дело № 2-82-2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИр.п. Вача 23 мая 2012 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Бариновой Н.С.,
с участием пом. прокурора Вачского района Юриной М.А.,
при секретаре Разумковой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации * * об обязании разработать и принять Правила Землепользования и застройки, действующие на территории .. *, и установлении срока для совершения вышеуказанных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Вачского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации .. муниципального района *, о признании незаконным бездействия выражающееся в непринятии Правил землепользования и застройки, действующих на территории .. *, об обязании разработать и принять Правила Землепользования и застройки, действующие на территории .. *, и установлении срока для совершения вышеуказанных действий, указывая на то, что Прокуратурой Вачского района была проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства органами местного самоуправления поселений, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены в Уставах поселений.
Так, в соответствии со ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * сельсовета .. * от / ",ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава р.* .. *, утв. Решением .. поселкового совета .. * от / ",вопросы местного значения поселения по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений являются полномочиями администраций поселений.
В силу ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ вводится с 31.12.2012.
По указанному факту прокурором района в октябре 2011 года в адрес глав администраций поселений направлены информационные письма (в порядке статьи 9 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ») с требованием о принятии указанных нормативных правовых актов.
Согласно требованиям ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение данных норм закона Решением сельского Совета * от / ", Решением .. поселкового совета от / ", Решением сельского Совета * от / ", Решением сельского Совета * от / ", Решением сельского Совета * от / ", Решением сельского Совета * от / " вопросы местного значения органов местного самоуправления поселений в указанной сфере переданы в администрацию .. *.
/ администрациями поселений с администрацией .. * заключены соглашения о передаче администрации .. * полномочий, предусмотренных п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Земского Собрания .. * от / " утвержден районный бюджет на 2012 год.
В соответствии с приложением " к Решению Земского Собрания .. * от / " в районном бюджете на 2012 года предусмотрено финансирование на корректировку генерального плана р.* и разработку Правил планировки застройки в сумме "
Однако в настоящее время Правила землепользования и застройки, действующие на территории .. муниципального района, не приняты.
В свою очередь, при отсутствии правил землепользования и застройки муниципальных образований с / органы местного самоуправления не смогут выдавать разрешения на строительство, что приостановит строительство, как на территории .. муниципального района, так и на отдельно взятых поселениях, в том числе и объектов социального назначения, что нарушает основные права и свободы человека и гражданина на приобретение земель, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно.
Определением суда от / по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены: Администрация * сельсовета .. *, Администрация " .. *, Администрация * .. *, Администрация * .. *, Администрация * .. * и Администрация р.*.
В данном судебном заседании представитель истца - пом. прокурора Юрина М.А. заявила ходатайство о прекращении производства по делу в части исковых требований, а именно признания незаконным бездействия выражающееся в непринятии Правил землепользования и застройки, действующих на территории .. *, в связи с отказом .. * от данной части исковых требований.
Отказ истца от части исковых требований- о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии Правил землепользования и застройки, действующих на территории .. * судом был принят, производство по данному делу в части требований о признании незаконным бездействия выражающегося в непринятии Правил землепользования и застройки, действующих на территории .. * было прекращено, о чем вынесено определение.
В судебном заседании / пом. прокурора Вачского района Юрина М.А. исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области в остальной части поддержала и дала пояснения аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации .. муниципального района Нижегородской области Сиворин Ю.В., допущенный судом в порядке ст. ст. 48, 54 ГПК РФ, в судебном заседании с иском прокурора Вачского района согласился, и пояснив, что администрацией .. муниципального района * проводятся мероприятия необходимые для разработки и принятия Правил землепользования и застройки. Просит предоставить администрации .. * разумный срок для решения данного вопроса.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации * .. * .. в судебном заседании с исковыми требованиями .. * согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации * .. *, .. в судебном заседании с исковыми требованиями .. * согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации * .. *, .. в судебном заседании с исковыми требованиями .. * согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации * .. *, .., в судебном заседании с исковыми требованиями .. * согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации * .. * .. в судебном заседании с исковыми требованиями .. * согласилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации р.* .. в судебном заседании с исковыми требованиями .. * согласился.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования Прокурора Вачского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ 1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") К вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Судом установлено, что аналогичные положения закреплены в Уставах поселений.
Так, в соответствии со ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * сельсовета .. * от / ",ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава * .. *, утв. Решением сельского Совета * .. * от / ", ст.37 Устава р.* .. *, утв. Решением .. поселкового совета .. * от / ",вопросы местного значения поселения по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений являются полномочиями администраций поселений.
Согласно ст. 51 ч. 3 Градостроительного кодекса РФ Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу части 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации") …часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вводится в действие с 31 декабря 2012 года.
Судом установлено, что по указанному факту прокурором района в октябре 2011 года в адрес глав администраций поселений направлены информационные письма (в порядке статьи 9 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ») с требованием о принятии указанных нормативных правовых актов.
Согласно части 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из Решений сельского Совета * от / ", .. поселкового совета от / ", сельского Совета * сельсовета от / ", сельского Совета * сельсовета от / ", сельского Совета * сельсовета от / ", сельского Совета * сельсовета от / " вопросы местного значения органов местного самоуправления поселений в указанной сфере, переданы в администрацию .. *.
Согласно соглашений о передаче администрации .. * отдельных полномочий от /, заключенных между администрацией * сельсовета и Администрацией .. *, администрацией * сельсовета и Администрацией .. *, администрацией * сельсовета и Администрацией .. *, администрацией * и Администрацией .. *, администрацией * и Администрацией .. *, администрацией р.* и Администрацией .. *, администрации поселений передают администрации района осуществление следующих полномочий по решению вопросов местного значения: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подготовка градостроительных планов земельных участков расположенных на территории поселения, утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования поселений (л.д. 11-28).
Решением Земского Собрания .. * от / " утвержден районный бюджет на 2012 год.
В соответствии с приложением " к Решению Земского Собрания .. * от / " в районном бюджете на 2012 года предусмотрено финансирование на корректировку генерального плана р.* и разработку Правил планировки застройки в сумме ".(л.д. 10).
Однако как установлено судом, в настоящее время Правила землепользования и застройки, действующие на территории .. муниципального района, не приняты.
В связи с чем, суд считает, что при отсутствии правил землепользования и застройки муниципальных образований с / органы местного самоуправления не смогут выдавать разрешения на строительство, что приостановит строительство, как на территории .. муниципального района, так и на отдельно взятых поселениях, в том числе и объектов социального назначения, что нарушает основные права и свободы человека и гражданина на приобретение земель, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно.
Учитывая тот факт, что законодательством не предусмотрены сроки в течение которых органы местного самоуправления (в том числе администрация .. * ) должны разработать и принять правила землепользования и застройки, с учетом мнения представителя администрации .. * суд считает необходимым обязать администрацию .. * в срок до / разработать и принять правила землепользования и застройки на территории .. *.
Согласно ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации .. муниципального района *, об обязании разработать и принять Правила Землепользования и застройки, действующие на территории .. * - удовлетворить.
Обязать администрацию .. муниципального района * в срок до / разработать и принять Правила Землепользования и застройки, действующие на территории .. *.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца.
Судья - подпись
Решение вступило в законную силу 25 июня 2012 года.
*
*