РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2023 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2023-001334-28 (производство № 2а-1534/2023) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Лапиной И.Н о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Лапиной И.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени, в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1939 руб., пеня в размере 43,5 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 125 руб., пени в размере 1,99 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Лапина И.Н. в 2017г., 2019-2020г. имела в собственности имущество, в связи с чем, у нее возникла обязанность по оплате в установленный законом срок имущественного, земельного налога.
Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области надлежащим образом известила Лапину И.Н. о сумме и сроках уплаты налогов, посредством направления налогового уведомления об уплате налогов.
Лапина И.Н., являющаяся собственником объектов налогообложения, не уплатила в установленные сроки суммы налогов.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области направила ответчику требования об уплате налога, которые оставлены без исполнения.
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику начислены пени.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Лапиной И.Н.
Мировым судьей судебного участка №106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области 02.11.2022г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Лапиной И.Н. недоимки.
От должника поступило возражение на судебный приказ, в результате чего судом определением от 17.11.2022г. он отменен.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Также предоставил письменное уточнение исковых требований с их подробным расчетом, согласно которого просит взыскать с Лапиной И.Н. задолженность в размере 2109,49 руб. в том числе:
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1939 руб., пеня в размере 43,5 руб. из которых: налог за 2017 год в размере 1 939,00 руб., пени в размере 30,84 руб., по требованию № 22998 от 04.02.2019г., пени за 2019 год в размере 11,39 руб., по требованию № 47927 от 30.06.2021г., пени за 2020 год в размере 1,27 руб., по требованию № 91168 от 15.12.2021г.,
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2017 год в размере 125 руб., пеня в размере 1,99 руб., по требованию № 22998 от 04.02.2019.
Административный ответчик Лапина И.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, а также квитанцию об оплате задолженности.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов), (статья 389 НК РФ)
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2017г., 2019-2020г.г. Лапиной И.Н. принадлежало следующее имущество, подлежащее налогообложению: квартира по адресу: ...., квартира по адресу: г.Тольятти, .... земельный участок по адресу: ...., в связи с чем налоговым органом Лапиной И.Н. в указанные периоды были начислены земельный, имущественный налоги путем направления уведомлений: №53794723 от 23.08.2018г., №54076366 от 01.09.2020г., №45922943 от 01.09.2021г.
К установленному законом сроку – до 01.12.2021г. вышеуказанные Лапиной И.Н. налоги уплачены не были.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В связи с неуплатой земельного налога, налога на имущество за 2017, 2019-2020г.г. налоговым органом на имя Лапиной И.Н. выставлены требования об уплате налога, пеней:
-№22998 от 04.02.2019г. с уплатой налога до 01.04.2019г.;
-№47927 от 30.06.2021г. с уплатой налога до 23.11.2021г.;
-№91168 от 15.12.2021г. с уплатой налога до 18.01.2022г.;
Однако вышеуказанные требования к установленному сроку не исполнены.
Пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации относит пени к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Лапиной И.Н. не оплачена задолженность по начисленным налогам за 2017г., 2019-2020г.г., ей налоговым органом начислены пени, размер которых подтверждается представленным в материалы дела расчетом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из административного дела № 2а-3190/2022 года, истребованного у мирового судьи судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области, следует, что МИ ФНС № 23 Самарской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Лапиной И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций по вышеназванным требованиям на общую сумму 2109,49 руб., из которых: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1939 руб., пени в размере 43,50 руб.; земельный налог – 125 руб., пеня – 1,99 руб.
02.11.2022 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Лапиной И.Н. недоимки и пени, который определением мирового судьи от 17.11.2022 года был отменен.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии со ст. 62 КАС каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
В ходе рассмотрения данного административного дела установлено, что административным ответчиком 15.05.2023 года произведена полная оплата требуемой налоговым органом по рассматриваемому иску задолженности, в подтверждение чему Лапиной И.Н. предоставлен чек на сумму заявленных требований – 2109,49 руб., который судом принят в качестве доказательства исполнения требований административного истца.
Таким образом, административного ответчика задолженность по имущественному, земельному налогам за 2017, 2019-2020г.г. на момент принятия судом решения отсутствует, в связи с ее добровольной оплатой в размере, заявленном к взысканию, следовательно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Лапиной И.Н. не имеется.
В уточненных исковых требованиях административный истец просит, в случае утраты возможности взыскания задолженности по вышеназванным требованиям, признать ее безнадежной к взысканию.
Заявленное требование налогового органа удовлетворению не подлежит, так как по смыслу положений подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
В рассматриваемом же случае отказ в удовлетворении исковых требований не связан с пропуском налоговым органом срока обращения в суд за взысканием с Лапиной И.Н. задолженности по налогам, так как в ходе рассмотрения административного дела установлены иные основания для отказа в удовлетворении административного иска (оплата долга).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Лапиной И.Н о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.05.2023 г.
Судья М.И.Томилова