Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1525/2020 от 04.08.2020

УИД: 66RS0011-01-2019-002248-94

2-1525/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                               2 сентября 2020 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего Безукладниковой М.И.

при секретаре Ивакиной О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Соломеина Д.Н.

к

Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №12

о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Соломеин Д.Н. обратился в Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского с исковым заявлением к ТОИОГВ СО «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12» о возложении обязанности.

В исковом заявлении истец просит:

- признать незаконными действия Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12, выразившиеся в издании приказа от 12.07.2019 -оп об отказе Соломеину Д.Н. в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

- признать недействительным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12» от 12.07.2019 № 1840-оп «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области,

- признать право Соломеина Д.Н., ** года рождения, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого помещения в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

- обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики СО № 12» принять Соломеина Д.Н., ** года рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений

Так, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Порядок реализации права лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого фонда, регламентирован в Свердловской области Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП, от 24.04.2013 N 527-ПП.

Именно указанными Постановлениями определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем указанной категории лиц.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями Указа Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 года № 1250-УГ, полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения по Свердловской области.

Согласно подпункту 20 пункта 12 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 года № 1164-ПП, Управление ведет учет льготной категории граждан, проживающих на территории г. Каменска-Уральского и Каменского района, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, ТОИОГВ СО «Управление социальной политики по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району» обязаны вести учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, защищать их права и законные интересы.

Из свидетельства о рождении следует, что Соломеин Д.Н. родился ** года, родителями являются ** и ** (л.д. 11).

**

Согласно справке ГКУ СО СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Каменского района» от ** года следует, что Соломеин Д.Н. проживал в учреждении с ** года по ** года и находился на полном государственном обеспечении.

Согласно постановлению Главы Сосновской сельской администрации Каменского района Свердловской области от ** года за Соломеиным Д.Н. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью ** кв.м. (л.д. 13,15).

Из приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району от 12.07.2019 № 1840-оп, следует, что истцу было отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в специализированный жилищный фонд Свердловской области жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16).

     Отказ ответчика мотивирован тем, что на момент обращения с указанными требованиями, ответчик достиг возраста 23 лет и не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не согласившись с указанным решением, прокурор Каменского района Свердловской области обратился в суд в интересах Соломеина Д.Н. с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску – Уральскому и Каменскому району Свердловской области об обязании поставить на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей.

    Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от 23 марта 2015 г. истцу было отказано в удовлетворении требований.

В 2019 году Соломеин Д.Н. обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

    Приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району от 12.07.2019 № 1840-оп (л.д. 16) Соломеину Д.Н. было отказано во включении в список.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

За истцом было закреплено жилое помещение: <адрес>.

Согласно справке № 496 от 17.06.2019 по адресу: <адрес> зарегистрированы: **, **, **, **, **, ** Соломеин Д.Н., **, **, ** (л.д. 18).

Указанное жилое помещение было закреплено за истцом и его братьями и сестрами, т.е. на каждого приходилось меньше учетной нормы предоставления жилья по городу Каменску-Уральскому.

Таким образом, государственный органы обязаны были предпринять меры к реализации права истца на получение жилого помещения, как лица оставшегося без попечения родителей.

Соответственно требование истца о включении его в очередь на получение жилого помещения подлежит удовлетворению.

Истец просит признать незаконными действия Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12, выразившиеся в издании приказа от 12.07.2019 № 1840-оп об отказе Соломеину Д.Н. в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, признать недействительным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12» от 12.07.2019 № 1840-оп «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Суд полагает требование истца в этой части не подлежащим удовлетворению, поскольку основания, по которым вынесен приказ ответчиком, имели место при рассмотрении документов истца.

На момент наступления истцу возраста 18 лет – 15 августа 2008 года на ответчика не возлагалась обязанность устанавливать факт невозможности проживания истца в закрепленном жилом помещении. Такая обязанность на соответствующие государственные органы возложена изменениями законодательства, вступившими в законную силу с 1 января 2013 года.

При таких обстоятельствах, у истца имелась возможность восстановить свое право только в судебном порядке, поскольку ответчик юридически значимые факты самостоятельно устанавливать не вправе.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Соломеина Д.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12» о возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать право Соломеина Д.Н., ** года рождения, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого помещения в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12» принять Соломеина Д.Н. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В остальной части требования истца оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 4 сентября 2020 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:                 М. И. Безукладникова

2-1525/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соломеин Денис Николаевич
Ответчики
ТОИОГВ "УСЗН"
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Безукладникова Марина Ивановна
Дело на сайте суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
04.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2020Судебное заседание
04.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020Дело оформлено
14.10.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.10.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее