Дело № 2-235/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 августа 2016 года поселок Суксун Пермского края
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,
с участием истца Шмелевой О.В.,
ст.пом. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края, поданного в интересах Шмелевой О. В. к Правительству Пермского края, межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории Пермского края,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Суксунского района в интересах Шмелевой О.В. обратился в суд в с иском к Правительству Пермского края, межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району о возложении на Правительство Пермского края, межрайонное территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края обязанности предоставить Шмелевой О.В. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в соответствии с п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, в любом ближайшем к месту проживания муниципальном образовании Пермского края.
В обоснование иска прокурор указал, что Шмелева О.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, жилым помещением на праве собственности, либо на праве пользования не обеспечена, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в прокуратуру Суксунского района с заявлением о предъявлении в ее интересах иска о предоставлении жилого помещения.
В качестве правового основания иска ссылается на положения ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункты 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п.
В судебном заседании истец Шмелева О.В. на иске настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что в настоящее время проживает на съемной квартире в <адрес>, жильем не обеспечена.
Прокурор иск Шмелевой О.В. поддержал.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на исковое заявление. Указал, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка (постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п). Кроме того, федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям - сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, то есть на территории всего Пермского края. В связи с изложенным, просит отказать в иске прокурору, действующему в интересах Шмелевой О.В., в полном объеме.
Представитель ответчика МТУ № 3 Минсоцразвития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району, в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Минсоцразвития Пермского края, привлеченного к участию в деле определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что поддерживает в полном объеме доводы, изложенные в возражении Правительства Пермского края. Также представив свои возражения указал, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список, так как удовлетворение требований истца о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление Шмелевой О.В. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Заслушав истца, прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что родителями Шмелевой О. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются Ш., Ш.О.И. (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).
Родители Шмелевой О.В. – Ш.О.И. и Ш. решением Суксунского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении истца родительских прав, постановлением главы администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном истца назначена С. (л.д. 13-14)..
Согласно представленной суду информации Управления Росреестра Пермского края, а также Кунгурского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» сведения о зарегистрированных правах истца Шмелевой О.В., ее матери Ш.О.И., и отца Ш. на объекты недвижимого имущества в указанных органах отсутствуют (л.д. 7,62-65).
Таким образом, истец Шмелева О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, жильем не обеспечена, достигла восемнадцатилетнего возраста, завершила получение профессионального образования, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» которым Шмелева О.В. с ДД.ММ.ГГГГ отчислена из числа обучающихся на базе основного общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих в связи с трудоустройством (л.д. 35).
Решением комиссии МТУ № 3 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, что подтверждается соответствующим уведомлением истца от ДД.ММ.ГГГГ, решением о включении ребенка-сироты в список на спецжилфонд на 2015 год (л.д.8,21).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 04.12.2015 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии с положениями статьи 6 ч. 1, 2 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. 147-ГЖ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
При этом, в силу пункта 3 части 2.1. статьи 6 вышеуказанного Закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Следовательно, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
Поскольку истец, проживающая на территории Пермского края, не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18 лет, завершил получение профессионального образования, следовательно, требование прокурора в интересах Шмелевой О.В. о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению.
Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 33 кв.м., само жилое помещение должно отвечать требованиям благоустройства и находиться в границах Пермского края.
При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.
Как следует из положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 (в редакции Закона Пермского края от 05.09.2014 N 369-ПК ) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п (далее - Порядок), фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.
Таким образом, учитывая, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, а также то обстоятельство, что региональным нормативным актом не определен конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения, обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Шмелевой О.В. должна быть возложена на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.
Довод третьего лица Министерства социального развития Пермского края о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета очередности нарушит права других лиц данной категории, внесенных в список для предоставления жилья ранее Шмелевой О.В., также не состоятелен, поскольку положениями федерального и регионального законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не предусмотрено установление очередности внутри данного списка.
Так, ни ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 данного Федерального закона, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм права, следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Из смысла статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанной судом выше, следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление. Местом жительства истца Шмелевой О.В., как следует из материалов дела, ее пояснений является <адрес>, где она проживает и работает.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Из изложенного Порядка следует, что жилое помещение предоставляется детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства, а с их согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. При этом истец Шмелева О.В., как указано выше, настаивает на том, чтобы жилое помещение ей было предоставлено в любом, ближайшем к месту проживания муниципальном образовании Пермского края.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Шмелевой О.В. жилого помещения в пределах территории Пермского края соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходит из того, что Шмелева О.В., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья, пригодного для проживания на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В иске к МТУ № 3 Минсоцразвития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району следует отказать, поскольку из приведенных выше норм материального права, указанный орган не обладает организационно-распорядительными функциями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
обязать Правительство Пермского края предоставить Шмелевой О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в пределах территории Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в любом, ближайшем к месту проживания муниципальном образовании Пермского края.
В удовлетворении исковых требований к межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2016