Решение по делу № 2-751/2020 от 13.05.2020

Дело № 2-751/2020

УИД: 22RS0013-01-2020-001383-84

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Юрга Кемеровской области                                                                      29 июля 2020 года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи                                                          Жилякова В.Г.

при секретаре                                                                                      Мельниченко А.В.

с участием:

представителя истца                                                                           Кыргыс А.В.,

    представителя ответчика                                                                    Долматовой К.А.,

    представителей третьего лица                                      Цыгановой О.С., Кобзева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Ельчанинова В.И. к Администрации Юргинского муниципального округа об обязании организовать водоснабжение населения д. *** ***, дома с *** по ***, а также обеспечить указанные дома источником противопожарного водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Юргинский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Ельчанинова В.И., обратился суд с иском к Администрации Юргинского муниципального округа об обязании организовать водоснабжение населения *** ***, дома с *** по ***, а также обеспечить указанные дома источником противопожарного водоснабжения (л.д. 2-7, 92-93).

Определением Юргинского городского суда от 04.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Комфорт» (л.д. 86).

Исковые требования мотивированы следующим.

Юргинской межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение Ельчанинова В.И., по результатам которого установлено, что вода из скважин, находящихся на территории его двора, не пригодна для питья, что подтверждается результатами лабораторных исследований. Ближайшая скважина находится на значительном расстоянии от его дома, в связи с чем, Ельчанинов В.И. вынужден для питья покупать бутилированную воду, а для бытовых нужд - возить воду из города.

Согласно информации Администрации Юргинского муниципального округа в соответствии с Постановлением Администрации Юргинского муниципального района от 04.04.2019 № 278 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Юргинского муниципального района» МУП «Комфорт» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Юргинского муниципального округа. Зоной действия гарантирующей организации МУП «Комфорт» являются централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения Юргинского муниципального округа.

Водоснабжение жителей и социально значимых объектов д*** осуществляется путем централизованного водоснабжения, а также через водоразборные колонки (в зависимости от месторасположения жилых домов).

По адресу домовладения Ельчанинова В.И. д*** ***, скважина (водозаборная колонка) отсутствуют.

Домовладения (4 дома), находящиеся в *** на *** дома №***, осуществляют водопотребление путем бурения частных скважин или через водозаборную колонку, расположенную по другую сторону ручья. Ближайшая водозаборная колонка находится на расстоянии более 400 метров. Органами местного самоуправления подвоз питьевой воды до домовладений, в том числе Ельчанинова В.И., расположенных на другой стороне ручья, не осуществляется.

По сведениям МУП «Комфорт» техническая возможность подключения указанных домов к централизованному водоснабжению отсутствует, в связи с техническими характеристиками существующего водопровода и ландшафтными особенностями населенного пункта.

Согласно справке главы Юргинского сельского поселения, водонапорная башня (водокачка) в д. *** находится на ***.

Согласно информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе качество воды из скважины, подающей воду на *** (расположена по адресу ***), соответствует по всем показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

По сведениям Яндекс карты расстояние от ***, где находится водозаборная колонка, до ***, около 2,5 км.

Из пояснений К.Н.В. (дочери Ельчанинова В.И.) от 30.04.2020 вода из скважин на территории дома отца не пригодна для питья, в связи с чем, отец вынужден для питьевых нужд покупать бутилированную воду.

По сведениям соседей С.Т.А. и К.С.В., Ельчанинов В.И. с дочерью Е. круглый год проживают в *** ***.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную среду обитания.

Положениями части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным настоящими Правилами.

Согласно пункту 11.19 «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 35/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

Пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно статьи 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В соответствии со статьей 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами: 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

При таких обстоятельствах Администрация Юргинского муниципального округа в силу вышеперечисленных требований закона обязана организовать водоснабжение жителей *** *** (4 дома), в том числе Ельчанинова В.И., а также обеспечить на данной территории источник противопожарного водоснабжения (водозаборная колонка, пожарный гидрант и т.д.).

Неисполнением Администрацией Юргинского муниципального округа вышеуказанных требований закона ущемляются права жителей д. Зимник, в том числе Ельчанинова В.И., на благоприятные условия жизни, а также создается непосредственная угроза жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории ***, имуществу граждан, территории деревни и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенного пункта в случае возникновения пожара.

Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по вопросам местного значения, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (часть 2 статьи 86 БК РФ).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.

В соответствии с частью 4 статьи 27 вышеназванного Федерального закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В данном случае прокурор обращается в суд с исковым заявлением в защиту интересов жителей домовладений (4 дома), расположенных по ту сторону ручья ***, а также Ельчанинова В.И., ***, который в силу возраста не может лично отстаивать свои интересы в суде.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и с учетом уточнения исковых требований (л.д. 92-93) истец просит суд:

- обязать Администрацию Юргинского муниципального округа организовать водоснабжение населения д. *** по ***, дома с *** по ***, а также обеспечить территорию *** по ***, дома с *** по *** источником противопожарного водоснабжения;

- установить Администрации Юргинского муниципального округа срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании представитель истца помощник Юргинского межрайонного прокурора Кыргыс А.В. поддержала исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Юргинского муниципального округа Долматова К.А., действующая на основании доверенности (л.д. 50), в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что Администрация Юргинского муниципального округа является ненадлежащим ответчиком по делу, так как водоснабжение *** осуществляется силами МУП «Комфорт», которое и обязано нести ответственность за не исполнение обязанностей по водоснабжению населения д. Зимник. Кроме того, представитель ответчика считает, что прокурор в данном случае не мог обращаться в суд, так как Ельчанинов В.И. и другие жители четырех домов по *** *** могли самостоятельно обратиться в суд за защитой своего права. Представитель ответчика также полагает, что в исполнении мероприятий, о которых указано в иске, отсутствует здравый смысл, и их исполнение нецелесообразно, так как их выполнение потребует вложения неоправданно больших материальных средств, которых нет у Администрации Юргинского муниципального округа. Представителем ответчика в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 84-85).

Представители третьего лица МУП «Комфорт» Цыганова О.С., Тамбовцев В.Ю., Кобзев С.В., действующие на основании доверенностей (л.д. 96, 97, 103), поддержали позицию представителя ответчика, пояснив, что качество воды в домах по *** действительно не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Бурение скважин бессмысленно, так как вода из скважин по своим параметрам также не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Имеющиеся в других местах *** скважины не смогут по своим мощностным параметрам обеспечить водой дома на ***, кроме того, прокладка водопровода к домам на *** или строительство водоочистных сооружений требует значительных материальных затрат.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Ельчанинова В.И. подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную среду обитания.

Положениями части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным настоящими Правилами.

Согласно пункту 11.19 «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 35/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

Пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно статьи 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В соответствии со статьей 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами: 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

При рассмотрении дела судом установлено, что, гр. Ельчанинов В.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: ***, ***, ***, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д. 7, 74).

На *** *** находятся также дома *** которые находятся в собственности иных граждан, что подтверждается Выписками из Единого реестра недвижимости (л.д. 76-80).

При рассмотрении дела судом также установлено и не оспорено представителями ответчика и третьего лица, что Ельчанинов В.И. со своей семьей круглогодично проживает по адресу: ***, ***, ***, что подтверждается справкой Юргинского территориального управления Юргинского муниципального округа (л.д. 72).

Представителями ответчика и третьего лица признается факт того, что домовладения Ельчанинова В.И. и других граждан, проживающих на *** д.***, не обеспечены источником водоснабжения, качество питьевой воды в котором соответствует требованиям санитарных норм и правил, а также указанный район д. Зимник не обеспечен круглогодично функционирующим источником противопожарного водоснабжения.

Указанное обстоятельство подтверждается ответом Администрации Юргинского муниципального округа на Представление Юргинского межрайонного прокурора (л.д. 13, 10-12, 18-19, 53, 55, 56-60).

Из Письма Территориального отдела в г. Юрге и Юргинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области следует, что качество воды из скважин, пробуренных Ельчаниновым В.И. на своем земельном участке, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», тогда как вода в скважинах централизованного водоснабжения д. Зимник соответствует требованиям СанПиН, что подтверждается протоколами лабораторных исследований (л.д. 20-21, 22-33).

Из копий обращений Ельчанинова В.И. и его дочери К.Н.В. ответов на них следует, что Ельчанинов В.И. неоднократно обращался в Администрацию Юргинского муниципального округа и в Администрацию Юргинского сельского поселения с просьбами решить вопрос обеспечения водой его дома, однако, до настоящего времени дома по *** д. *** питьевой водой надлежащего качества не обеспечены (л.д. 62,63, 64, 65, 66, 67,68, 69).

Из ответа Администрации Юргинского сельского поселения следует, что ближайшая водоразборная колонка находится от дома Ельчанинова В.И. на расстоянии около 400 метров (л.д. 65).

Из пояснений представителей ответчика и третьего лица в судебном заседании следует, что подвоз воды к домам, расположенным по *** д. *** не осуществляется.

Из пояснений представителей МУП «Комфорт» в судебном заседании следует, что вблизи домов расположенных по *** д. *** имеется водоем, который в летнее время может использоваться в качестве источника противопожарного водоснабжения. Однако, в зимнее время года данный водоем замерзает.

При указанных обстоятельствах суд не может признать данный водоем надлежащим источником противопожарного водоснабжения, так как в зимнее время суток забор воды из данного водоема не возможен.

Из ответов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ ГО и ЧС по Кемеровской области и заместителя начальника 10 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Юргинскому межрайонному прокурору следует, что территория д. *** не обеспечена требуемым противопожарным водоснабжением для тушения пожаров, открытый водоем не оборудован подъездами с площадками для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л.д. 113, 114-115).

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что в нарушение вышеизложенных правовых норм Администрация Юргинского муниципального округа ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по организации питьевого и противопожарного водоснабжения домовладений, распложенных по *** д.***.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика Администрация Юргинского муниципального округа о том, что надлежащим ответчиком по делу следует признать МУП «Комфорт», которое непосредственно осуществляет деятельность по водоснабжению д. ***, по следующим основаниям.

Согласно вышеуказанным положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в числе прочих, организация в границах округа водоснабжения населения, а также обеспечение противопожарной безопасности.

Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по вопросам местного значения, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (часть 2 статьи 86 БК РФ).

Из пояснений представителей МУП «Комфорт» в судебном заседании следует, что учредителем МУП «Комфорт» является Администрация Юргинского муниципального округа. МУП «Комфорт» осуществляет свою деятельность по водоснабжению *** в пределах выделенных Администрацией Юргинского муниципального округа на эти цели денежных средств. Собственных денежных средств, достаточных для выполнения указанных в иске Юргинского межрайонного прокурора мероприятий, МУП «Комфорт» не имеет.

Указанные факты не отрицались представителем Администрации Юргинского муниципального округа.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что именно на Администрации Юргинского муниципального округа лежит обязанность организовать водоснабжение домов расположенных по *** д. ***, а также обеспечить наличие источника противопожарного водоснабжения.

Суд также отклоняет доводы представителя Администрации Юргинского муниципального округа о том, что отсутствует целесообразность выполнения мероприятий по обеспечению домов, расположенных по *** д. ***, питьевой водой и источником противопожарного водоснабжения, так как необходимые для этого финансовые затраты несоразмерны количеству жителей по ***.

Согласно вышеуказанным нормам Конституции РФ права и свободы граждан, в том числе право на благоприятную и безопасную среду обитания являются важнейшей ценностью, которые должны обеспечиваться всеми органами власти.

Обеспечение конституционных прав граждан не могут быть обусловлены размером затрат на их обеспечение.

Кроме того, вышеуказанными нормами допускается обеспечение населения водой, в числе прочего, путем организации подвоза питьевой воды, что, по мнению суда, не требует значительных материальных затрат.

Доводы представителя ответчика о том, что Юргинский межрайонный прокурор не может обращаться в суд в защиту прав Ельчанинова В.И. и других лиц, проживающих по *** д. ***, не основаны на законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 вышеназванного Федерального закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В рассматриваемом случае прокурор обращается в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ельчанинова В.И., ***, который в силу возраста не может лично отстаивать свои интересы в суде.

Кроме того, число лиц, проживающих в домах по *** д. ***, не определено, их количество может меняться, вследствие чего доводы прокурора о том, что он обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц, суд признает обоснованными.

Причиной обращения прокурора в суд с вышеуказанным иском явилось ненадлежащее исполнение Администрацией Юргинского муниципального округа вышеуказанных требований Конституции РФ и Федеральных законов.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у Юргинского межрайонного прокурора имелись предусмотренные законом основания для обращения в суд с вышеуказанным иском.

Так как представителями ответчика и третьего лица не представлено суду доказательств надлежащего обеспечения жителей домов по *** д. *** источником питьевого и противопожарного водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Решая вопрос об установлении ответчику срока для выполнения мероприятий по обеспечению жителей домов по *** д. *** источником питьевого водоснабжения, суд исходит из того, что обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества является очень важной задачей, выполнением которой обеспечивается эпидемиологическое благополучие граждан, вследствие чего выполнение мероприятий по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества не может быть отложено на столь длительный срок, как просят представители ответчика и третьего лица (до декабря 2022 года).

Суд устанавливает ответчику срок для организации водоснабжения жителей домов по *** д. *** до 31 декабря 2020 года.

Суд полагает, что указанного срока достаточно для принятия первичных мер по обеспечению жителей домов по *** д. *** питьевой водой надлежащего качества, например, путем организации подвоза воды.

Для выполнения мероприятий по обеспечению домов по *** д. *** источником противопожарного водоснабжения суд с учетом необходимости обеспечения финансирования указанных мероприятий устанавливает ответчику срок до 31 декабря 2021 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрациию Юргинского муниципального округа организовать водоснабжение населения *** по                *** с *** по ***, а также обеспечить территорию *** по *** с *** по *** источником противопожарного водоснабжения.

Установить Администрации Юргинского муниципального округа срок для организации водоснабжения населения *** по *** с *** по *** до 31 декабря 2020 года.

Установить Администрации Юргинского муниципального округа срок для обеспечения территории *** по                    *** с *** по *** источником противопожарного водоснабжения до 31 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Судья Юргинского городского суда                      - подпись -                В.Г. Жиляков

Решение принято в окончательной форме 24 августа 2020 года

2-751/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Юргинский межрайонный прокурор
Ельчанинов Василий Иванович
Ответчики
Администрация Юргинского муниципального округа
Другие
Муниципальное унитарное предприятие "Комфорт"
Суд
Юргинский городской суд Кемеровской области
Судья
Жиляков Вячеслав Геннадьевич
Дело на странице суда
yurginsky.kmr.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2020Подготовка дела (собеседование)
22.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Подготовка дела (собеседование)
16.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее