70RS0002-01-2020-005709-95
Дело №2а-1597/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мухиной Л.И.,
при секретаре Нетёсове И.М.,
помощник судьи Девальд К.В.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Томского транспортного прокурора Цыганкова Н.А., представителя административного ответчика Рысина Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области о признании действий по освидетельствованию маломерного судна незаконным, заключения по освидетельствованию маломерного судна недействительным, возложении обязанности по исключению записи об освидетельствовании,
установил:
Томский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее – ГУ МЧС России по Томской области), в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит признать действие центра Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Томской области по освидетельствованию 15.07.2020 маломерного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В. без применения газоанализатора незаконным; признать заключение ГУ МЧС России по Томской области (от 15.07.2020 по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В. без применения газоанализатора недействительным; возложить на ГУ МЧС России по Томской области обязанность исключить из книги технического освидетельствования маломерных судов центра ГИМС ГПС-2 ГУ МЧС России по Томской области запись об освидетельствовании 15.07.2020 маломерного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В..
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о порядке освидетельствования маломерных судов в деятельности ГИМС МЧС России выявлены нарушения, выразившиеся в том, что 15.07.2020 при прохождении технического освидетельствования моторного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В. в нарушение п. 3.25 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 №608, не был использован газоанализатор для проверки маломерного судна на соответствие техническим параметрам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. При этом причиной неприменения газоанализатора при данном освидетельствовании маломерного судна послужило истечение срока его проверки. 10.07.2020 в связи с указанными нарушениями руководителю ГИМС МЧС России вносилось представление, однако необходимых и достаточных мер к их устранению принято не было. Таким образом, освидетельствование маломерного судна без использования газоанализатора, необходимого для оценки соответствия такого судна техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, свидетельствует о проведении технического осмотра не в полном объеме, может нанести вред экологии и создает опасность нарушения прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду при эксплуатации этого судна.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме с учётом их уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ. Дополнительно суду пояснил, что транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов. Вместе с тем при освидетельствовании по заявлению Логинова А.В. маломерного судна «Colar-350» административным ответчиком нарушен порядок такого освидетельствования, установленный административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 18.10.2012 №608, поскольку при проведении инспектором Центра ГИМС освидетельствования вышеуказанного маломерного судна не осуществлялось использование газоанализатора. В процессе нормальной эксплуатации маломерных судов с течением времени уровень выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ может измениться и превысить допустимые значения. Подобные изменения и должен выявить при проведении освидетельствования маломерного судна инспектор Центра ГИМС. Указал, что в отсутствие на пункте техосмотра маломерных судов газоанализаторов, Центр ГИМС и вовсе не должен был оказывать услугу по освидетельствованию маломерных судов со ссылкой на отсутствие технической возможности, как это было сделано Молчановским и Северским подразделением.
Представитель административного ответчика Главного управления МЧС России по Томской области Рысин Э.И., действующий на основании доверенности №1-2-13 от 05.04.2020 сроком действия по 31.12.2020, с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что срок поверки газоанализатора истек, поэтому данный прибор не был использован при освидетельствовании маломерного судна. Вместе с тем действия инспектора, оказавшего названную государственную услугу без использования газоанализатора, не являются незаконными. Несмотря на то, что применение газоанализатора при освидетельствовании маломерных судов предусмотрено административным регламентом, предоставление государственной услуги по освидетельствованию судна не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у органа, осуществляющего процедуру освидетельствования маломерного судна, газоанализатора. Отсутствие газоанализатора не является препятствием для проведения освидетельствования, не имеют права отказать в услуге. Более того, основания приостановления предоставления названной государственной услуги или отказ в ее предоставлении строго регламентирован пунктами 2.16-2.19 Приказа МЧС России №608 от 18.10.2012. Расширительно толковать существующие нормативно-правовые акты должностное лицо осуществляющее освидетельствование маломерного судна не может. Именно вследствие особенностей существующей нормативно-правовой базы, должностное лицо, проводившее освидетельствование маломерного судна, правомерно признало маломерное судно годным. Неприменение при проведении технического освидетельствования газоанализатора, из смысла существующих нормативно-правовых актов не может трактоваться как незаконность действий. Дополнительно пояснил, что ответчик не мог отказать в проведении услуги, не имелось правовых оснований.
Заинтересованное лицо Логинов А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах уважительности неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 2 которого предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации, состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1); законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха (пункт 2).
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
На основании п. 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. 4 и 8 п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 №835 (в редакции от 11.07.2020), государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В пункте 6 данного Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий закреплено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.
Исходя из содержания п. 1 Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Государственного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области от 15.07.2020 №530 (далее – Положение), Центр ГИМС является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Томской области и подчиняется начальнику ГУ МЧС по Томской области, заместителю руководителя ГУ МЧС по Томской области.
Согласно п. 5.3 данного Положения государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В пункте 3 данного Положения закреплено, что Центр Государственной инспекции по маломерным судам осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями ГУ МЧС России по Томской области, с территориальными органами функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.
В силу п.5.7 указанного Положения, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет, в том числе функции по регулярной проверке в установленном порядке маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха» Правительство Российской Федерации постановило проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки) путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.
Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам (далее – Правила).
В силу подпункта 1.2 названных Правил, данные Правила технического надзора устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России. Технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС.
На основании п. 2.2 Правил, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов. Техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву (п.2.6 Правил).
По результатам технического состояния маломерного судна предусмотрено три оценки состояния такого маломерного судна: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к пользованию" (абзац 1 пункта 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами).
Как следует из положений п. 21 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации.
Приказом МЧС России от 18.10.2012 №608 утвержден Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее– Административный регламент).
При предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - маломерное судно), заявителями являются собственники маломерных судов или их законные представители (пункт 1.3 Административного регламента).
Предоставление государственной услуги осуществляется МЧС России, которое реализует свои полномочия в указанной области через подразделения ГИМС МЧС России (пункт 2.2 Административного регламента).
Конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки (пункт 2.5 Административного регламента).
Согласно пункту 2.30 Административного регламента освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах. Передвижной пункт освидетельствования включает в себя, в том числе оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна, в том числе газоанализатор.
В соответствии с п. 3.1 Административного регламента освидетельствование маломерного судна проводится в любом по выбору заявителя подразделении ГИМС, вне зависимости от места регистрации и стоянки маломерного судна. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: подача заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и осуществление их приема; получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги; тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества; тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации; тестирование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону); тестирование маломерного судна после ремонта; оформление результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию; получение сведений о маломерном судне.
На основании п. 3.19 Административного регламента тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации осуществляется на плаву. Маломерное судно на освидетельствование предъявляется в технически исправном состоянии.
Пунктом 3.21 Административного регламента предусмотрено, что административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры.
Предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна в процессе эксплуатации (п. 3.20, п. 3.21), осуществляется с помощью оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна.
Согласно п. 3.25 Административного регламента проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора.
В соответствии с п. 3.26 Административного регламента оформление результатов выполнения административной процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации проводится в соответствии с пунктом 3.17 Административного регламента, согласно которому при оформлении результатов выполнения административной процедуры, на основании данных, полученных при испытаниях мореходных качеств маломерного судна, проводится расчет максимально допустимой мощности подвесных лодочных моторов и (или) стационарных двигателей, минимальной высоты надводного борта, определяется высота волны и удаление от берега или убежища, при которых маломерное судно может безопасно осуществлять плавание.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм следует, что при оформлении результатов проведения процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ при помощи газоанализатора, имеют значение полученные при испытаниях данные, на основании которых производятся расчеты, вносимые в заключение по результатам освидетельствования, и производится оценка годности маломерного судна к плаванию.
Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является элементом освидетельствования маломерного судна и при его проведении в обязательном порядке должна быть выполнена. Следовательно, применение газоанализатора при проведении освидетельствования маломерного судна является обязательным условием.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, на основании заявления судовладельца о предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна от 15.07.2020 Логинова А.В. последнему оказана государственная услуга по освидетельствованию принадлежащего ему маломерного судна «Colar-350», <данные изъяты>, в связи с окончанием срока действия предыдущего освидетельствования.
На основании заключения госинспектора по маломерным судам ФИО1 по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна от 15.07.2020, маломерное судно «Colar-350», принадлежащее Логинову А.В., признано годным к эксплуатации, установлен район и условия плавания.
Данное заключение явилось основанием для внесения записи в книгу технического освидетельствования маломерных судов центра ГИМС ГПС-2 под № 35.
Признавая судно годным к эксплуатации, государственный инспектор при этом каких-либо отметок о неприменении при оказании государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна газоанализатора в заключении не сделал, равно как и не указал на отсутствие выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем из справки старшего помощника Томского транспортного прокурора от 09.09.2020, составленной по результатам проверки порядка освидетельствования судов, следует, что в 2020 году группа патрульной службы №2 провела фактическое освидетельствование в отношении 45 маломерных судов, из которых 36 судов, отраженных в книге технического освидетельствования маломерных судов Центра ГИМС ГПС-2 с порядковыми номерами с 9 по 45, непосредственно в навигацию 2020 г., путем проведения освидетельствования с использованием передвижного пункта на берегу реки Томи напротив дома № 113 по ул. Нижне-Луговая в г. Томске. При этом при освидетельствовании указанных маломерных судов газоанализатор не применялся, так как его проверка в 2020 году не проведена.
Стороны в судебном заседании не оспаривали того обстоятельства, что проверка судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ при помощи газоанализатора не производилась, что также подтверждается представленным в материалы дела объяснением начальника Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области ФИО2 от 10.09.2020.
По предоставленным на основании запроса заместителя Томского транспортного прокурора сведениям об оснащении инспекторских подразделений ГИМС газоанализаторами и алкотестерами, видно, что срок поверки всех имеющихся в распоряжении ГИМС ГУ МЧС России по Томской области газоанализаторов истек 26.03.2020.
В заключении по результатам освидетельствования отметок государственного инспектора о том, что использование газоанализатора невозможно в связи с конструкцией мотора маломерного судна или несоответствия температурного режима и погодных условий установленным для проведения испытания с применением данного прибора, не имеется, как и не имеется отметок относительно отсутствия выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в том числе в связи с выбросом таковых в воду.
При таких данных доводы административного ответчика относительно невозможности отказа в предоставлении государственной услуги или приостановления оказания государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна ввиду невозможности использования газоанализатора при освидетельствовании судов правового значения не имеют, поскольку применение газоанализатора обязательно при прохождении административной процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя, в том числе, и проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В судебном заседании установлено, что в силу прямого указания закона, применение газоанализатора обязательно при проведении административной процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя, в том числе, и проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, однако, при проведении технического освидетельствования маломерного судна «Colar-350» 15.07.2020 этого сделано не было, что свидетельствует о незаконности действий Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области в указанной части.
Как указывалось ранее, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Таким образом, само себе превышение установленных технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух уже является основанием для запрещения эксплуатации транспортного или иного передвижного средства.
Соответственно, при оформлении результатов проведения процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ при помощи газоанализатора, полученные при испытаниях данные имеют значение, они должны быть отражены в заключении по результатам освидетельствования, и в совокупности с иными данными, оценены при даче заключения о годности маломерного судна к плаванию.
Поскольку заключение по результатам технического освидетельствования от 15.07.2020 составлено без проверки маломерного судна «Colar-350» на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, данное заключение должно быть признано недействительным, а запись о его проведении исключена из книги технического освидетельствования маломерных судов центра ГИМС ГПС-2 ГУ МЧС России по Томской области от 15.07.2020.
Признание маломерного судна годным к эксплуатации в нарушение процедуры технического освидетельствования посягает на безопасность неопределенного круга лиц при его эксплуатации, поскольку создает опасность нарушения прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Неприменение при освидетельствовании прибора, предусмотренного административным регламентом, является нарушением порядка освидетельствования, кроме того, может повлечь нарушение правил защиты окружающей среды.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования Томского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области о признании действий по освидетельствованию маломерного судна незаконным, заключения по освидетельствованию маломерного судна недействительным, возложении обязанности по исключению записи об освидетельствовании, удовлетворить.
Признать действие центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области по освидетельствованию 15.07.2020 маломерного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В. без применения газоанализатора незаконным.
Признать заключение центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области от 15.07.2020 по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В. без применения газоанализатора недействительным.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области исключить из книги технического освидетельствования маломерных судов центра ГИМС ГПС-2 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Томской области запись об освидетельствовании 15.07.2020 маломерного судна «Colar-350» по заявлению Логинова А.В..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.И. Мухина
ВЕРНО
Судья Л.И. Мухина
Секретарь И.М. Нетёсов
Мотивированное решение суда составлено 18 ноября 2020 года.