Судья Шишелова Т.Л. Дело № 21-290/2019
РЕШЕНИЕ
24 апреля 2019 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев жалобу ООО «Движение» на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республики Коми Куликовой Л.С. № <Номер обезличен> от 18.01.2019 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Движение»,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республики Коми Куликовой Л.С. № <Номер обезличен> от 18.01.2019 ООО «Движение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Должностным лицом установлено нарушение ООО «Движение» трудового законодательства в виде невыплаты в установленный срок всех сумм, причитающихся работнику от работодателя при прекращении трудового договора.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, ООО «Движение» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения жалобы вынесено решение об оставлении постановления контролирующего органа без изменения.
Оспаривая состоявшиеся по делу процессуальные решения, ООО «Движение» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит их отменить по мотиву отсутствия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Заслушав объяснения директора ООО «Движение» Габдуллиной А.В., представителя ООО «Движение» Балыгиной О.А., пояснения должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Коми Куликовой Л.С., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Движение» к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные в ходе проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми Павлова Н.М. № <Номер обезличен> от 17.12.2018 внеплановой выездной проверки по заявлению ФИО10 в отношении ООО «Движение», нарушения требований трудового законодательства, выразившиеся в том, что уволенному по приказу № <Номер обезличен> от 08.10.2018 работнику ООО «Движение» ФИО10 все причитающиеся ей на основании расчетных листов выплаты при увольнении выплачены с нарушением установленного законом срока.
11.01.2019 в отношении ООО «Движение» по фактам выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении № <Номер обезличен> и постановлением Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Куликовой Л.С. от 18.01.2019 № <Номер обезличен> Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, соглашаясь с выводами должностного лица и принятым им постановлением исходил из того, что вина ООО «Движение» в совершении, вменяемого административного правонарушения, доказана совокупностью, представленных в дело доказательств, а именно письменным заявлением ФИО10., адресованного в прокуратуру г. Сыктывкара; распоряжением Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 17.12.2018 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Движение»; актом проверки от 28.12.2018; протоколом об административном правонарушении от 11.01.2019; табелем учета рабочего времени; расчетными листками за сентябрь и октябрь 2018; справкой об операции ПАО «Сбербанк»; приказом о принятии ФИО10. на работу от 13.09.2018; приказом о прекращении трудового договора с ФИО10 от 08.10.2018; заявлением ФИО10 об увольнении по собственному желанию с 08.10.2018; Положением об оплате труда ООО «Движение»; Уставом ООО «Движение».
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя, в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности.
Указанные требования законодательства должностным лицом, вынесшим постановление и судьей, рассмотревшим жалобу на постановление, не соблюдены.
Так, в обоснование доводов отсутствия в действиях ООО «Движение» вменяемого административного правонарушения, представитель Общества, как должностному лицу, так и судье городского суда, указывала на то, что причитающаяся ФИО10 заработная плата за сентябрь – октябрь 2018 года выплачена работнику в полном объеме и в установленный срок, однако в связи с со счетной ошибкой в расчетном листке за сентябрь 2018 года указана неправильная сумма вместо 3142,31 руб., указано – 3160,31 руб., что в свою очередь привело к математической ошибке при определении компенсации за неиспользованный отпуск вместо 45, 29 руб. указано 311,24 руб. Таким образом, всего за период работы, с учетом всех выплат, полагающихся работнику при увольнении по состоянию на 08.10.2019, ФИО10 было начислено 4384,67 руб., НДФЛ к удержанию 570,00 руб., итого к выдаче - 3814,67 руб. 30.09.2018 работнику по ее просьбе был перечислен аванс 4000 рублей, в размере, превышающем сумму, причитающуюся к выплате при увольнении. По данному факту в адрес государственной инспекции были предоставлены документы, подтверждающие факт счетной ошибки, а именно пояснительная записка и расчетные листки за сентябрь и октябрь 2018 года.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, действительно ООО «Движение» предоставляло в адрес Государственной инспекции пояснительную записку и расчетные листки за сентябрь и октябрь 2018 года в отношении работника ФИО10., из которых следует, что ФИО10 на период поиска работы на основании ее заявления были предоставлены услуги по уходу за ребенком в сумме 3135 руб., в связи с чем в расчетном листке за сентябрь числится задолженность на указанную сумму. Сведения о наличии задолженности по заработной плате отсутствуют. В расчетном листке имеется сведения об удержании НДФЛ 408 руб. и суммы 3135 руб., однако фактического удержания не произведено, а выдан аванс 30.09.2018 в сумме 4000 руб.
Между тем, указанные пояснения и документы, представленные лицом, привлекаемым к административной ответственности, не были приняты должностным лицом административного органа при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления, оценка им с точки зрения относимости, допустимости, достоверности ни должностным лицом, ни судьей при рассмотрении жалобы не дана.
В то же время, с учетом представленных юридическим лицом документов в адрес Государственной инспекции труда в г.Сыктывкаре (табелей учета рабочего времени за сентябрь-октябрь 2018, приказов о приеме –увольнении, пояснительной записки об устранении математической ошибки с последующим расчетом причитающихся к выплате работнику сумм за фактически отработанное время, расчетных листов, отражающих выплату аванса и корректировку в части начислений), свидетельствующих об отсутствии задолженности по заработной плате и причитающихся к выплате сумм при увольнении работника, и как следствие, отсутствие нарушения требований трудового законодательства (части 1 статьи 140, части 1статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации), вывод должностного лица, вынесшего постановление и судьи городского суда о наличии в действиях ООО «Движение» события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не основан на фактических обстоятельствах дела, является неправильным.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Куликовой Л.С. № <Номер обезличен> от 18.01.2019 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.03.2018, вынесенные в отношении ООО «Движение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республики Коми Куликовой Л.С. № <Номер обезличен> от 18 января 2019 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Движение», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Движение» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья И.Г. Пристром