Судья: Молчанов С.В. |
дело <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Томилове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2019 года апелляционную жалобу Главного управления – Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Шморгуна А. Ш. к Главному управлению – Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании права на дополнительное материальное обеспечение и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Шморгун А.Ш. обратился в суд с иском к Главному управлению – Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании права на дополнительное материальное обеспечение, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что ответчик незаконно отказал ему, как лауреату премии Правительства России и лицу, имеющему награду – «Орден за заслуги перед Отечеством» 4 степени, в назначении и выплате дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования частично удовлетворены, суд признал решения Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по городу Москве и <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>/-589 и от <данные изъяты> <данные изъяты> в части отказа как лицу, получившему премию Правительства России, в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, незаконными; за истцом признано право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией с <данные изъяты>, в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 приведенного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Шморгун А.Ш. является гражданином РФ, получателем страховой пенсии по старости.
На основании Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> истцу присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники и присвоено почетное звание лауреата премии Правительства РФ за разработку и создание новой техники, выдан дипломом лауреата премии Правительства Российской Федерации <данные изъяты>.
<данные изъяты> Шморгун А.Ш. обратился в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по городу Москве и <данные изъяты> с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от <данные изъяты> № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением Главного управления – Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> истцу отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения по мотиву того, что граждане, награжденные премией Правительства РФ в области науки и техники, не отнесены к категории лиц, пользующихся правом на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 21-ФЗ.
Разрешая дело и частично удовлетворяя исковые требования Шморгуна А.Ш., суд указал, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации. Суд сослался также на разъяснения Минтруда РФ <данные изъяты>-ЮЛ, Пенсионного Фонда РФ N ЛЧ-06-32/3539 от <данные изъяты> о том, что право на дополнительное материальное обеспечение имеют лауреаты премий Правительства Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют закону.
К полномочиям Правительства Российской Федерации, как они изложены в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе от <данные изъяты> <данные изъяты>-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Делая такой вывод, суд первой инстанции не привел соответствующую норму материального права.
Согласно части 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации.
На основании пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы искусства в размере 5 млн. рублей каждая.
Пунктом 4 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
В силу п. 2 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы искусства, утвержденного Указом Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> (действовавшего на момент присуждения истцу премии Правительства РФ и утратившего силу <данные изъяты>) Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы искусства в размере 5 млн. рублей каждая. Учрежденные настоящим Указом Государственные премии присуждаются за 2004 год и последующие годы.
Аналогичные положения содержатся и в Положении о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, утвержденном Указом Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> (действующего на момент обращения истца в пенсионный орган.).
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" (действовавшим на момент присуждения премии истцу) учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 млн. рублей каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники. Результаты работы, за достижение которых присуждается премия Правительства РФ, в отличие от результатов, за достижение которых присуждаются Государственные премии, не имеют столь масштабного характера.
Следовательно, в отличие от Государственной премии РФ, премия Правительства РФ учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом "Государственной премии" не наделена.
К тому же следует также учитывать различный порядок награждения указанными премиями.
Таким образом, к Государственной премии РФ, с присуждением которой Федеральный закон № 21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится та премия, которая является таковой в соответствии с актом, учредившем ее, и положением о ней. Премия Правительства РФ не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами названного Закона, соответственно, истец не имеет право на получение данной выплаты.
Ссылку на телетайпограмму Минтруда Российской Федерации N 2181-ЮЛ, Пенсионного Фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-32/3539 от <данные изъяты> нельзя признать обоснованной, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом и не является разъяснением, которое Минтруд Российской Федерации и Пенсионный Фонд Российской Федерации вправе издавать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, телетайпограмма направлена до издания Указа Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 785, которым изменена система государственного премирования.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для вывода о наличии у Шморгуна А.Ш. права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шморгуна А.Ш. к Главному управлению – Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании права на дополнительное материальное обеспечение, взыскании компенсации морального вреда.
Оснований для признания незаконным решения ответчика от <данные изъяты> об отказе в назначении истцу ежемесячного материального обеспечения назначения как лицу, имеющему государственную награду Российской Федерации орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, также не имеется, поскольку подпункт 4 пункта 2 части 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» предусматривает признание права на его получение лишь за лица, награжденные одновременно орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> – отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шморгуна А. Ш. к Главному управлению – Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании права на дополнительное материальное обеспечение, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Апелляционную жалобу Главного управления – Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> – удовлетворить.
Председательствующий
Судьи