Дело № 2-275/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах КТИ, КИЮ, КДЮ, КВЮ, КАЕ к Администрации сельского поселения «Казановское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение права получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в интересах указанных граждан с иском, ссылаясь на следующее. Межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры края проведена проверка доводов обращения КТИ о нарушении жилищных прав заявительницы и членов ее семьи и установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от 29.12.2010 года Администрацией СП «Казановское» КТИ и членам ее семьи предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. 13.04.2015 года указанное жилое помещение уничтожено в результате пожара. Постановлением Губернатора Забайкальского края от 13.04.2015 года №34 на территории Забайкальского края в связи с распространением пожаров введен режим чрезвычайной ситуации, в границы зон чрезвычайной ситуации включена в том числе <адрес>. 28.04.2015 года Правительством Забайкальского края вынесено постановление о ликвидации последствия чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами. С целью реализации мероприятий, предусмотренных названным выше постановлением, восстановления жилищных прав граждан, утративших жилые помещения в результате пожаров, между ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края и ООО «Дорожная строительная компания» заключен государственный контракт от 04.06.2015 года №210-ЧС на выполнение комплекса работ по строительству жилых домов для пострадавших граждан вследствие пожаров в Шилкинском районе Забайкальского края. Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 20.01.2016 №155/р жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> внесен в реестр государственного имущества Забайкальского края. 21.01.2016 года указанный дом передан в собственность сельского поселения «Казановское». Далее предоставлен семье КТИ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация СП «Казановское» направила в Шилкинский районный суд Забайкальского края исковое заявление о возложении обязанности на КТИ и членов ее семьи заключить договор социального найма и оплатить услуги за потребленную электроэнергию. 13.01.2017 года в рамках рассмотрения гражданского дела №2-39/2017 по указанному иску судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза жилого дома. По результатам рассмотрения гражданского дела установлено, что жилой дом не соответствует санитарно-техническим и строительным требованиям, объемы ремонтных работ, необходимых для приведения жилого помещения в состояние, отвечающее требованиям нормативных документов, относится к капитальному ремонту. К владели утраченным в результате ЧС жилым помещением по адресу: <адрес> на законных основаниях, на условиях договора социального найма. В результате ЧС К было утрачено единственное жилье. Таким образом, истцы имеют право на признание за ними права на получение государственного жилищного сертификата и включения их в соответствующий список граждан.
С учетом уточненных исковых требований от 15.04.2022 года просит признать за КТИ, КИЮ, КДЮ, КВЮ, КАЕ право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров. Обязать Администрацию МР «Шилкинский район» включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров.
В судебном заседании представитель процессуального истца – заместитель прокурора Макушев Д.И. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истцы КТИ, КДЮ, КВЮ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании от 21.04.2022 года истец КТИ заявленные требования поддержала в полном объеме, указав на то, что в квартире по адресу: <адрес> на момент чрезвычайной ситуации в 2015 году она на протяжении 40 лет с детьми КИЮ, КДЮ, КВЮ, внучкой КАЕ постоянно проживали. В период проживания в этой квартире у нее родились дети, затем у дочери КИЮ родилась А. Иного жилья в собственности они не имели и не имеют в настоящее время. В результате пожара в 2015 году данное жилое помещение сгорело и ее семье был предоставлен жилой дом по адресу: <адрес>, который требовал проведения капитального ремонта, что было установлено во время судебного разбирательства. Капитальный ремонт в доме Администрация СП «Казановское» так и не провела, в последствии у дома треснул фундамент, провалились полы. В данном доме семья проживала до 2018 года. Затем она потеряла зрение и уехала на лечение в другой город. Дочь КИЮ была осуждена судом и отправилась в места лишения свободы. Внучка А определена в государственное учреждение. Сын КВЮ уехал жить в г.Читу, сын КДЮ уехал в п.Сковородино. До настоящего времени у семьи нет жилья, они вынуждены снимать комнату в общежитии в г.Чите.
Истец КДЮ в судебном заседании от 21.04.2022 года требования поддержал по аналогичным основаниям.
Истец КИЮ в судебное заседание не явилась, содержится в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Иркутской области, о месте и времени слушания дела уведомлялась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» Козел М.Л., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому семье К взамен утраченного в результате пожара в 2015 году было предоставлено пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и они свое право реализовали, жилье получили. Заключить договор социального найма семья категорически отказывалась, в связи с чем 15.11.2016 года администрация поселения обратилась в суд с заявлением о понуждении Крзыревых заключить договор социального найма и оплатить задолженность за электроэнергию, иск оставлен без удовлетворения. Договор социального найма на указанное жилое помещение с истцами не заключен до настоящего времени. Режим ЧС в настоящее время отменен, финансовое обеспечение по реализации мер социальной поддержки граждан тоже ограничивается определенным промежутком времени, не превышающим законным и разумный срок обращения за такой поддержкой. В настоящее время К на территории сельского поселения «Казановское» не проживают. Мероприятия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года №1327 реализуются однократно, в отношении одного утраченного жилого помещения в результате ЧС. Заявила о пропуске срока исковой давности. Считала Администрацию МР «Шилкинский район» ненадлежащим ответчиком. Просила в удовлетворении иска отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве представитель ответчика Администрации СП «Казановское» Бурдинский С.А., действующий на основании прав по должности, требования не признал, указав, что семье К в установленном порядке было предоставлено жилое помещение взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. Однако, К надлежащим образом данное жилое помещение не приняли, договор социального найма не заключили, не проживают в доме. В настоящее время дом находится в полуразрушенном состоянии. Капитальный ремонт дома после решения суда в 2017 году администрация не проводила ввиду отсутствия денежных средств.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание представил письменный отзыв, согласно которому считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, Управление является ненадлежащим ответчиком. С 01.01.2020 года реализация права гражданина, утратившего жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, на обеспечение жилым помещением возможна лишь способом и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ №1327 от 16.10.2019 года. Государственные жилищные сертификаты с 01.01.2020 года не выдаются, как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.01.2020 года №43-456-5. С учетом принятых в законодательстве изменений исполнить судебные решения, предусматривающие выдачу ГЖС гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в июле 2018 года, не представляется возможным. С 01.01.2020 года реализация прав граждан, утративших жилое помещение в результате ЧС, на получение (приобретение) жилого помещения за счет средств федерального бюджета, осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 №1846.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, представляющий интересы Правительства РФ, представил письменный отзыв, согласно которому ввиду установленного законодательством строгого порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, предоставление субъекту трансфертов без учета порядка, регламентированного Правилами №1327 не предусмотрено. Поскольку соответствующего решения Председателя Правительства РФ не принималось, в Минстрой РФ не поступало, межбюджетные трансферты на указанные цели не могут быть предоставлены бюджету Забайкальского края. Правительство РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, выдача государственных жилищных сертификатов в его полномочиям не относится.
Представитель Министерства финансов РФ в интересах Правительства РФ представил письменный отзыв, согласно которому жилое помещение по адресу: <адрес> не может быть признано непригодным для проживания, заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным отсутствует. Истцы не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении со включением в списки на получение ГЖС в результате утраты жилого помещения вследствие ЧС, так как им была выделена жилая площадь после пожара.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края представил письменный отзыв, согласно которому жилое помещение истцам было выделено, непригодным для проживания не признано. Министерство является ненадлежащим ответчиком, оснований для обращения решения к немедленному исполнению отсутствуют. Просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель УМВД России по Забайкальскому краю представил письменный отзыв, согласно которому Управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку организовывает проверку и согласовывает списки.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены судом надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с п.п.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 п.б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее – постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила).
Как следует из подп. 1 п. 3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1 - 3 и 5 п. 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно пп.5 п. 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В силу п.4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (в ред. от 12.03.2015 года) бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях: а) погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В судебном заседании представителем ответчика Администрации МР «Шилкинский район» было сделано заявление о пропуске истцами срока исковой давности за обращением в суд.
Суд считает, что указанное заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ч.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации СП «Казановское» от 10.06.2015 года семье К был выделен жилой дом по адресу: <адрес>, являющийся муниципальной собственностью, взамен утраченного жилья в результате ЧС.
В ходе проживания истцов в указанном жилом доме были выявлены технические недостатки, устранение которых истцы требовали в суде, о чем свидетельствует решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14.10.2016 года. Кроме того, решением суда от 12.09.2017 года установлена необходимость проведения ремонтных работ указанного жилого дома, невыполнение которых до настоящего времени подтвердил в ходе судебного заседания представитель ответчика Бурдинский С.А..
Судом также установлено, что истцы КТИ, КДЮ, КВЮ проживали в указанном жилом доме до 2019 года, поскольку не имели в собственности иного жилья.
Таким образом, возникшие по данному делу правоотношения носят длящийся характер.
Как пояснила КТИ в 2019 году ввиду невозможности дальнейшего проживания в указанном доме из-за необходимости проведения ремонтных работ, которые орган местного самоуправления так и не произвел, ей и сыновьям пришлось оттуда съехать.
В частности, КТИ выбыла в <данные изъяты> в дом престарелых и была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> 23.07.2019 года. КВЮ уехал в г.Читу, КДЮ уехал в п.Сковородино. КИЮ выбыла из дома вынужденно в 2017 году, в связи со взятием ее под стражу по приговору суда, КАЕ – 16.10.2017 года в связи с помещением в государственное учреждение.
С учетом изложенного, суд считает необходимым исчислять срок исковой давности не ранее, чем с 23.07.2019 года.
23.12.2021 года КТИ с письменным заявлением обратилась к Прокурору Забайкальского края Ершову М.О., указав, что до настоящего времени она и ее семья не обеспечена жильем после пожара 2015 года. Исковое заявление прокурора в интересах К подано в суд 25.01.2022 года.
Таким образом, срок исковой давности для обращения с настоящим иском истцами не пропущен.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно договору социального найма жилого помещения от 29.12.2010 года, заключенного Администрацией СП «Казановское» с КТИ, ей и членам ее семьи: КИЮ, КАЕ, КВЮ, КДЮ предоставлена в бессрочное безвозмездное пользование квартира, относящаяся к муниципальной собственности, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 13.04.2015 года №34 с 13 апреля 2015 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации, в связи большим количеством зарегистрированных пожаров, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», в том числе, муниципальный район «Шилкинский район», с.Казаново сельского поселения «Казановское», <адрес>.
28.04.2015 года Правительством Забайкальского края издано постановление №180 о ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами, где Министерству территориального развития Забайкальского края постановлено организовать работу по формированию пакета документов на оформление государственных жилищных сертификатов для граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и по строительству жилых домов.
Распоряжением №155/1 от 20.01.2016 года Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края внесен в реестр государственного имущества Забайкальского края жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Распоряжением №189/1 от 21.01.2016 года Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края указанный дом передан в собственность сельского поселения «Казановское».
Распоряжением Администрации СП «Казановское» №49 от 10.06.2015 года в связи с чрезвычайной ситуацией – пожаром 13.04.2015 года на территории поселения квартира по адресу: <адрес> сгорела, расторгнуть договор социального найма с КТИ, с составом семьи КИЮ, КАЕ, КДЮ, КВЮ, выделить жилую площадь во вновь строящемся доме по мере ввода его в эксплуатацию по адресу: <адрес>.
Решением Шилинского районного суда Забайкальского края от 14.10.2016 года по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах КТИ, КИЮ требования удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию СП «Казановское» организовать работы по замене неисправной двери на крыльце дома по <адрес>, по обустройству утеплителя на кровле жилого дома, по очистке вентиляционного продуха, по частичной замене полов.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 12.09.2017 года исковые требования Администрации СП «Казановское» к К об обязании заключить договор социального найма и оплатить услуги за потребленную электроэнергию оставлены без удовлетворения.
Согласно заключению эксперта №17/07/21 ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз», проведенной в рамках рассмотрения указанного гражданского дела, установлено, что для дальнейшей нормальной эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> необходимо проведение ремонтных работ.
Из справки Администрации СП «Казановское» от 26.04.2022 года следует, что все построенные после пожара 2015 года дома – жилые, кроме дома, расположенного по адресу: <адрес>.
КТИ, КИЮ, КАЕ, КДЮ, КВЮ на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей 13.04.2015 года были зарегистрированы по адресу: <адрес>, данное жилье для К являлось единственным, иного жилья в собственности они не имеют. Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела справками УФМС, уведомлениями Росреестра. Факт постоянного проживания истцов на момент чрезвычайной ситуации следует из объяснений истцов и не оспорен ответчиками.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы владели утраченным в результате пожара в апреле 2015 года жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на законных основаниях, на условиях договора социального найма. На момент введения режима чрезвычайной ситуации они постоянно проживали в данном жилом помещении, были зарегистрированы в нем по месту жительства. В результате чрезвычайной ситуации истцами было утрачено единственное жилье.
Учитывая изложенное, они имеет все правовые основания для признания за ними права на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации и включения их в соответствующий список граждан.
При этом, довод представителя ответчика о том, что с 01.01.2020 года реализация права гражданина, утратившего жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, на обеспечение жилым помещением возможна лишь способом и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ №1327 от 16.10.2019 года не должна влиять на права К, поскольку право на получение государственного жилищного сертификата у них возникло в апреле 2015 года, в связи с чем, при принятии решения суд руководствуется нормами законодательства, действующего в период возникновения спорных правоотношений.
Довод ответчиков о том, что истцы реализовали свое право на получение мер социальной поддержки подлежит отклонению, поскольку сведений о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на момент предоставления его истцам соответствовал техническим и санитарным нормам в материалы дела не представлено. В настоящее время дом находится в полуразрушенном состоянии. Учитывая, что на указанный дом с истцами договор социального найма заключен не был, оснований полагать о том, что указанное жилое помещение им было предоставлено в установленном порядке, не имеется.
Довод представителя ответчика о том, что истцы способствовали разрушению предоставленного им жилого помещения не является основанием для отказа в иске, поскольку бремя содержания муниципального жилья лежит на его собственнике.
25.12.2014 года между Администрацией МР «Шилкинский район» и Администрацией СП «Казановское» заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, в том числе и полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Администрация СП «Казановское».
Учитывая изложенное, исковые требования прокурор являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать за КТИ, КИЮ, КДЮ, КВЮ, КАЕ право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории <адрес>.
Обязать Администрацию сельского поселения «Казановское» Шилкинского района Забайкальского края включить КТИ, КИЮ, КДЮ, КВЮ, КАЕ в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Забайкальского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 06 мая 2022 года.
Копия верна, судья Терновая Ю.В.