Дело № 2-1280/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кетово 23 октября 2013 года
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Шелепова С.А.,
при секретаре Коробейниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Третьяковой Марины Валерьевны к Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, Мурашову Геннадию Витальевичу о признании права собственности на объекты недвижимости в порядке наследования, встречному исковому заявлению Мурашова Геннадия Витальевича о признании права собственности на долю в наследстве,
УСТАНОВИЛ:
Третьякова М.В. обратилась в Кетовский районный суд с иском к Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании права собственности на объекты недвижимости в порядке наследования. В обоснование иска указала, что 8 июня 2005 года умер её дедушка Мурашов Виталий Константинович. После его смерти открылось наследство в виде квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: с. Введенское, ул. Советская, 51-1. В данном доме был зарегистрирован и проживал её отец Мурашов Валерий Витальевич, который умер 28 декабря 2005 года. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в вышеуказанном доме, содержит его, обрабатывает землю. Просит суд признать за ней право собственности на домовладение и на земельный участок в порядке наследования по закону.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Мурашов Г.В., который в свою очередь обратился со встречным исковым заявлением к Третьяковой М.В., Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании за ним права собственности на домовладение и земельный участок в порядке наследования по закону. В обоснование иска указал, что 8 июня 2005 года умер его отец Мурашов В.К. После его смерти открылось наследство в виде квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: с. Введенское, ул. Советская, 51-1. В данном доме был зарегистрирован и проживал его брат, который умер 28 декабря 2005 года. Оформить права на наследство не смог, поскольку выявились неточности в свидетельстве о браке его родителей.
Впоследствии Мурашов Г.В. исковые требования изменил, просил суд признать его принявшим наследство после смерти своего отца Мурашова В.К., умершего 8 июня 2005 года, признать за ним и Третьяковой М.В. право собственности по ? доли квартиры и земельного участка в с. Введенское, ул. Советская,51-1. В обоснование требований указал, что после смерти его отца Мурашова В.К. наследниками по закону являлся он и его брат Мурашов В.В. Наследственным имуществом является квартира и прилегающий к ней земельный участок в с. Введенское, ул. Советская, 51-1. Он и его брат фактически приняли наследство, так как брат был зарегистрирован в квартире отца на день смерти, а он фактически понес затраты на похороны отца, взял себе его кожаный плащ, электрическую бритву «Харьков», стиральную машину «Фея». Юридически они хотели принять и оформить наследство в установленный шестимесячный срок. Обращались к нотариусу Кетовского нотариального округа на консультацию, но из-за имеющихся в свидетельстве о браке родителей неточностей заявление нотариусу не подали. Кроме того, им было рекомендовано обратиться в суд за признание права на дом в связи с отсутствием на него правоустанавливающих документов. Таким образом, считает себя фактически принявшим наследство, а Третьякову М.В. наследницей первой очереди после смерти её отца Мурашова В.В., который фактически принял наследство после смерти своего отца Мурашова В.К., но не оформил его.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску Третьяковой М.В. – Третьяков Н.А., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивал, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении, против исковых требований Мурашова Г.В. возражал. Пояснил, что Мурашов Г.В. наследство фактически не принимал, никакого участия в содержании дома и земельного участка не принимал. Каких-либо прав на спорное наследственное имущество никогда не заявлял.
Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Мурашов Г.В. и его представитель Мусабаева Е.В., действующая на основании ордера, против удовлетворения исковых требований Третьяковой М.В. возражали, заявленные исковые требования поддержали, указав на доводы, изложенные в измененном встречном исковом заявлении.
Представитель Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, от главы Введенского сельсовета в суд поступили заявления о согласии с иском Третьяковой М.В. и Мурашова Г.В., просьбой рассмотреть дело без их присутствия.
Представитель третьего лица по встречному иску – Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что решением администрации Введенского сельсовета от 26 октября 1992 года № 24 Мурашову Виталию Константиновичу выделен земельный участок площадью 0,08 га для ведения приусадебного хозяйства, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей КН-08-04-587 от 5 ноября 1993 года.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 25 апреля 2013 года № 45/201/2013-68190 земельный участок, принадлежащий на праве частной индивидуальной собственности, Мурашову В.К. имеет кадастровый номер 45:08:012402:132, расположен по адресу: Курганская область, Кетовский район, Администрация Введенского сельсовета, с. Введенское, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 800 кв.м.
Из справки Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 3 апреля 2012 года № 643 следует, что Мурашову В.К. принадлежит на праве собственности квартира, находящаяся по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Введенское, ул. Советская, д. 51, кв. 1.
Согласно выписке № 167 из технического паспорта объекта капитального строительства от 20 мая 2013 года спорная квартира имеет общую площадь 41 кв.м., жилую – 23,6 кв.м.
8 июня 2005 года Мурашов В.К. умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти серии I-БС № 777031 от 23 апреля 2013 года.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Согласно п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (п. 1 и 2 ст. 1142 ГК РФ).
По сообщению нотариуса Кетовского нотариального округа наследственного дела на имя Мурашова В.К., умершего 8 июня 2005 года, не имеется.
Из материалов дела следует, что жена Мурашова В.К. – Мурашова Н.А. умерла, что подтверждается справкой Администрации Введенского сельсовета от 3 апреля 2012 года № 643. Детьми Мурашова В.К. являются Мурашов В.В. и Мурашов Г.В., что подтверждается свидетельствами о рождения, справкой о рождении, находящимися в материалах дела, следовательно, они являются наследниками первой очереди.
Также из справки Администрации Введенского сельсовета от 3 апреля 2012 года № 643 следует, что Мурашов В.В. по день своей смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Введенское, ул. Советская, д. 51, кв. 1.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.В своем заявлении Мурашов Г.В. указывает, что считает себя фактически принявшим наследство после смерти отца Мурашова В.К., так как понес затраты на его похороны, взял себе его кожаный плащ, электрическую бритву «Харьков», стиральную машину «Фея», однако доказательств в подтверждение данных доводов не представил. В судебном заседании Мурашов Г.В. пояснил, что указанные вещи он взял себе на в память об отце.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Свидетель Потемкина И.Г. в судебном заседании пояснила, что ей принадлежит половина спорного дома, во второй проживал Мурашов В.К. После смерти Мурашова В.К. в доме проживал Мурашов В.В., а Мурашов Г.В. приезжал в гости.
Свидетель Мурашов Д.Г. пояснил, что Мурашов Г.К. приходится ему отцом. После смерти деда отец взял себе на память вещи – бритву «Харьков», плащ, стиральную машинку «Фея». В то время брат отца – Мурашов В.В. был жив, и проживал в доме деда. Отец высказывал намерение о совместном с братом распоряжении имуществом, но реализовал ли свои намерения ему не известно.
Свидетель Ворсин А.В. пояснил, что искал съемное жилье. Мурашов Г.В. дал ему ключи от спорной квартиры, однако в дальнейшем, по личным обстоятельствам, он не стал снимать данную квартиру. Данный факт имел место уже после смерти брата Мурашова Г.В. – Мурашова В.В.
Из показаний свидетелей Дегтярева Л.А. и Дегтяревой Л.А. следует, что Третьякова М.В. ухаживала за домом и обрабатывала земельный участок. Также Дегтярева Л.А. пояснила, что Мурашова Г.В. она впервые увидела в судебном заседании.
Из копий похозяйственных книг следует, что Мурашов Г.В. проживающим в спорном жилом помещении не значится.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Мурашовым Г.В. не представлено доказательств того, что он принимал какие-либо меры направленные на принятие наследства, после смерти своего отца – Мурашова В.К. Получение им компенсации на оплату ритуальных услуг, как указывалось выше, не может свидетельствовать о фактическом принятии наследства. Также, по мнению суда, факт того, что Мурашов Г.В. взял себе некоторые вещи, принадлежавшие Мурашову В.К. в память о нем, также не может свидетельствовать о принятии наследства, по основаниям указанным выше. Довод Мурашова Г.В. о том, что он обращался к нотариусу за консультацией о принятии наследства, также ничем не подтвержден.
Таким образом, учитывая то, что Мурашов Г.В. наследство после смерти своего отца Мурашова В.К. не принял, его требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что Мурашов В.В. фактически принял наследство после смерти своего отца – Мурашова Г.В., так как совершил действия, в которых проявилось его отношение к наследству как к собственному имуществу. Он продолжил жить в доме отца, нес расходы по его содержанию, обрабатывал земельный участок.
28 декабря 2005 года Мурашов Валерий Витальевич умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-БС № 629772 от 1 января 2006 года.
По сообщению нотариуса Кетовского нотариального округа наследственного дела на имя Мурашова Валерия Витальевича, умершего 28 декабря 2005 года, не имеется.
Из материалов дела следует, что Третьякова М.В. приходится дочерью Мурашову В.В., что подтверждается свидетельством о рождении серии II-БС № 425553 от 4 декабря 1985 года и свидетельством о заключении брака серии I-БС № 602325 от 12 сентября 2008 года. Следовательно, является наследником первой очереди.
Согласно справке Администрации Введенского сельсовета от 3 апреля 2012 года № 643 в квартире, находящейся по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Введенское, ул. Советская, д. 51, кв. 1, зарегистрированы Третьякова М.В., Третьяков Т.Н. 2009 Года рождения и Третьякова П.Н. 2011 года рождения.
Из пояснений Третьяковой М.В. следует, что она проживает в спорном доме, содержит его, обрабатывает земельный участок, в доказательство данного факта Третьякова М.В. представила суду квитанции за оплату электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: с. Введенское, ул. Советская, 51-1, а также товарные чеки на покупку строительных материалов. Не доверять пояснениям истца по первоначальному иску у суда нет оснований. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что она фактически приняла наследство, открывшееся после смерти Мурашова В.В.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Данные о зарегистрированных правах на квартиру и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, о чём представлены уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 9 июля 2013 года № 45-0-1-27/4045/2013-1696 и № 45-0-1-27/4045/2013-1694.
Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования Третьяковой М.В. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Третьяковой Марины Валерьевны к Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, Мурашову Геннадию Витальевичу о признании права собственности на объекты недвижимости в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Третьяковой Мариной Валерьевной право собственности в порядке наследования после смерти отца Мурашова Валерия Витальевича, умершего 28 декабря 2005 года, на квартиру № 1 общей площадью 41 кв.м., жилой – 23,6 кв.м., расположенную по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Введенское, ул. Советская, д. 51.
Признать за Третьяковой Мариной Валерьевной право собственности в порядке наследования после смерти отца Мурашова Валерия Витальевича, умершего 28 декабря 2005 года, на земельный участок с кадастровым номером 45:08:012402:132 площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Введенское.
В удовлетворении встречных исковых требований Мурашова Геннадия Витальевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 28 октября 2013 года.
Судья С.А. Шелепов