Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2509/2017 ~ М-2213/2017 от 28.04.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2017 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Еремина А. И. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным распоряжения и обязании совершить действия,

Установил:

Еремин А.И. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным распоряжения и обязании совершить действия, указав, что он является собственником двух нежилых зданий, расположенных по адресу: Самарская <адрес>: Нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 691,5 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ; Нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 25,6 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ереминым А.И. было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил о направлении межведомственного запроса в Департамент градостроительства г.о.Самара с целью получения заключения о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам зоны, в которой данный участок расположен, информации о наличии красных линий в границах вышеуказанного земельного участка и его принадлежности к территории общего пользования, а также о наличии ограничений в использовании земельного участка по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о.Самара. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о.Самара вынесено распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для отказа является пп.2 п.8 ст.39.15, п.19 ст.39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ (часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в и с чем предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается). Истец считает отказ незаконным, необоснованным и нарушающим его права собственника указанных выше нежилых зданий. Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент управления имуществом г.о.Самара, отказывая истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность руководствовался сведениями Департамента градостроительства г.о.Самара, согласно которым часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования, в связи с чем приватизации не подлежит. На испрашиваемом земельном участке расположены строения, которые принадлежат Еремину А.И. Оба нежилых здания находятся частично в красных линиях, какими-либо объектами, пользование которыми осуществляется беспрепятственно неограниченным кругом лиц, такими как: площадь, улица, проезд, набережная, сквер, бульвар, автомобильная дорога, береговая полоса водного объекта общего пользования, водный объект, пляж и другие подобные объекты на данном земельном участке отсутствуют. Испрашиваемый земельный участок сформирован по фактическим границам, что подтверждается на схеме установленным капитальным забором. Более того, положения п.6 ст.11.9 ЗК РФ направлены именно на недопущение наличия препятствующих рациональному использованию и охране земель недостаткам при формировании земельного участка, а также недопущения невозможности размещения объектов недвижимости. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Платонова Н.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Воронина Е.А. исковые требования не признала.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Кремнева А.А. возражала против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в отзыве.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-23 ст.39.16 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).

На основании п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Материалами дела подтверждено, что Еремин А.И. является собственником двух нежилых зданий, расположенных по адресу: Самарская <адрес> - нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 691,5 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) и нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 25,6 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.И. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов (л.д.44-46).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщил истцу о направлении межведомственного запроса в Департамент градостроительства г.о.Самара с целью получения заключения о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам зоны, в которой данный участок расположен, информации о наличии красных линий в границах вышеуказанного земельного участка и его принадлежности к территории общего пользования, а также о наличии ограничений в использовании земельного участка по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о.Самара (л.д.15-16).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара распоряжением отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.17-18).

Основанием для отказа являются пп.2 п.8 ст.39.15, п.19 ст.39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ (часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в и с чем предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается).

    Данный отказ Департамента управления имуществом г.о.Самары является необоснованным.

    Истец не может быть лишен права на однократное бесплатное приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что предыдущие владельцы земельного участка своевременно не оформили правоустанавливающие документы на землю.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ году земельный участок по спорному адресу предоставлен первому владельцу ТОО «Магазин 102» уполномоченным органом в установленном законом (на тот период времени) порядке в бессрочное пользование под производственную базу.

ДД.ММ.ГГГГ ТОО «Магазин 102» по договору продал Еремину А.И. производственную базу с земельным участком 1812,00 кв.м, на котором расположены строения общей площадью 664,50 кв.м, подключенные к газо-водо-электроснабженческим организациям, расположенную в <адрес>, ? (л.д.70-74).

При таких обстоятельствах, не имеется доказательств наличия каких-либо ограничений для передачи истцу испрашиваемого земельного участка в собственность.

В силу договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ к истцу в порядке универсального правопреемства последовательно перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по спорному адресу.

В настоящее время Департамент управления имуществом г.о.Самара отказывает Еремину А.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в и с чем предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно Карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ , часть образуемого земельного участка расположена на территории общего пользования в границах красных линий Речного переулка.

Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, утвержденным решением Д. г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ , что предусмотрено п. «в» ч.4 ст.56 ГрК РФ.

Между тем, испрашиваемый земельный участок сформирован в 1992 году, то есть до утверждения Правил застройки и землепользования, с указанного времени постоянно использовался под нежилым зданием – производственной базой. На момент предоставления спорного земельного участка в постоянное пользование предыдущему собственнику, решение о предоставлении спорного земельного участка было принято в пределах компетенции органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент принятия данного решения.

Доводы представителя Департамента градостроительства г.о.Самара о том, что согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ часть испрашиваемого истцом земельного участка принадлежит территории общего пользования, не состоятельны, поскольку спорный земельный участок был предоставлен и использовался еще до вступления в силу данных Правил, а имеющиеся в ИСОГД красные линии проходят по нежилому зданию, принадлежащему истцу с 1992 года.

Кроме того, материалами дела подтверждено, что испрашиваемый Ереминым А.И. земельный участок предоставлен под производственную базу в 1992 году, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Владельцы производственной базы, расположенной на данном участке, пользовались земельным участком на законных основаниях и имели право приобрести его в собственность бесплатно, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им, в том числе отчуждать другим лицам, в частности истцу. Впоследствии в порядке правопреемства от прежнего собственника нежилого здания это право перешло к Еремину А.И. на основании договора купли-продажи указанного здания с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ.

    В силу ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Истец обратился в государственный орган не за предоставлением ему нового земельного участка в соответствии с законодательством, действующим в настоящее время, а в целях правоподтверждения уже ранее предоставленного на законных основаниях земельного участка.

При этом, материалы дела не содержат доказательств, что на спорном земельном участке (с учетом ранее возникшего права в 1992 году у ТОО «Магазин 102») имеются объекты общего пользования либо в отношении испрашиваемого земельного участка заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, на котором предполагается строительство объектов федерального или местного значения.

    При указанных обстоятельствах, учитывая то, что в судебном заседании установлено, что истец является собственником нежилых помещений с 1992 года, следовательно, имеет право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, отказ Департамента нарушает закон и права истца на получение земельного участка в собственность, суд приходит к выводу о том, что требование Еремина А.И. о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 277 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что заявление Еремина А.И. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка не было рассмотрено надлежащим образом, на ответчика подлежит возложению обязанность возобновить рассмотрение заявления истца.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Еремина А. И. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Еремина А.И., возобновив работу по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2017 года.

Судья                    (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-2509/2017 ~ М-2213/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Еремин А.И.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
28.04.2017Регистрация административного искового заявления
28.04.2017Передача материалов судье
02.05.2017Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2017Подготовка дела (собеседование)
17.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2017Судебное заседание
26.05.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.05.2017Судебное заседание
13.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее