РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Абушмановой Г.В.,
секретаря судебного заседания Дмитриевой А.Д.
старшего помощника прокурора Советского района г. Самара Гридневой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1954/2022 по иску прокурора Советского района г.Самара в интересах Сардарян Гаяны Сережаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКХ-Сервис» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Самары в интересах Сардарян Гаяны Сережаевны обратился к ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» об обязании провести мероприятия по восстановлению ограждающих конструкций лестницы: восстановить деревянные перилла(поручни) лестницы с 1 по 5 этаж, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, в течении 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обосновании исковых требований указав, что Прокуратурой Советского района г. Самары проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> по <адрес> по вопросуненадлежащего управления со стороны ООО «Региональный ЖКХ-Сервис». ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>А основании договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» является управляющей организацией указанного многоквартирного дома и принял на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему правлению указанным многоквартирным домом, то в силу положений казанных выше норм права он должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Прокуратурой района совместно с инспектором ГЖИ по Самарской области при участии директора ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» и собственниками вышеуказанного МКД ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр общего имущества МКД и выявлено: отсутствие отопительного прибора на лестничной клетке, неисправность заполнения оконных конструкций с 1 по 5 этажи, а также частичное отсутствие запирающих устройств на оконных конструкциях, неисправность осветительных приборов на лестничной клетке, наличие трещины на фасаде дома, ненадлежащее состояние электрооборудования, неудовлетворительное состояние ограждающих конструкций, отсутствие информационного стенда об управлении МКД, отсутствие уборки общего имущества МКД.
По результату проверки прокуратурой района в адрес директора ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Представление рассмотрено, требования удовлетворены частично, мероприятия по восстановлению ограждающих конструкций (частичное отсутствие перил лестницы с 1 по 5 этаж).
Наличие данного нарушения способствует травматизму жителей дома. В связи с чем, устранение допущенного нарушения является обязанностью управляющей организации. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с собственником жилого помещения № <адрес>А Убайдовой Р.Т. осуществлен осмотр общего имущества данного МКД, выявлено неудовлетворительное состояние ограждающих конструкций лестницы с 1 по 5 этаж (частичное отсутствие деревянных поручней).
Данное нарушение создает существенную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе пожилых людей, поскольку способствует травматизму, что также подтверждается поступившим в прокуратуру обращением жителей указанного МКД - Сардарян Г.С., согласно которому имеется необходимость конструкции деревянных поручней, поскольку она является инвалидом I группы с наличием заболевания опорно-двигательного аппарата.
Отсутствие деревянных поручней затрудняет ее передвижение многоквартирному дому. Таким образом, в рассматриваемом случае необходимость установить перил входных групп подъездов дома обусловлена необходимостью обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, что является обязанностью общества.
Более того, из представленных заявителем в материалы дела фотографиям отчетливо видно, что входные группы в подъезд представляют собой лестницу со ступенями, неотъемлемой частью которой в силу пункта 4.8.1 Правил № статьи 30 Закона №-Ф3 являются ограждения с перилами. В связи с чем, общество несет обязанность по их оборудованию, исполнение обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Самара Гриднева Н.В. требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» исковые требования признал, пояснил, что в настоящее время предпринимаются меры по улучшению содержания многоквартирного дома, в течении недели работы будут завершены. Последствия признания исковых требований понятны.
В судебное заседание представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении не заявлял.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.1.1. указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РоссийскойФедерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с ч. 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительства Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
Как следует из п. 10 Правил №, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ (п. 16 Правил №).
Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил №).
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил №, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее-Правила №), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, указанными Правилами прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
Раздел II Правил и норм технической эксплуатации дает определение организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В силу пункта 4.8.1 Правил № неисправное состояние лестниц (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон №-Ф3) параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными.
В силу пункта 8 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций многоквартирных домов, относятся, в числе прочего, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление наличия и параметров трещин в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, оголения и коррозии арматуры, нарушения связей в отдельных проступях в домах с железобетонными лестницами; выявление прогибов несущих конструкций нарушений крепления тетив к балкам, поддерживающим лестничные площадки.
Согласно части 1 статьи 36 Закона №-Ф3 безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что управление многоквартирным домом должно осуществляться с соблюдением обязательных требований, направленных на безопасное и благоприятное проживание граждан.
Материалами дела установлено, что ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>А основании договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 2.1 договора его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего. удержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3.1.1 договора общество приняло на себя обязательство осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями и целями настоящего договора, а также требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Поскольку ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» является управляющей организацией указанного многоквартирного дома и принял на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему правлению указанным многоквартирным домом, то в силу положений казанных выше норм права он должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Прокуратурой Советского района г. Самары проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес>А по <адрес> по вопросуненадлежащего управления со стороны ООО «Региональный ЖКХ-Сервис».
Прокуратурой района совместно с инспектором ГЖИ по Самарской области при участии директора ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» и собственниками вышеуказанного МКД ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр общего имущества МКД и выявлено: отсутствие отопительного прибора на лестничной клетке, неисправность заполнения оконных конструкций с 1 по 5 этажи, а также частичное отсутствие запирающих устройств на оконных конструкциях, неисправность осветительных приборов на лестничной клетке, наличие трещины на фасаде дома, ненадлежащее состояние электрооборудования, неудовлетворительное состояние ограждающих конструкций, отсутствие информационного стенда об управлении МКД, отсутствие уборки общего имущества МКД, что так же подтверждается ответом государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результату проверки прокуратурой района в адрес директора ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Представление рассмотрено, требования удовлетворены частично, мероприятия по восстановлению ограждающих конструкций (частичное отсутствие перил лестницы с 1 по 5 этаж).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с собственником жилого помещения № <адрес>А Убайдовой Р.Т. осуществлен осмотр общего имущества данного МКД, выявлено неудовлетворительное состояние ограждающих конструкций лестницы с 1 по 5 этаж (частичное отсутствие деревянных поручней).
Суд приходит к выводу, что данное нарушение создает существенную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе пожилых людей, поскольку способствует травматизму, что также подтверждается поступившим в прокуратуру обращением жителей указанного МКД - Сардарян Г.С., согласно которому имеется необходимость конструкции деревянных поручней, поскольку она является инвалидом I группы с наличием заболевания опорно-двигательного аппарата.
Отсутствие деревянных поручней затрудняет ее передвижение многоквартирному дому. Таким образом, в рассматриваемом случае необходимость установить перил входных групп подъездов дома обусловлена необходимостью обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, что является обязанностью общества.
Кроме того, из представленных заявителем в материалы дела фотографиям отчетливо видно, что входные группы в подъезд представляют собой лестницу со ступенями, неотъемлемой частью которой в силу пункта 4.8.1 Правил № статьи 30 Закона №-Ф3 являются ограждения с перилами. В связи с чем, общество несет обязанность по их оборудованию, исполнение обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, учитывая положения действующего законодательства и условия договора управления многоквартирным жилым домом, суд приходит к выводу о том, что именно на организации осуществляющей обслуживание многоквартирного дома лежит обязанность по восстановлению ограждающих конструкций лестницы.
Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиком, данное признание не противоречит Закону и не нарушает права третьих лиц.
Выслушав стороны, при указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Советского района г.Самара в интересах Сардарян Гаяны Сережаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКХ-Сервис» об обязании совершить действия – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКХ-Сервис» провести мероприятия по восстановлению ограждающих конструкций лестницы: восстановить деревянные перилла(поручни) лестницы с 1 по 5 этаж, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, в течении 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Самары.
Решение в окончательном виде изготовлено 01 июня 2022 года.
Судья /подпись/ Г.В. Абушманова
Копия верна:
Судья:
Секретарь: