Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2013 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием:
представителя заявителя Середа А.С. – Задориной Т.В. по доверенности
при секретаре Пьяновой Н.В.
рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2322/13 по заявлению Середа Александра Степановича об обжаловании действия (бездействия) должностного лица органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Середа А.С. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившегося в не постановке многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровый учет. Просит обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированны тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> передана в собственность м.р. Ставропольский. Середа А.С., является нанимателем указанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ между истцом, с одной стороны и администрацией с.<адрес> м.р. Ставропольский Самарской области с другой стороны подписан договор № передачи квартиры в собственность граждан. При постановке квартиры на кадастровый учет истцу было разъяснено, что в ГКН отсутствуют сведения о здании, в котором расположено жилое помещение, что препятствует заявителю в постановке на кадастровый учет его квартиры. При этом, ни здание, ни квартира нанимателем которой являлся Середа А.С., не являются ранее учтенными объектами, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления не проведена инвентаризация переданного в собственность жилья и постановка его на кадастровый учет, не зарегистрирован переход права собственности от предыдущего собственника. Середа А.С. не является собственником всего здания, ему не предоставлены документы, необходимые для изготовления технического плана здания и постановки на кадастровый учет указанного объекта недвижимости. кроме того, изготовление технического плана здания многоквартирного дома стоит более <данные изъяты> рублей, что является существенной суммой для заявителя. Таким образом, не имея возможности провести кадастровый учет передаваемой ему в собственность квартиры без постановки на кадастровый учет всего здания многоквартирного дома, Середа А.С. лишен возможности участвовать в приватизации занимаемого им жилого помещения и зарегистрировать свое право в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, при этом пояснила, что оспариваемым бездействием администрации муниципального района Ставропольский нарушены права заявителя, лишенного возможности поставить свою квартиру на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на свою квартиру.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального района Ставропольский в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, представил в суд отзыв по существу заявленных требований, из которого следует, что администрация требований Середа А.С. не признает, просит отказать в их удовлетворении, поскольку прав заявителя не нарушала.
Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, просит о рассмотрении в отсутствии представителя, представил в суд отзыв, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Суд, выслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Заявитель свои требования оформил в виде заявления, которым обжалуется бездействие администрации муниципального района Ставропольский Самарской области. При рассмотрении данного гражданского дела должны применяться положения главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин (организация) вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов гос.власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания постоянно действующей комиссии по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность Ставропольского района, утвержденного постановлением № администрации Ставропольского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, передана в собственность м.р. Ставропольский.
Среда А.С. является нанимателем указанной квартиры, что подтверждается распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным главой муниципального района Ставропольский.
ДД.ММ.ГГГГ между Середой А.С., с одной стороны и администрацией с.<адрес> муниципального района Ставропольский Самарской области с другой стороны подписан договор № передачи квартиры в собственность граждан.
При постановке квартиры на кадастровый учет заявителю было разъяснено, что в ГКН отсутствуют сведения о здании, в котором расположено жилое помещение, что препятствует заявителю в постановке на кадастровый учет его квартиры.
В соответствии п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов гос.власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять в том числе имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия)…
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Кроме того, законодателем к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Признаков бездействия со стороны администрации муниципального района Ставропольский, выразившегося в неисполнении самим органом либо его должностными лицами обязанностей возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) нарушающих права и свободы заявителя судом не усмотрено.
В соответствии с ч. 2 ст. п. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Закона о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, для постановки на учет жилых помещений - квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме, заявитель вправе обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением и представлением технического плана, подготовленного в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 № 583.
До вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ, внесшего изменения в ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре, было установлено, что, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.
С 1 октября 2013 года правила ч.4 ст. 25 Закона о кадастре не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
Основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета принадлежащей Середе А.С. квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Таким образом в настоящее время, препятствий для постановки квартиры Середа А.С. на кадастровый учет, не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд. Сроки обращения в суд не пропущены.
На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных Середа Александром Степановичем требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, и возложении обязанностей - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья А.Г. Шишкин