№12-441/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 27 августа 2018 г.
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Навасардян В.С.,
с участием представителей ООО «Приор» - Ботя И.В., Волковой О.Н.,
представителей Управления Росприроднадзора по Ульяновской области - ФИО4, ФИО5,
при секретаре Анисимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Приор» - Ботя И.В., на постановление о назначении административного наказания №120 от 21.06.2018 года, вынесенное заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО4, в соответствии с которым
Общество с ограниченной ответственностью «Приор», №, юридический адрес: <адрес>
подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 23000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
У С Т А Н О В И Л :
постановлением о назначении административного наказания №120 от 21.06.2018 года, вынесенным заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО4, общество с ограниченной ответственностью «Приор» (далее по тексту - ООО «Приор») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 23000 рублей. Правонарушение выразилось в том, что ООО «Приор», имея в пользовании по договору аренды с ООО «Гарант» источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - ангар для размещения отходов ИЗА № (лит. А, Б), не внесло его в инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, в результате чего произошли изменения процессов, приводящие к изменению объема и массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку ООО «Приор» необходимо было осуществить корректировку данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На момент проведения проверки документы, подтверждающие проведение корректировки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, стационарных источников выбросов юридическим лицом ООО «Приор» не представлены. Таким образом, при проведении плановой, выездной проверки установлено, что инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ юридическим лицом ООО «Приор» проведена не в полном объеме, информация, указанная юридическим лицом ООО «Приор» в инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, стационарных источников выбросов и в проекте ПДВ, не достоверна.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ООО «Приор» - Ботя И.В. обжаловала его в районный суд. В поданной жалобе просит признать незаконным и отменить постановление от 21.06.2018 по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО4, о привлечении юридического лица - ООО «Приор» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в обоснование своих доводов ссылается на то, что вышеуказанное постановление незаконно и необоснованно, поскольку, вина общества во вмененном правонарушении не установлена. По мнению заявителя, поскольку ООО «Приор» арендует указанный в обжалуемом постановлении ангар для размещения отходов ИЗА № (лит. А, Б) у ООО «Гарант», именно последнее осуществляет плату за выбросы в атмосферный воздух вредных веществ в полном объеме и несет ответственность за воздухоохранную деятельность арендаторов объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Гарант». При этом ООО «Гарант» получено разрешение № на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащей федеральному государственному экологическому надзору от 25.05.2017 года. Указанная обязанность обусловлена также договором аренды указанного ангара от 01.03.2017 года. Также указала в жалобе, что в 2017-2018 годах ООО «Приор» не осуществляло деятельность по размещению отходов 1-4 класса опасности в указанном ангаре-складе, что подтверждается характеристикой объекта размещения за 2017 год и материалами проверки. Также указала, что начисленная ООО «Приор» сумма платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2017 год, совпала с расчетом платы ООО «Приор».
В судебном заседании представители ООО «Приор» доводы изложенные в жалобе поддержали в полном объеме. Представитель ООО «Приор» Ботя И.В. дополнила, что поскольку ангар склад передан ООО «Приор» по договору аренды от 01.03.2017 года и в последующем по договору аренды от 01.02.2018 года, срок привлечения ООО «Приор» к административной ответственности за вмененное правонарушение истек, поскольку утверждая проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2017 году ООО «Гарант», как и ООО «Приор» при продлении срока лицензии на обращение с отходами указывали на наличие в пользовании ООО «Приор» указанного ангара-склада.
Представители Управления Росприроднадзора по Ульяновской области возражали против удовлетворения жалобы, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы заявителя, выслушав участников процесса, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований, в том числе, при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации.
Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Абзацем 20 ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Абзацем 21 ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Подпунктом 2 п. 6.1 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введенному в действие письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 установлено, что все источники, относящиеся к конкретной производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе неорганизованные источники выбросов (источники неорганизованным выбросом) – источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа, в том числе в результате отсутствия оборудования по удалению (сбору) газа.
Пунктом 2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введенному в действие письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 установлено, что инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводят все хозяйствующие субъекты, производственная деятельность которых связана с выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, то есть имеющие источники с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ, характеризующиеся определенным местоположением, функционирующие постоянно или временно на территории хозяйствующего субъекта.
Пунктом 6 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введенному в действие письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 установлено, что при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащие хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Вина ООО «Приор» в совершенном им правонарушении полностью подтверждается как составленным надлежащим образом протоколом об административном правонарушении №147 от 28.05.2018 года, так и совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, в судебном заседании установлено, что в ходе проведенной в период с 07.05.2018 по 24.05.2018 плановой выездной проверки ООО «Приор», на основании представленных договоров аренды недвижимого имущества от 01.03.2017, от 01.02.2018, ООО «Гарант» передало в аренду ООО «Приор» стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу - ангар для размещения отходов, в котором предусмотрено размещение отходов I-IV классов опасности в части их хранения, что подтверждается указанными договорами аренды и письмом ООО «Приор» от 17.05.2018.
Данный ангар включен в информационную базу Государственного реестра объектов размещения отходов как объект размещения отходов.
11.05.2018 в рамках плановой выездной проверки было проведено обследование производственных площадей ООО «Приор», в ходе которого визуально установлено, что на промплощадке № 1 по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 6Е, на момент проверки ООО «Приор» фактически имеет в наличии и эксплуатирует 4 источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу (далее - ИЗА) - 2 организованных ИЗА и 2 неорганизованных ИЗА, а также 1 установку очистки газа, а именно: ИЗА № 0001 – установка УЗГ-1М, оборудованная установкой очистки газа №1 – Циклон с блоком орошения с 2-3% солевым раствором для пылеулавливания и очистки газообразных веществ, согласно раздела 4 паспорта которой эффективность очистки составляет 85 %; ИЗА №0006 – ангар для размещения отходов лит. А,Б; ИЗА № 6001 – резервуары; ИЗА № 6002 – гараж, что подтверждается соответствующим актом проверки №46 от 24.05.2018 года.
В ходе проведения проверки ООО «Приор» были представлены следующие документы: разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ № от 19.03.2015, согласно которого юридическому лицу ООО «Приор» разрешается в период с 19.03.2015 по 17.03.2020 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; приказ Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 17.03.2015 № 185, согласно которого юридическому лицу ООО «Приор» на период с 17.03.2015 по 17.03.2020 установлены нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2014 года, в разделе 5 которого (раздел «Бланки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу») указано, что у юридического лица ООО «Приор» на промплощадке № 1 по адресу фактического осуществления деятельности: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 6Е, имеются в наличии и эксплуатируются следующие стационарные источники загрязнения атмосферы: установка УЗГ (организованный ИЗА № 0001), резервуары (неорганизованный ИЗА № 6001), гараж (неорганизованный ИЗА № 6002). То есть, отсутствовали сведения об инвентаризации используемого ИЗА №0006 – ангара для размещения отходов лит. А,Б.
На момент проведения проверки документы, подтверждающие проведение корректировки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, стационарных источников выбросов юридическим лицом ООО «Приор» не представлены.
Таким образом установлено, что у юридического лица ООО «Приор» имеется источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не внесенный в инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, что в судебном заседании представителями ООО «Приор» не оспаривалось. В результате выявленного нарушения произошли изменения процессов, приводящие к изменению объема и массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и ООО «Приор» необходимо было осуществить корректировку данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Следовательно, при проведении плановой, выездной проверки установлено, что инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ юридическим лицом ООО «Приор» проведена не в полном объеме, информация, указанная юридическим лицом ООО «Приор» в инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, стационарных источников выбросов и в проекте ПДВ, не достоверна.
Таким образом, в бездействии юридического лица – ООО «Приор» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Как следует из приказа №272 от 25.04.2018 года о проведении плановой, выездной проверки юридического лица и уведомления о проведении проверки, о проведении проверки в ООО «Приор» были уведомлены заблаговременно – 25.04.2018 года.
Доводы жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Приор» необходимо прекратить, так как единый проект нормативов ПДВ (ВСВ) для всех источников загрязнения атмосферного воздуха обязано разрабатывать то предприятие, которое сдает в аренду часть своей территории не состоятельны, поскольку законодательством не предусмотрено определение договором обязанности юридических лиц по проведению инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Напротив, действующим природоохранным законодательством Российской Федерации установлены требования по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для всех хозяйствующих субъектов, производственная деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.
Данный вывод суда основан на положениях статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию здания указанного в обжалуемом постановлении ангара-склада является именно ООО «Приор».
Доводы жалобы о том, что в 2017-2018 годах ООО «Приор» не осуществляло деятельность по размещению отходов 1-4 класса опасности в указанном ангаре-складе опровергаются имеющимся в материалах дела об административном правонарушении протоколом результатов количественного химического анализа промышленных выбросов от 12.07.2017 № 592, согласно которому в июле 2017 от источника выбросов ИЗА-0006 (ангар лит. А, Б) осуществлялись выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: ксилола, толуола, бутилового спирта, изопропилового спирта, этилового спирта, бутилцеллозольва, этилцеллозольва, бутилацетата, этилацетата, ацетона, циклогексанона, сольвент-нафта, уайт-спирита.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что именно ООО «Приор» осуществляет деятельность, эксплуатируя стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - ангар-склад, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 6Е, т.е. производственная деятельность ООО «Приор» связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, следовательно, ООО «Приор», а не иным юридическим лицам, необходимо осуществлять инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, стационарных источников выбросов.
Доказательства, имеющиеся в деле, обоснованно признаны вынесшим обжалуемое постановление должностным лицом, относимыми, достоверными и допустимыми, не доверять им у суда оснований не имеется.
Оценив совокупность исследованных доказательств, вынесшее обжалуемое постановление должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Приор» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
При этом, вопреки доводам представителей ООО «Приор» срок давности привлечения за совершенное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ не истек, поскольку согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год со дня совершения указанного правонарушения, при этом, поскольку совершенное правонарушение, выразившееся в несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, является длящимся, сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения и, соответственно, на день вынесения обжалуемого постановления не истекли.
При рассмотрении дела установлено, что все процессуальные документы составлены должностными лицами в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями КоАП РФ. Установлено, что существенных нарушений при оформлении документов не допущено. Вышеназванные доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «Приор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Как нарушений требований материального права, так и процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных КоАП РФ сроков привлечения ООО «Приор» к административной ответственности, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, при рассмотрении дела допущено не было. Наказание ООО «Приор» назначено в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.
Учитывая, что нарушение требований природоохранного законодательства несет непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного круга потребителей, суд не усматривает достаточных оснований, как для признания совершенного правонарушения малозначительным, так и для назначения наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление о назначении административного наказания №120 от 21.06.2018 года, вынесенное заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Мартыновой Н.А. по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приор» по ст. 8.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Приор» Ботя И.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.С. Навасардян