Дело № 2-1223/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Т.А.
При секретаре Войтенко О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кунгурского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Мытаркина П. Н. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности,
установил:
Кунгурский городской прокурор в защиту прав и законных интересов Мытаркина П.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что Мытаркин П.Н., <данные изъяты>.
Мытаркин П.Н. включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ. Мытаркин П.Н. обратился в ГУ ПРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставил необходимые документы. Однако путевка на санаторно-курортное лечение Мытаркину П.Н. до настоящего времени не предоставлена.
В настоящее время у Мытаркина имеются медицинские показания для получения путевки.
С учетом уточненных требований, истец просит признать незаконным бездействие ГУ ПРО ФСС РФ по непредставлению Мытаркину П.Н. путевки на санаторно-курортное лечение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., обязать ответчика предоставить Мытаркину путевку на санаторно-курортное лечение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств федерального бюджета в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Боталова А.В. в судебном заседании на иске настаивала.
Мытаркин П.Н. в судебном заседании исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика Деменева Е.П. (по доверенности) в судебном заседании возражала против исковых требований.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
Согласно ст. 2 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р, санаторно-курортное лечение относится к мероприятиям реабилитации.
В соответствии с п. 3.1., 3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. №328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 4 Правил финансирования расходов по предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов Фонду социального страхования РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Средства на предоставление гражданам указанных социальных услуг направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным на основании результатов конкурсов, проводимых Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Следовательно, указанные денежные средства являются целевыми.
Согласно п. 19 Правил № 864 Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами. Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда.
В соответствии с п. 4 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов» Фонд осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Законом № 178-ФЗ в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России о 22 ноября 2004 года.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонд социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по мест жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7. Порядка).
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Закона №178-ФЗ, а также п.1.9 Порядок периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год, как считает представитель ответчика и поэтому периодом предоставления набора социальных услуг являете период с 1 января соответствующего года по 31 декабря этого же года. В силу чего периодом предоставления санаторно-курортной путевки в 2011 году является период с января 2011 года по 31 декабря 2011 года, в 2012 году - с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (п. 2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ).
Представитель ответчика в возражении на исковое заявление пояснила, что обязательства отделения Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.
В связи с недостаточностью объема финансирования из федерального бюджета и в целях соблюдения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека и гражданина нарушающие права и свободы других лиц, выдача путевок Фонда производится в порядке очередности подачи гражданами заявлений.
Фонд не имеет возможности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение Мытаркина П.Н., не нарушая права других граждан.
Из материалов дела следует, что Мытаркин П.Н., <данные изъяты> /л.д. 10, 11/.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида следует, что у Мытаркина П.Н. имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению /л.д. 12-13/.
ДД.ММ.ГГГГ. Мытаркин П.Н. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки /л.д. 14/.
Согласно информации УПФ РФ (ГУ) в <адрес> Мытаркин П.Н. является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории <данные изъяты>. Мытаркин П.Н. в ДД.ММ.ГГГГ подал заявление об отказе от бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном к месту лечения и обратно.
ДД.ММ.ГГГГ. Мытаркину П.Н. выдана справка для получения путевки формы №070/у-04. Также данная справка выдавалась Мытаркину ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Мытаркин П.Н. обратился с заявлением в прокуратуру /л.д. 7-8/.
Таким образом, Мытаркин П.Н. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении один раз в год, медицинские показания к санаторно-курортному лечению подтверждены, справка по форме №070/у-04 представлена. Мытаркин П.Н. был включен в единую очередь на получение путевок. Следовательно, право Мытаркина на получение путевки подтверждено.
Ответчик не может быть освобожден от исполнения обязанности по предоставлению санаторно-курортной путевки, в том числе и при истечении календарного года, так как неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Право Мытаркина П.Н. на бесплатное санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от прав других граждан на данный вид государственной социальной помощи.
Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отсутствие при наличии у гражданина права на такое обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования об обязании ответчика предоставить Мытаркину путевку на санаторно-курортное лечение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств федерального бюджета подлежат удовлетворению. Однако, исходя из принципа разумности и справедливости, принимая во внимание, что ответчик указывал на то, что в установленный до ДД.ММ.ГГГГ срок предоставить путевку будет затруднительно, если на тот момент решение не вступит в законную силу, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность предоставить путевку в срок не позднее двух месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Требование о признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению санаторно-курортной путевки Мытаркину П.Н. по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. не подлежат удовлетворению, поскольку Фонд предпринял необходимые и возможные меры для обеспечения Мытаркина путевкой, однако в связи с большим количеством лиц, претендующих на получение санаторно-курортной путевки в порядке очередности и нехваткой финансирования ответчик не имел возможности предоставить Мытаркину П.Н. путевку в 2013г.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░