борзя в образовательном учреждении выявлено, что неисправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, образовательное учреждение не оснащено системой передачи извещений о пожарах на пульт подразделения пожарной охраны, не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта проверки, не проводятся работы по техническому обслуживанию и ремонту автоматической установки пожарной сигнализации, с составлением соответствующих документов, подтверждающих ее исправность. Обслуживание автоматической пожарной сигнализации проводится работником МКУ РКО и ДМ, не имеющего права осуществлять данный вид деятельности без лицензии.
В связи с чем, просит обязать МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ» устранить нарушения требований пожарной безопасности по обеспечению исправного состояния автоматической установки пожарной сигнализации, оснащению учреждения системой передачи извещений о пожарах на пульт подразделений пожарной охраны, проведению проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта проверки, администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить бюджетную субсидию образовательному учреждению в целях принятия мер по устранению нарушений противопожарного законодательства.
Определением суда от 30.10.2014 года гражданские дела по иску прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, к МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», администрации муниципального района «Оловяннинский район» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности соединены в одно производство.
30.10.2014 года истец уточнил требования, просил обязать к МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», администрации муниципального района «Оловяннинский район» провести проверку качества огнезащитной обработки ( пропитки) с составлением акта проверки в срок до 15.10.2014 года. В части устранить нарушения требований пожарной безопасности по обеспечению исправного состояния автоматической установки пожарной сигнализации, оснащению учреждения системой передачи извещений о пожарах на пульт подразделений пожарной охраны отказался, в виду добровольного исполнения требования ответчиками.
В судебном заседании помощник прокурора Оловяннинского района Жамбалова Б.Б. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Ясногорская СОШ» по доверенности ФИО3 суду показала, что МБОУ «Ясногорская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда на выполнение работ по огнезащите деревянных конструкций, в ближайшее время работы будут выполнены, и составлен соответствующий акт.
Представитель МБОУ «Безречнинская ООШ» директор ФИО4 с требованиями прокурора согласилась, суду пояснила, что обращалась на имя председателя РКО и ДМ с заявками на выделение денежных средств, для проведения работ по огнезащите деревянных конструкция чердачных помещений, однако до настоящего времени денежные средства не выделены.
Представитель МБОУ «Улан-Цацыкская ООШ» директор ФИО5 с требованиями прокурора согласился, суду показал, что у МБОУ «Улан-Цацыкская ООШ» собственных денежных средств, для проведения работ по огнезащите деревянных конструкция чердачных помещений не имеется, заявки поданы на имя председателя РКО и ДМ, однако до настоящего времени денежные средства не выделены.
Представители МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представитель администрации муниципального района «Оловяннинский район» ФИО6 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте его проведения надлежаще извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила отзыв на иск в котором указала, что требования прокурора в части обеспечения исправного состояния автоматической установки пожарной сигнализации, и оснащение учреждения системой передачи извещений о пожарах на пульт подразделений пожарной охраны исполнено добровольно. В части требования провести проверку качества огнезащитной обработки ( пропитки) с составлением акта проверки, администрация просит продлить срок исполнения данных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.21, п.61, п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме», руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Согласно п.п.3,5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся в том числе: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на образовательное учреждение возложены обязанности создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Нарушение к МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ» требований законодательства о пожарной безопасности подтверждается в материалах дела информацией ТПНД по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г. Борзя УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, согласно которой в МБОУ «Ясногорская СОШ» не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта проверки.
Учитывая вышеизложенное, требования прокурора к МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ» по обеспечению исправного состояния автоматической установки пожарной сигнализации, оснащению учреждения системой передачи извещений о пожарах на пульт подразделений пожарной охраны, проведению проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта проверки, подлежат удовлетворению.
Выявленные нарушения противопожарного законодательства в здании образовательного учреждения не позволяют гарантировать требуемый уровень безопасности как для здания, так и для находящихся в нем граждан, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», в связи с чем, учитывая вышеизложенное, суд считает требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно Уставам к МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», учредителем образовательных учреждений является администрация муниципального района «<адрес>». Учреждения владеют и пользуются закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, заданиями учредителя, назначением имущества. Источниками формирования имущества и финансовых средств являются собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства.
В данной связи, суд приходит к выводу, что на администрации МР «Оловяннинский район» лежит обязанность по финансированию расходов по устранению выявленных нарушений.
Администрация МР «Оловяннинский район» просила продлить срок исполнения выявленных нарушений в срок до 01 декабря 2014 года, в связи с финансовыми трудностями.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда один месяц с момента вступления решения суда в законную силу для администрации МР «Оловяннинский район», и в течение 2 месяцев для МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ», поскольку данный срок отвечает требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно провести проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта проверки (п. 21 Правил противопожарного режима в РФ), в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить бюджетную субсидию МБОУ «Ясногорская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», МБОУ «Ононская СОШ», МБОУ «Улан - Цацыкская СОШ», МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Калангуйская СОШ», МБОУ «Безречнинская ООШ» в целях принятия мер по устранению нарушений противопожарного законодательства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, либо апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Судья: Набережнева Н.В.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 03.10.2014 года.