Дело № 2-389/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 29 октября 2013 года
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Домниной Э.Б.,
при секретаре Ракшиной Д.А.,
с участием представителей ответчика ООО <данные изъяты> по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ <данные изъяты> к ООО <данные изъяты> 3-и лица Департамент имущественных отношений Администрации г.Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю), Территориальное управление Федерального Агентства по Управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, об обязании выполнить условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ., обеспечении беспрепятственного доступа в техническое помещение XXV лифтерной путем не закрывания наружных дверей в светлое время суток с 8.00 до 20.00, а также для экстренного доступа технических специалистов в случае аварии, передать комплект ключей от наружных дверей в помещении тамбура п.28 и коридора п.29 <данные изъяты>», обязании ООО <данные изъяты> и Управление Росреестра по Пермскому краю внести указанные обременения в регистрационное свидетельство на нежилые помещения площадью <данные изъяты> кв.м. и обязательно отражать их в договоре купли-продажи при отчуждении данного помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд к ООО <данные изъяты> о возложении доступа собственника (ТСЖ) к общедомовому имуществу, указав, что Товарищество собственников жилья <данные изъяты> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. (далее «ТСЖ») с целью управления общедомовым имуществом многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, <адрес>. Данная некоммерческая организация выступает от имени всех жильцов (собственников жилых помещений).
ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения, принадлежащие Департаменту имущественных отношений г. Перми были проданы ООО «<данные изъяты> вместе с тамбуром и коридором, которые являются единственным входом в лифтерную ТСЖ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были общим входом двух собственников - ТСЖ и Департамента.
До настоящего времени, пока новый собственник делал ремонт помещений проблемы с общим входом не было. На данный момент <данные изъяты> отказывает товариществу в праве пользоваться входом.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. без предупреждения был врезан новый замок на входную дверь, оставив, таким образом, лифтера, который обслуживает лифты ТСЖ без доступа к диспетчерскому пульту. Тем самым, допустив аварийную ситуацию на инженерном оборудовании повышенной опасности. В доме проживает 330 человек. При остановке лифта диспетчер не смог провести эвакуацию пассажиров, т.к. был лишен доступа к диспетчерскому пульту лифта, к ключам от машинного отделения лифта. В связи с возникшей опасностью для жизни людей проживающих в этом доме лифты были отключены ДД.ММ.ГГГГ в 23-00 час. аварийной службой. Отключение лифтов вызвало у собственников квартир 10-этажного дома возмущение и недовольство. Согласно ст.36 ЖК РФ к общему имуществу многоквартирного дома относятся: помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лестницы, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. В лифтерной ТСЖ находится оборудование, которое обслуживает 3 подъезда многоквартирного дома, система видео-наблюдения, все документы ТСЖ, паспортный стол ТСЖ, печать ТСЖ, ключи от электрощитов, подвала, мусорных камер. ДД.ММ.ГГГГ. в 09.30 час. ООО <данные изъяты> заварило металлические двери изнутри, чем нарушило правила пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений. Доступ в помещение ТСЖ не имеет. ДД.ММ.ГГГГ была вызвана полиция, составлено заявление на действия ООО <данные изъяты> В лифтерной с ДД.ММ.ГГГГ находится имущество ТСЖ - диспетчерский пульт (стоимостью <данные изъяты> рублей), система видео-наблюдения (стоимостью <данные изъяты> рублей), сварочный аппарат (стоимостью <данные изъяты> рублей), орг.техника (стоимостью <данные изъяты> рублей) огнетушители и др. имущество которым товарищество не может пользоваться.
Согласно п. ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006г. общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем:
-соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
-опасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и нежилыми помещениями, помещениями общего пользования;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений;
-постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам.
Эти требования постановления были нарушены директором ООО <данные изъяты> 07.11.2012г. ФИО3
В данный момент у ТСЖ «<данные изъяты> нет возможности эксплуатировать лифтовое оборудование, допустить к рабочему месту лифтеров - диспетчеров четыре лифтера остались без работы. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ лифты отключены. ФИО3 без предупреждения самовольно лишил ТСЖ доступа к общедомовому имуществу, при этом создал опасную ситуацию для жизни 330 человек. Отсутствие доступа в кабинет ТСЖ повлияло на безопасность жильцов дома, на работу паспортного стола, на оказание коммунальных услуг населению, нет возможности оплатить счета-фактуры, начислить заработную плату персоналу, начислить коммунальные платежи. Для предотвращения несчастных случаев просит срочно предоставить доступ к общедомовому имуществу, т.к. опасаются за сохранность общедомового имущества, опасаются за жизнь и здоровье граждан, проживающих в доме.
Отсутствие допуска к инженерным коммуникациям дома может привести к аварийной ситуации. Жильцам дома причинен моральный и материальный вреда в связи с отключением лифта по вине ООО <данные изъяты>
На основании вышеизложенного просит возложить на ООО <данные изъяты> обязанность допуска собственника (ТСЖ) к общедомовому имуществу.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми и ООО <данные изъяты> был подписан договор купли-продажи объекта муниципальной собственности. (Договор № от ДД.ММ.ГГГГ., предмет договора продажа нежилых помещений, общей площадью <данные изъяты> м.кв. на 1 этаже жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, <адрес>). Согласно п.4.5 договора «Покупатель обязан обеспечить доступ представителям организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через Объект, при ремонте и обслуживании коммуникаций здания».
Согласно Устава ТСЖ <данные изъяты> п.4.1, п.4.3 товарищество самостоятельно обслуживает технические объекты инженерной инфраструктуры здания и земельного участка по <адрес>, о чем ООО <данные изъяты> было уведомлено. Вопреки взятым на себя обязательствам ООО <данные изъяты> препятствуют допуску технического персонала к помещениям и техническим коммуникациям для обслуживания жилищного фонда, заменив входную дверь.
Просит обязать ООО <данные изъяты> выполнить условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Обеспечить беспрепятственный доступ в техническое помещение (п.XXV экспликации 1 эт.) лифтерной путем не закрывания наружных дверей в светлое время суток с 8.00 до 20.00, а также для экстренного доступа технических специалистов в случае аварии, передать комплект ключей от наружных дверей в помещение тамбура п.28 и коридора п.29 ТСЖ <данные изъяты>
Обязать ООО <данные изъяты> и Управление Росреестра по Пермскому краю внести указанные обременения в регистрационное свидетельство на нежилые помещения площадью <данные изъяты> кв.м. и обязательно отражать их в договоре купли продажи при отчуждении данного помещения.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела, в суд представителя не направил.
Представители ответчика ООО <данные изъяты> в судебном заседании в исковых требованиях просят отказать. В письменном отзыве указали, что истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не доказаны те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а именно, что (тамбур и коридор) является общим согласно ст.36 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик представил возражения относительно исковых требований истца, указав, что ТСЖ <данные изъяты> не является надлежащим истцом по заявленным исковым требованиям. В соответствии со ст. 304 ГК РФ право требования устранения всяких нарушений прав, хотя бы в нарушения и не были соединены с лишением владения, принадлежит только собственнику. В соответствии со ст.ст.288, 289 ГК РФ право собственности на общее имущество дома принадлежит собственникам квартир и иных помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 291 ГК РФ, ст. 135 ТСЖ создается для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом, собственником не является, ему помещение собственниками во владение на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, собственниками не передавалось, а следовательно, ТСЖ с иском, аналогичным заявленному, обращаться не может. Ст. 137 ЖК РФ, определяющая объем прав ТСЖ, не позволяет товариществу обращаться за защитой прав собственников.
Способ защиты права, избранный ТСЖ, не соответствует способам, предусмотренным ст.ст. 12, 13 ГК РФ и иными нормативными актами.
Истцом не доказан факт, что помещение № XXV является общим имуществом дома и необходимо для использования обслуживающее более одной квартиры. Истец не доказал факт правовой обоснованности и необходимости использования помещения XXV для указанных целей.
Как усматривается из акта от ДД.ММ.ГГГГ и судебных актов по делу № <данные изъяты> по состоянию на 2008г. никаких коммуникаций, пультов управления в спорном помещении не находилось. Доказательств, когда и на каком основании какие-либо изменения в использовании помещения были произведены, и что они были законными, истцом не представлено.
Как видно из экспликаций к техпаспортам последних лет, произошло изменение обозначения спорного помещения с арабской цифры 25, обозначающей принадлежность помещения кому-либо на праве собственности на римскую XXV. Правомерность данных изменений истцом также не представлено.
Судебными актами по делу № <данные изъяты> установлено, что помещения с 14 по 30 принадлежат муниципалитету на праве собственности.
Использование имущества, находящегося в чужой собственности, является платным, в связи с этим требуя право прохода, истец должен указать, какое возмещение он готов предоставить ответчику.
К дополнению к ранее возражениям ООО <данные изъяты> направило уточненный отзыв, в котором указало, что ТСЖ <данные изъяты> является ненадлежащим истцом. Ст.ст.290, 291 ГК РФ оставляет право требовать устранения каких-либо нарушений либо истребовать имущество только собственникам помещений в много квартирном доме. Из анализа представленных по делу доказательств усматривается, что согласно регистрационному удостоверению № (инвентарное дело № 94) от 10.1995 г. помещения площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе помещения, находящиеся в собственности ООО <данные изъяты>", и помещение за номером XXV являлось государственной собственностью. Как следует из Постановления Главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ из федеральной в Муниципальную собственность были переданы помещения площадью только <данные изъяты> кв.м., которые в дальнейшем были проданы ООО <данные изъяты> Помещение площадью <данные изъяты>кв.м. (номер на экспликации 2000г. 25, на экспликации 2006г. - XXV) в настоящее время является федеральной собственностью. Данное право никем не оспорено.
Представитель собственника помещения площадью <данные изъяты> кв.м. (номер на экспликации 2000г 25, на экспликации 2006г. - XXV) - территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю требований об обеспечении прохода в выше указанное помещение не заявляло.
Лицо, требующее право доступа к имуществу, должно доказать, что оно пользуется данным имуществом правомерно. ТСЖ не представлено документов на передачу этого помещения им в собственность либо владение и пользование на основании каких-либо сделок.
Способ защиты, избранный истцом, не соответствует ст. 12 ГК РФ. Поскольку целью предъявления данного иска является доступ в помещение XXV дома по адресу: г.Пермь, ул. <адрес> по экспликации 2006года, то надлежащим способом урегулирования взаимоотношений спорящих сторон в силу ст. 274 -277 ГК РФ является установление сервитута.
Обеспечение возможности доступа ТСЖ к помещению XXV способом, указанным ТСЖ в иске, не обеспечивает право собственника помещений, по которым располагается обеспечение прохода ООО <данные изъяты> на сохранность данных помещений и находящегося в них имущества, в частности, сохранность электрощита и иного оборудования. Кроме того, ТСЖ, имея право бесконтрольного доступа в помещения <данные изъяты> принадлежащие Обществу на праве собственности, неоднократно злоупотреблял своим правом, произведя в данных помещениях незаконную перепланировку, отведя часть данных площадей для своих нужд, а, также оставляя двери открытыми, подвергало риску порчи и утраты имущество собственника помещений, находящегося в этих помещениях. Таким образом, способ обеспечения прохода в помещение XXV, предложенный ТСЖ, существенно ограничивает права Общества как собственника на пользование помещениями <данные изъяты> не дает возможности разместить в «иных помещениях какое-либо имущество и, более того, повлечет необходимость выполнения работ по переносу электрощита и иного оборудования в другие помещение. Кроме того, способ обеспечения прохода, предложенный ТСЖ, - требование в большую часть суток держать дверь открытой обеспечивает возможность доступа в помещения, принадлежащие обществу, не только конкретных людей - работников ТСЖ, якобы имеющих необходимость нахождения в помещении XXV, но и неопределенному кругу лиц, при этом ТСЖ не принимает на себя обязанность охраны помещений <данные изъяты> принадлежащих Обществу на праве собственности, а также находящегося в этих помещениях имущества Общества.
По уточненным требованиям истец также является ненадлежащим: договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключен между департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> и обществом, ТСЖ участником данного договора не является и не вправе требовать его исполнения от ООО <данные изъяты>
Помещения были приобретены на аукционе, продажа данных помещений не была обусловлена какими-либо обязательствами перед ТСЖ, никакие обременения перед ТСЖ зарегистрированы регистрационным органом не были, хотя все обременения недвижимого имущества действуют только в случае их регистрации в установленном законом порядке. Сам договор регистрацию также не проходил.
Сервитут (право прохода) не может быть выражено в требовании не закрывания дверей и передачи ключей.
Истцом использование помещения для нужд дома доказывается только техническим заключением ООО «ЗападУралПроект», которое является недостоверным, выполнено якобы по исходной документации (только паспорт БТИ (когда подготовленный не указано) и планировочным решениям (по каким именно, не указано), Натурный осмотр, обследование помещения № XXV и встроенных нежилых помещений 28, 29 не производились.
- В заключении отсутствуют документы, подтверждающие право ООО (ЗападУралПроект» заключения по описанным вопросам выдавать (в приложении к Техническому заключению (Свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ …) не указано в наименовании вида работ изготовление технических заключений, экспертиз и т.д.).
Не совпадают указанные в техническом заключении цель обследования (оценка возможности эксплуатации помещения № XXV после заключения договора купли- продажи частей встроенных нежилых помещений № 28, 29 и других; оценка статуса помещения, оценка соответствия противопожарным, санитарным, экологическим нормам и правилам, выполнение технического заключения о возможности планировочного (решения) предмету договора на оказание возмездных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (техническое обследование на предмет возможности выдела в натуре и отчуждения части долевого (имущества).
Дополнительно к письменным отзывам в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в представленных копиях инвентарного и правового дела отсутствуют доказательства, что собственник давал согласие на размещение в помещении № XXV п.25 какого либо оборудования, относящееся к общедомовому. Если посмотреть материалы дела, то имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение площадью <данные изъяты> кв.м. Это регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ. помещение склад, состоящее из площади помещения, которое приобретено ООО <данные изъяты> <данные изъяты> кв.м. и комната, где необходимо проходить ТСЖ – <данные изъяты> кв.м. Дом по уд <данные изъяты> был построен ООО «Пермэнерго». В 1990 гг. когда было принято решение, чтобы акционерные общества передавали не профильные активы дом по <адрес> был передан муниципалитету. При этой передаче выпала комната № XXV, так как была обозначена арабской цифрой.
По первому техническому паспорту 24.12.1990г. помещение было обозначено арабскими цифрами XXV. Экспликация, которая описывает назначение этих помещений.
По второму техническому паспорту на 08.09.1998г. указаны владельцы акционерного общества, договор. В нем идут поправки, XXV комнаты вообще не стало. Название – кабинет. В экспликации присвоен № XXIII, 20 комната осталась, арабская 25 исчезла.
По третьему техническому паспорту на 05.06.2003г. в техническом паспорте спорное помещение обозначено цифрой 25. Комната 20 осталась. По назначению 25- стала коридором, 20-коридор. Появилась на 05.06.2003г. отдельная экспликация, лифтерная за № XXV. Согласно действующему законодательству право менять назначение имеет только собственник. В материалах правового и инвентарного дела отсутствуют доказательства, что собственник принимал решение об изменении назначении XXV, и об установлении в этом помещении какого-либо оборудовании, для обслуживания дома, то есть, по мнению ответчика, ТСЖ самовольно установило в помещении XXV оборудование. Установка оборудования противоречит проектно-сметной документации: комната 25 обозначена как XXVI, помещение № 20 это диспетчерская, стала № XX. Установлено, что оборудование установлено в 2011г.
Из заключения эксперта, видно, что установка пульта в помещении XXV не допустима. В п.3.2.8. инструкции оператором запрещается покидать рабочее место, допускать посторонних лиц, где находится пульт. Введение пульта управления лифтами должно подтверждаться документально. В связи с тем, что из помещения нельзя уходить, в другом помещении должен находиться санузел. Из заключения эксперта следует, что помещение XXV входит в нежилые помещения: комната для персонала, для управления лифтами нескольких домов. Эксплуатация помещения XXV ТСЖ нарушает требование безопасности. В комнате № 29 имеется распределительный электрощит. Электрощитовая была по проекту. Она не имеет ограждения от коридора, а эксплуатировалась как единый комплекс. Сейчас предоставлен проход по помещению № 29, необходимо делать отдельный вход и выход, изолировать от щита, необходимо устройства санузла.
Истцом не представлено документов, что в установленном законном порядке право собственности перешло от государства в долевую собственность собственников помещений дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>. Собственники такого решения не принимали, разрешения на размещение оборудования собственник не давал, назначение не меняли. Считают, что монтаж пульта управления произведен самовольно, с грубым нарушения требованием установленного законодательства и имеющими нормами права.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г.Перми.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Территориальное управление Федерального Агентства по Управлению федеральным имуществом по Пермскому краю.
Представитель третьего лица Департамент имущественных отношений администрации г.Перми извещен о месте и времени рассмотрения дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В письменном отзыве указала, что в соответствии с положением о порядке приема жилого фонда, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность г. Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и на основании Распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в план приватизации АО «Пермэнерго» (по ТЭЦ № 6), а также постановления Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № нежилые помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по Проспекту <адрес> г. Перми были приняты в муниципальную собственность <адрес> на путем передачи из федеральной собственности с баланса ОАО энергетики и электрификации «Пермэнерго» положение № к постановлению). Таким образом, право муниципальной собственности на спорные помещения возникло в соответствии и в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством, а именно: на основании решения собственника имущества распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в план приватизации ОАО Пермэнерго» (по ТЭЦ № 6) и решения уполномоченного органа местного самоуправления - администрации <адрес> (постановление Главы г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О приеме в состав муниципальной собственности жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры с баланса ОАО энергетики и электрификации «Пермэнерго» (по ПТЭЦ № 6)»).
Право муниципальной собственности на нежилые помещения, расположенные в жилом доме по <адрес> (помещения № 15-30 на 1 этаже) было зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельством серии <данные изъяты>
В силу ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст. 125, 215 Гражданского кодекса РФ и ст. 59 Устава г. Перми права собственника имущества Муниципального образования г. Пермь вправе осуществлять Администрация г. Перми.
Согласно Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №210, полномочия по распоряжению и управлению муниципальным недвижимым имуществом делегированы Департаменту.
В связи с чем, департамент реализует права собственника по владению, |и пользованию и распоряжению данным имуществом, в соответствии со ст. 209 ГК РФ.
При этом согласно 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные термы собственности.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности, может быть передано его Собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
Порядок приватизации (продажи) муниципального недвижимого имущества Предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Иной порядок реализации муниципального имущества действующим |законодательством не предусмотрен.
Спорные нежилые помещения были реализованы департаментом с соблюдением требований предусмотренных указанным федеральным законом Посредством открытого аукциона, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ На основании ст. 19 ФЗ №178-ФЗ между департаментом и ООО <данные изъяты> заключен договор купли-продажи объекта муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № в виде нежилых помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных на 1-ом этаже жилого дома по <адрес>.
Во-вторых, необходимо отметить, что назначение помещение самостоятельные, технические, вспомогательные - должно быть документально определено.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» технический учет (инвентаризация) (далее также - учет) объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего к получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его к других объектов недвижимого имущества, следовательно назначение помещения должно определяться на основании документов технического учета.
Одновременно ст.1 указанного Федерального закона указывает нежилые помещения в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Согласно данных технической инвентаризации (технический паспорт от 13.07.2006) назначение помещений 1-го этажа № 15-30 определено в качестве помещений учрежденческого назначения (кабинетов) и подсобных помещений душевых, туалетов, коридоров).
Необходимо также отметить, что спорные помещения были переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности уже формированным и самостоятельным объектом гражданских прав.
Следует учитывать и то обстоятельство, что помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 РФ (определение Конституционного суда РФ от 19,05.2009 № 489-0-0).
Следовательно, при определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) использовать сведения о правах на объекты недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 Правил) определение Конституционного суда РФ от 19.05.2009 № 489-0-0).
При вышеизложенных обстоятельствах дела, считает, что для правильного рассмотрения данного иска необходима правовая оценка оснований возможности отнесения помещений к общему имуществу многоквартирного дома или их признания самостоятельными объектами недвижимости должна связываться с назначением помещений - предназначены ли помещения для обслуживания, использования и доступа более одного жилого и нежилого помещения в данном доме, связаны ли с последним назначением и следуют ли их судьбе.
Разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от деления назначения данного помещения - возможности использования его самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению, нахождение в помещениях транзитных коммуникаций (стояки, трубопроводы отопления водоснабжения и прочее) не свидетельствует о предназначенности таких помещений для обслуживания иных помещений в данном доме и не влечет возникновения права общей долевой собственности на такие помещения.
Из совокупности изложенного, доводы истцов о возможности отнесения спорных помещений к имуществу, находящемуся в режиме общей долевой ответственности противоречит действующем законодательству РФ.
Представители 3-их лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю), Территориального управления Федерального Агентства по Управлению федеральным имуществом по Пермскому краю в суд не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, копии инвентарных и правовых дел, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не противоречащей новой редакции той же статьи, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок.
Технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование прямо отнесены законом к общему имуществу многоквартирного дома как предназначенные для обслуживания иных помещений в многоквартирном доме, вследствие чего не являются самостоятельным объектом права и, согласно статье 135 ГК РФ, как принадлежность всегда следуют судьбе главных вещей - квартир и нежилых помещений в доме, являющихся объектами самостоятельных прав.
Механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование, расположенное как за пределами, так и внутри помещений, находится в общей долевой собственности всех сособственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, т.е. общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
Из ч.1 ст.36 ЖК РФ не следует, что помещение должно быть предназначено для обслуживания всех или нескольких помещений и иметь исключительно технический характер. Иных критериев, в том числе критерия наличия полезных свойств у помещения, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ не содержит.
Частью 2 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Частью 4 этой же статьи определено, что объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Право общей долевой собственности на общее имущество возникает у собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона, не зависит от его регистрации, а зарегистрированное право собственности любых других лиц, в том числе и право муниципальной собственности, подтверждаемое включением в реестр муниципальной собственности, может быть оспорено и признано недействительным при доказанности того, что спорное помещение, в силу закона являющееся объектом права общей долевой собственности собственников помещением в многоквартирном доме, незаконно передано в собственность отдельного лица (лиц).
Таким образом, определяющим критерием для установления правового статуса спорных помещений технического этажа многоквартирного дома является его назначение, но не само по себе наличие у него иных полезных свойств, позволяющих приспособить его (его отдельную часть) для самостоятельного использования.
Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к вышеизложенному, в рамках настоящего дела истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ подлежит доказыванию факт того, что спорные помещения относятся к общему имуществу здания.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что управление общим имуществом в многоквартирном доме по <адрес> г.Перми, осуществляет ТСЖ <данные изъяты> (т.1 л.д. 48-50).
На основании инвентарного, архивного и правового дела на домовладение по адресу: г.Пермь, <адрес> следует, что указанный дом построен в 1990г.
Решением Пермского городского совета народных депутатов исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ за ТЭЦ № зарегистрирован десятиэтажный 118-ти квартирный кирпичный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площади <данные изъяты> кв.м., со встроенными помещениями общей площадью <данные изъяты> кв.м. на земельном участке площадью, предусмотренным проектом, по проспекту <адрес>, находящийся у владельца по акту приемки государственной приемной комиссией законченного строительством объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с данными чертежа плана первого этажа жилого дома проект шифр <данные изъяты>, датированный 1985г., в экспликации помещений на чертеже представлены нежилые помещения «Сберкасса» и «Пульт управления лифтами». В спорном помещении ХХV(2003) по чертежу- № 16 площадью <данные изъяты> кв.м. предусмотрена комната персонала, в помещении № 28(2003) по чертежу- № 21 площадью <данные изъяты> кв.м. предусмотрен тамбур. В помещении № 29(2003) по чертежу № 20 площадью <данные изъяты> кв.м. предусмотрен коридор и помещение № 19 площадью 1,6 кв.м. – электрощитовая, в помещении по чертежу № 11 площадью <данные изъяты> кв.м. предусмотрена диспетчерская.
В копии технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в экспликации помещений, в том числе «Пульт управления лифтами», указано, что в помещении № 25 (№ХХV(2003)) площадью <данные изъяты> кв.м. расположена комната персонала, в помещении № 28(2003) площадью <данные изъяты> кв.м. расположен тамбур, в помещении № 29 (№ 29(2003)) площадью <данные изъяты> кв.м. расположен коридор, в помещении № 20 расположена диспетчерская.
На основании договора № о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом по адресу: г. Пермь, <адрес> передан АО «Пермэнерго».
В соответствии с распоряжением по управлению имуществом Администрации Пермской области №и от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения, площадью <данные изъяты> кв.м. в жилом доме № 22 по <адрес> г. Перми, переданы на баланс Индустриальному отделению Пермского сбербанка.
Бюро технической инвентаризации при исполнительном комитете Совета народных депутатов выдано регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что домовладение № по <адрес> в квартале <данные изъяты> зарегистрировано по праву государственной собственности за АО «Пермэнерго». Домовладение состоит из десятиэтажного 118 квартирного кирпичного жилого дома со встроенными помещениями. Общая полезная площадь - <данные изъяты> кв.м. Общая жилая площадь - <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м., в т.ч. пульт управления лифтами - <данные изъяты> кв.м.
В копии технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в экспликации нежилых помещений на первом этаже отсутствуют помещения № 25 (№ХХV(2003)). Общая площадь нежилых помещений составила <данные изъяты> кв.м., в том числе отделение Сбербанка России № <данные изъяты> кв.м. Паспортный отдел РПЦ № – <данные изъяты> кв.м. В экспликации помещений с общей полезной площади на первом этаже появляется помещение № ХХIII (2003) c площадью <данные изъяты> кв.м. с назначением «лифтер». По данным правового дела обоснование перевода данного помещение «комната персонала» из нежилых в помещения общего пользования «лифтер» отсутствуют.
На основании Постановления г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. «О приеме в состав муниципальной собственности жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры с баланса ОАО энергетики и электрификации «Пермэнерго» (по ТЭЦ № 6») в состав муниципальной собственности жилищного фонда с находящимися в домах нежилыми помещениями (без учета приватизированных квартир и выкупленных помещений) среди объектов передан жилой дом <адрес> В приложение № к постановлению Главы города от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность в жилом <адрес> приняты от ОАО ЭиЭ «Пермэнерго» МУ «Жилищная служба Индустриального района расчетно-паспортный стол» нежилые помещения площадью <данные изъяты> кв.м. и «Дзержинское отделение Сбербанка № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные на первом этаже (л.д.170,171-177).
На основании постановления по акту (накладной) № д от ДД.ММ.ГГГГ дом передан от ОАО энергетики и электрификации «Пермэнерго» муниципальному учреждению «Жилищная служба <адрес>».
В копии технического по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в экспликации помещений указано, что площадь нежилых помещений «Учреждения» составляют <данные изъяты> кв.м., в том числе «ППС»- <данные изъяты> кв.м. В помещении № ХХV «Лифтерная» вход осуществляется из помещений, принадлежащих учреждению (№ 28 – тамбур и 3 29 – коридор).
Администрация г.Перми обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение (лит.А) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г.Пермь, <адрес> а также обязании ответчика провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанное помещение. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования удовлетворены (т.2 л.д.45-48). Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от ДД.ММ.ГГГГ. решение отставлено в силе, кассационная жалоба Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю без удовлетворения (т.2 л.д.49-52). Постановлением Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. по делу <данные изъяты> оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения (т.2 л.д.53-57).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> нежилые помещения (на плане № 15-30), общая площадь <данные изъяты> кв.м. (лит.А) на 1 этаже, адрес объекта: Пермский край, г.Пермь, Индустриальный район, <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (т.1 л.д.178).
В последующем на основании договора № купли-продажи объекта муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения общей площадью <данные изъяты>.м. на 1 этаже (номер на поэтажном плане 15-30) жилого дома расположенного по адресу: г.Пермь, <данные изъяты> Администрацией г. Перми проданы ООО <данные изъяты> (т.1 л.д. 152-153).
В соответствии с актом приема-передачи по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО <данные изъяты> приняты нежилые помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. на 1 этаже (номер на поэтажном плане 15-30) жилого дома расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с приложением (т.1 л.д.154).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> нежилые помещения (на плане № 15-30), общая площадь <данные изъяты> кв.м. (лит.А) на 1 этаже, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (т.1 л.д. 64).
В соответствии со справкой ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ. № помещение лифтерной площадью <данные изъяты> кв.м. № ХХV на 1 этаже в 10-этажном жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрировано на праве государственной собственности, регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ
В рамках рассматриваемого дела в Арбитражном суде Пермского края № <данные изъяты> по иску ТСЖ <данные изъяты> к ООО <данные изъяты> о признании общей собственности на основания определения от ДД.ММ.ГГГГ проведена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту Негосударственной экспертной организации ООО «Пермский центр независимых экспертиз».
При сопоставлении данных представленных на исследование и данных натурного обследования экспертом сделаны следующие выводы:
Помещение № XXV(2003) первоначально входило в группу нежилых помещений «Пункт управления лифтами» общей площадью <данные изъяты> кв.м., предназначенное как «комната персонала». Пункт управления лифтами имел следующие помещения: диспетчерская, мастерская по лифтам, мастерские электриков, радистов, комнату старшего диспетчера, комнату персонала, санузлы, кладовые, электрощитовую, венткамеру. Следовательно, можно сделать вывод, что данный пункт был предназначен для управления лифтами более, чем одного <адрес>.
В помещении № 29 (2003) по проекту было предусмотрено помещение электрощитовой, не имеющей ограждения от коридора, так как помещения эксплуатировались как единый комплекс.
Помещения № 29 (2003) и № 28 (2003) предназначались для эвакуационного выхода из нежилых помещений общей площадью 192,7 кв.м.
Из представленных на исследование материалов не представляется возможным установить, в какое время был установлен прибор «Обь» в помещении № XXV, так как отсутствует техническая документация на установке диспетчерского пункта, утвержденная в установленном порядке. В договоре № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует обязательство ООО «ЗападУралЛифт» об обслуживании данного диспетчерского пункта. Прибор «Обь», имеющийся в помещении № XXV имеет отметку о дате выпуска - апрель 2010 г. Представленный при обследовании старый прибор «Спектр 101» находится в неподключенном состоянии, дата о его выпуске отсутствует. Установить экспертным путем, был ли данный прибор ранее в эксплуатации при обслуживании данного дома, не представляется возможным.
В виду отсутствия технической документации на установку прибора «Обь», отсутствия обязательств организации, занимающейся обслуживанием лифтового оборудования дома, об обслуживании данного прибора не представляется возможным установить, является ли данное оборудование соответствующим требованиям по установке и эксплуатации диспетчерского пункта лифтов.
В помещении № XXV(2003) где расположен прибор «Обь», кроме оператора, предполагается нахождение посторонних, так как помещение эксплуатировалось в виде офиса для приема граждан, в том числе, как паспортный стол. Нахождение в помещении, где работает оператор комплекса «Обь», посторонних людей с предметов является нарушением требований п.3.2.8 РД 10-360-00.
В представленных документах отсутствуют документы, свидетельствующие о разрешении собственника на изменение назначения помещения № XXV, об установке в нем оборудования для обслуживания лифтов, использования помещения для приема граждан.
В случае, если помещение № XXV(2003) будет признано как помещение для размещения оператора комплекса «Обь», то возникает необходимость устройства отдельного входа-выхода, изолированного от распределительного щита, расположенного в помещении № 29, устройства санузла, так как нахождение оператора предполагается круглосуточным.
Таким образом, в помещении № XXV в <адрес> в виде диспетчерского комплекса «Обь», обслуживающего лифты дома, то есть более одного помещения в доме. Эксплуатация комплекса «Обь» на момент осмотра не соответствует требованиям РД 10-360-00, паспорту на данное оборудование. Из представленных на исследование документов не представляется возможным установить дату и обоснование установки диспетчерского комплекса «Обь» в помещении № XXV <адрес>. Помещение № XXV не было предназначено для установки данного оборудования, так как ранее в данном помещении располагалась комната персонала, а диспетчерская находилась в помещении № 20.
Техническое назначение помещения № 28 - тамбур при эвакуационном выходе из нежилых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м. Помещение № 29 является коридором - эвакуационным проходом из помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м,, кроме этого в нем установлен распределительный щит для обеспечения электроснабжения данных нежилых помещений. Вход-выход (эвакуационный выход) из помещения № XXV осуществляется через коридор № 29, где расположена электрощитовая, нежилых помещений, и тамбур № 28.
Таким образом, согласно выводам эксперта, в помещении № ХХV в <адрес> имеется оборудование в виде диспетчерского комплекса «Обь», обслуживающего лифты дома, то есть более одного помещения в доме. Эксплуатация комплекса «Обь» на момент осмотра не соответствует требованием РД 10-360-00 паспорту на данное оборудование. Из представленных на исследование документов не представляется возможным установить дату и обоснование установки диспетчерского комплекса «Обь» в помещении №ХХV <адрес>. Помещение № ХХV не предназначено для установки данного оборудования, так как ранее в данном помещении располагалась комната персонала, а диспетчерская находилась в помещении № 20. Техническое назначение помещения № 28- тамбур при эвакуационном выходе из нежилых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м. Помещение № 29 является коридором - эвакуационном проходом из помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м., кроме того, в нем установлен распределительный щит для обеспечения электроснабжения данных нежилых помещений.
Вход-выход (эвакуационный выход) из помещения № ХХV осуществляется через коридор № 29, где расположена электрощитовая, нежилых помещений, и тамбур № 28.
Выводы эксперта суд находит достоверными ввиду их соответствия технической и проектной документации. Экспертиза содержит подробным образом мотивированную исследовательскую часть. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее образование, квалификацию и стаж работы по специальности.
Изложенное позволяет отметить, что экспертное исследование было проведено объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта у суда не имеется, обратного суду не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеется договор № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительные соглашения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ о выполнение текущего ремонта и аварийно-технического обслуживания лифтов ООО «ЗападУралЛифт-ремонт» (т.2 л.д.77-80,101-102). В приложение № к договору ДД.ММ.ГГГГ в список лифтов на типовое техническое обслуживание с ДД.ММ.ГГГГ вошло ТСЖ «<данные изъяты> (т.2 л.д.81).
ООО «Запад Урал Лифт-ремонт» сообщило, что диспетчерский пункт находится в помещении ХХV первого этажа здания по адресу: <адрес> течение 20 лет и никуда не переносился ( т.2 л.д.76).
В ответе на запрос № 74 от 20.03.2013г. ООО «ЗападУралЛифт-ремонт» также указало, что в связи с выходом новых документов по лифтам, в том числе ГОСТ Р 53780-2010 – ст. 5.5.3.21 и ПБ 10-558-03 ст. 13.6 изменились требования к функциональности диспетчерского контроля за лифтами, т.е старый пульт уже не соответствовал современным требованиям (т.2 л.д.104).
Кроме того, строительно-техническая экспертиза согласуется представленному в материалы гражданского дела технического заключения ООО «ЗападУралПроект» о возможности дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома и обеспечения доступа к помещениям общего пользования (лифтерской) по адресу: <адрес>, шифр 01.12.2012-59-ТЗ, согласно которому для обеспечения безопасности людей необходимы мероприятия:
- из помещения № ХХV предусмотрена эвакуация людей только через коридор (пом.№ 29) и тамбур (пом.№ 28) с выходом со стороны дворовой части жилого здания;
- расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленного помещения до выхода не превышает указанного в таблице 9 СниП 2.08.02-89*.
В настоящее время доступ противопожарных подразделений в лифтерскую (пом. № ХХV) не обеспечивается. Следовательно, противопожарные мероприятия выполнены не в полном объеме и не соответствуют требования СНиП 21-01-97 технический регламент о требованиях пожарной безопасности и СНиП 2.08.02-89*.
Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется эксплуатирующей организацией. В настоящее время в помещении находится пульт диспетчерской связи с лифтами «Обь». Диспетчерский комплекс «Обь» предназначен для автоматизации процесса диспетчерского контроля лифтов и приведения их в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Ростехнадзора России.
Диспетчерский комплекс «Обь» применятся совместно с серийно выпускаемыми пассажирскими и грузовыми лифтами, с номинальной скоростью лифтов от 0,5 до 1,6 м/сек и соответствующих ГОСТ 22011-95. Данный комплекс обеспечивает:
- резервное питание лифтовых блоков по локальной шине;
- сигнализацию об открытии дверей машинного (блочного) "помещений или шкафов управления при их расположении вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения), в том числе при отсутствии электропитания на лифте;
- сигнализацию об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже, в том числе при отсутствии электропитания на лифте (при использовании схемы защиты от проникновения в шахту лифтового блока диспетчерского комплекса «Обь»);
- звуковое и световое подтверждение регистрации вызова диспетчера на переговорную связь из кабины лифта и машинного помещения;
- защиту устройств от попадания на локальную шину высокого напряжения, разрядов молний и наведенных импульсных перенапряжений;
- защиту локальной шины от коротких замыканий с последующим восстановлением выходного напряжения после снятия короткого замыкания и снятия и подачи питания контроллера локальной шины и резервного источника питания;
- возможность изменения параметров лифтового блока при помощи сервисного прибора;
- дистанционное отключение лифта с диспетчерского пункта по команде диспетчера;
- контроль за исправностью подключенного оборудования.
Отсутствие доступа в помещение не позволяет эксплуатировать и осуществлять контроль за лифтовым оборудованием. В настоящее время безопасность при эксплуатации лифтов не обеспечена.
Помещение лифтерской предназначено для установки оборудования, обеспечивающего безопасную эксплуатацию лифтов в доме, т.е. предназначено для обслуживания всех жильцов. Согласно ст.252 ГК РФ лифтерская (№ ХХV) является помещением, которое имеет нескольких владельцев. Помещение используется по назначению.
Указанное помещение не имеет самостоятельно назначения и является необходимыми для обслуживания всех помещений в здании и не могут быть переданы в собственность одному лицу. При невозможности обеспечения доступа к лифтерской становится невозможной эксплуатация лифтов в многоэтажном жилом доме. В соответствии со СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» п.4.8 необходимо предусматривать лифты в жилых зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 11,2 м. Отметка пола верхнего жилого этажа составляет 24,57 м. Следовательно, для нормальной эксплуатации здания необходим лифт. Отсутствие свободного доступа в помещение лифтерской влечет за собой невозможность эксплуатации лифтов, следовательно, жилой дом будет эксплуатироваться с нарушениями норм СНиП. Так как в настоящее время доступ в помещение невозможен никаким иным путем, кроме как через помещения №№ 28,29, то для эксплуатации лифтерской и жилого дома необходимо устройство сервитута.
Устройство сервитута для доступа в помещение лифтерской (пом. № XXV) технически возможно.
Без обеспечения свободного доступа в лифтерскую невозможна безопасная эксплуатация лифтов.
Невозможность эксплуатации лифтов влечет за собой нарушение норм СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
Несоблюдение норм СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» влечет за собой нарушение ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в части требований безопасности для пользователей зданиями и сооружениями: «Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.» и ст. 12 указанного закона в части «Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. 1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. 2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры».
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" относит Технические регламенты, утверждённые в установленном порядке - к документам, обязательным для исполнения. Один из таких документов - это Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В этом законе указано: Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона 1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. 4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части I настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. Следовательно, несоблюдение требований СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (принят и введен в действие с 1 октября 2003 г. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 109) и 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" повлечет за собой невозможность эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Для эксплуатации многоквартирного жилого дома необходим свободный доступ в лифтерское помещение (пом. № XXV).
Без обеспечения свободного доступа в помещение лифтерской дальнейшая эксплуатация многоквартирного жилого дома по <адрес> невозможна.
В соответствии с требованиями Госгортехнадзора РФ от 26.05.2000г № 26 «Об утверждении Типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта» в обязанности оператора входит:
3.2.1. Следить за поступающей с лифтов на диспетчерский пульт информацией и своевременно передавать полученную информацию о неисправностях электромеханикам по лифтам.
3.2.2. Вести учет поступающих заявок о неисправности лифтов в специальном журнале.
3.2.3. При поступлении сигнала с лифта от пассажира оператор должен включить двустороннюю переговорную связь и дать необходимые разъяснения пассажиру.
3.2.4. Следить за исправностью диспетчерского пульта и двусторонней переговорной связи.
3.2.5. Своевременно вызывать обслуживающий персонал при выходе из строя оборудования диспетчерского пульта.
3.2.6. Вести учет выдачи ключей от машинных и блочных помещений обслуживающему персоналу.
3.2.7. Содержать в чистоте служебные помещения.
3.2.8. Оператору запрещается:
- оставлять адресные ключи на пульте в нейтральном положении после расшифровки сигнала;
- уходить с рабочего места, кроме предусмотренных перерывов. При этом должна быть предусмотрена замена оператора на время его отсутствия;
- допускать в помещение оператора посторонних лиц и оставлять эти помещения незапертыми на замок;
- хранить посторонние предметы в помещении оператора.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в помещении ХХV первого этажа здания по адресу: <адрес> предусмотрено размещение диспетчерского комплекса «Обь», обслуживающего лифты дома. Данное помещение имеет функциональную связь с жилым домом и по своему функциональному назначению не может быть обособленным. Диспетчерский комплекс «Обь» расположенный в помещении ХХV первого этажа здания по адресу: <адрес>, всегда должен быть доступен для эксплуатирующих служб.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие у ТСЖ <адрес> доступа к лифтовому оборудованию, что угрожает безопасности, проживающих в доме людей, суд, руководствуясь положениями названных норм права, полагает подлежащими удовлетворению исковые требования в части обязании ООО <данные изъяты> обеспечить беспрепятственный доступ в техническое помещение XXV лифтерным путем не закрывания наружных дверей в светлое время суток с 8.00 до 20.00, а также для экстренного доступа технических специалистов в случае аварии, передать комплект ключей от наружных дверей в помещении тамбура п.28 и коридора п.29 ТСЖ <данные изъяты>
Рассматривая требования истца об обязании ООО <данные изъяты> и Управление Росреестра по Пермскому краю внести указанные обременения в регистрационное свидетельство на нежилые помещения площадью <данные изъяты> кв.м. и обязательно отражать их в договоре купли продажи при отчуждении данного помещения суд исходит из следующего.
Согласно ст.23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку истцом в рамках рассматриваемого дела требование о признании права общей долевой собственности у жильцов и собственников помещений по адресу: <адрес> не заявлялось и не рассматривалось, требование о внесении обременения в регистрационное свидетельство может быть разрешено после установления за истцом права общей долевой собственности на общее имущество.
Возражения ответчика о том, что ТСЖ <данные изъяты> является ненадлежащим истцом суд находит необоснованными, поскольку в материалы дела представлены сведения о том, что именно названный истец осуществляет управление многоквартирным жилым домом и именно уставом предусмотрено, что товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству и настоящему Уставу, приобретать имущественные и неимущественные права и исполнять обязанности, представлять общие интересы членов товарищества во взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, в государственных органах власти и управления, органах местного самоуправления, выступать истцом и ответчиком в суде (т.1 л.д.78-91).
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, несение которых подтверждено представленными в материалы дела квитанции (л.д. 2 т.1).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования ТСЖ <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать ООО <данные изъяты> обеспечить беспрепятственный доступ в техническое помещение XXV лифтерной путем не закрывания наружных дверей в светлое время суток с 8.00 до 20.00, а также для экстренного доступа технических специалистов в случае аварии, передать комплект ключей от наружных дверей в помещение тамбура п.28 и коридора п.29 ТСЖ <данные изъяты>
Взыскать с пользу ТСЖ <данные изъяты> с ООО <данные изъяты> расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Э.Б.Домнина