РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2019 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Семёнцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Бамбуровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-713/19 по административному исковому заявлению Понамарева Максима Юрьевича, Гладуна Алексея Владимировича к Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Понамарев М.Ю., Гладун А.В. обратились в суд с административным иском, ссылаясь на то, что на основании учредительного собрания от 02.12.2013 был утвержден Устав некоммерческого фонда «Национальный исторический фонд», 20.12.2013 фонд прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ по Самарской области. Целью фонда является удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Учредителями фонда являются Гладун А.В., Петрушкин О.В. и Понамарев М.Ю. Для организации фонда Петрушкин О.В. имел коллекцию, собранную им лично, но принял постриг и всю коллекцию передал в монастырь безвозмездно. Таким образом. некоммерческий фонд не может достигнуть целей, для которых он создан.
Просят суд ликвидировать и исключить из ЕГРЮЛ некоммерческий фонд «Национальный исторический фонд», запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ 26.12.2013 за основным государственным регистрационным номером 2136300038367.
Административный истец Понамарев М.Ю. в судебном заседании административный иск поддержал, просил удовлетворить.
Административный истец Гладун А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в соответствии с заявлением от 21.0.10219 административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ранее представил в суд отзыв на иск, в котором решение вопроса об удовлетворении административного иска оставил на усмотрение суда.
Суд, изучив материалы дела, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 26.12.2013 в ЕГРЮЛ за номером 11363000037540 внесена запись о создании Некоммерческого фонда «Национальный исторический фонд», выдано соответствующее свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с Уставом некоммерческого фонда «Национальный исторический фонд», утвержденным учредительным собранием 02.12.2013 целью фонда является удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Фонд создается в целях формирования имущества на основе добровольных взносов и использования данного имущества для поддержки и сохранения российского и международного культурного наследия (п.2.1, 2.3)
В силу п.2.4 Устава для реализации своих уставных целей фонд осуществляет следующие виды деятельности: осуществление учета, хранения и реставрации предметов, находящихся в его музейных фондах, в том числе оружия и предметов, содержащих драгоценные металлы, осуществление экспозиционно-выставочной деятельности в РФ и за рубежом, осуществление комплектования своих музейных, архивных и библиотечных фондов, проведение изучения памятников отечественного и зарубежного искусства, архитектуры и археологии, организации научных конференций, симпозиумов, семинаров, разработка научных концепций и программ развития музея…обеспечение экскурсионного, лекционного и консультативного обслуживания посетителей…проведение экспертизы культурных ценностей…и тд.
Согласно протокола № 1 Учредительного собрания некоммерческого фонда «Национальный исторический фонд» от 02.12.2013 учредителями фонда являются: Гладун А.В., Петрушкин О.В. и Понамарев М.Ю.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 24.12.2018 статус указанного юридического лица – действующий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.1-2 ст.123.17 фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Согласно Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, уполномоченным органом, в функции которого входят регистрация некоммерческих организаций, контроль и надзор в сфере регистрации данных организаций является Министерство юстиции РФ и соответственного его территориальные органы.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; 5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; 6) в иных случаях, предусмотренных законом.
Из иска следует, что на протяжении всего периода существования с момента регистрации некоммерческий фонд осуществлял ежеквартальную отчетность с нулевыми показателями.
Доказательств обратного в материалы дела в силу ст.62 КАС РФ суду не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.
В силу п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда, это требование закона должны выполнить учредитель (участник) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации.
Суд учитывает, что законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой, становится возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
На основании изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования Понамарева М.Ю., Гладуна А.В. о ликвидации НФ «Национальный исторический фонд» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц после проведения процедуры ликвидации.
Руководствуясь ст.ст. 263-265 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Понамарева Максима Юрьевича, Гладуна Алексея Владимировича удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческий фонд «Национальный исторический фонд», запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ 26.12.2013 за основным государственным регистрационным номером 11363000037540 и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц после проведения процедуры ликвидации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2019.
Судья /подпись/ С.А. Семёнцев
Копия верна. Судья: Секретарь: