Судья Долженков С.А. Дело № 21-135АК-2020 г.
46RS0007-01-2019-000254-95
12-19/2019
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
11 июня 2020 года г. Курск
Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО АВАНГАРД-АГРО-Курск» Головина Р.В. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области Горчакова Ю.Н. № 450 от 11.06.2019 года, решение судьи Золотухинского районного суда Курской области от 26.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск»
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области Горчаковым Ю.Н. № 450 от 11 июня 2019 года ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Золотухинского районного суда Курской области от 26.08.2019 года постановление по делу об административном правонарушении от 11.06.2019 года оставлено без изменения, а жалоба ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» без удовлетворения.
В жалобе на указанное выше решение защитник ООО АВАНГАРД-АГРО-Курск» просит его изменить, исключить из него факты не обеспечения разработки и прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и отсутствие санитарно-эпидимиологического заключения по проектам предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как событий административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО АВАНГАРД-АГРО-Курск», поддержавшего доводы жалобы прихожу к следующему.
Согласно статье 6.3 КоАП РФ (здесь и далее в редакции на момент совершения административного правонарушения), нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Как следует из материалов дела, что в ходе проведенной 19 апреля 2019 года плановой выездной проверки в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск», расположенного по адресу: Курская область, Золотухинский район, с. 1-е Новоспасское, установлено, что ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» не выполняются требования санитарного законодательства: не обеспечена разработка и прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) площадок ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» (Курская область, Золотухинский район, с. 1-е Новоспасское; Курская область, Золотухинский район, д. Казанка; Курская область, Золотухинский район, д. Фентисово; Курская область, Золотухинский район, п. Золотухино, ул. Куйбышева, д. 36 «а») для установления соответствия их санитарным правилам. Отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения по проектам нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для площадок ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» о соответствии санитарным правилам.
Для площадок ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» отсутствуют проекты санитарно-защитных зон и не определены размеры и границы их санитарно-защитных зон.
Не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов промплощадки Золотухинского зернового комплекса ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск».
В производственных помещениях СХП «Прогресс» ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» (Курская область, Золотухинский район, с. 1-Новоспасское) отсутствуют аптечки, укомплектованные медикаментами для оказания первой доврачебной помощи.
На объектах СХП «Нива» и СПК «Казанка» ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» не проводятся мероприятия по производственному контролю.
Рассматривая дело, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Факт нарушения предприятием санитарно-эпидемиологических требований, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 20 мая 2019 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 340 от 19 апреля 2019 года, иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что данные доказательства являются достаточными, допустимыми, достоверными относятся к исследованным по делу обстоятельствам, и получены в установленном законе порядке. Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных в судебном заседании доказательств у суда не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не вызывают сомнений в их объективности.
В тоже время, в нарушение требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не дал оценку всем доказательствам по делу.
Оценивая в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставленные в материалы дела доказательства, прихожу к убеждению, что должностным лицом административного органа не доказано нарушение юридическим лицом требований пунктов 4.2.3, 4.2.1. СанПиН 2.1.6-1032-01.
Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (часть 1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона № 52-ФЗ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (часть 4 статьи 20 Федерального закона № 52- ФЗ).
Правовые основы охраны атмосферного воздуха регламентированы Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96- ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона № 96-ФЗ, законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Закона № 96-ФЗ определено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха; предельно допустимый выброс - го норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, ия микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; мониторинг но- атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
На основании пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения постановления о привлечении ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» от 11.06.2019 года, послужило, в том числе, нарушение требований пунктов 4.2.3, 4.2.1. СанПиН 2.1.6-1032-01.
В соответствии с пунктом 4.2.1. СанПиН 2.1.6-1032-01, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
Согласно пункту 4.2.3 СанПиН 2.1.6-1032-01, проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
В соответствии со Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DDNOIP4P от 2019-03- 27, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку выбросы ООО «АВАНАРД-АГРО-Курск» не содержит радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), нормативы ПДВ для ООО «АВАНГАРД- АГРО-Курск» в силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не рассчитываются.
Соответственно, у ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» отсутствует обязанность обеспечить разработку и прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов ПДВ.
В материалах проверки Управления Роспотребнадзора по Курской области не содержатся сведения о выявлении стационарных источников в ходе проведения проверки ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск».
Кроме того, в пункте 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо указано, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Таким образом, вменение указанных нарушений подлежит исключению из мотивированной части постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Действия ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» верно квалифицированы по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» состава вмененного административного правонарушения, в жалобе не приведено.
Порядок и срок привлечения ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» к административной ответственности соблюдены.
Наказание ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» назначено в соответствии с санкцией ст. 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» допущено не было.
При таких обстоятельствах, являются законными и обоснованными выводы судьи о правомерности привлечения ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, а оснований к отмене судебного решения и постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области Горчакова Ю.Н. № 450 от 11.06.2019 года, решение судьи Золотухинского районного суда Курской области от 26.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» изменить.
Исключить из мотивированной части постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области Горчакова Ю.Н. № 450 от 11.06.2019 года, решения судьи Золотухинского районного суда Курской области от 26.08.2019 года указание на обязанность обеспечения разработки и прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и отсутствие санитарно-эпидимиологического заключения по проектам предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Судья Курского
областного суда Е.А. Ягерь