Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1825/2022 ~ М-1370/2022 от 05.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     25 августа 2022 года     

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

при секретаре Софоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1825/2022 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования

у с т а н о в и л:

     Прокурор г.Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» с вышеназванным иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Сызрани Самарской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства, законодательства о противодействии экстремизму на объекте ГБОУ СО СОШ № 2 г.о. Сызрань.

В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства России от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования № 1006).

В соответствии с п. 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований №1006, осуществляются в том числе, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Установлено, что между образовательными учреждениями г.о. Сызрань, подчиненными Западному управлению министерства образования и науки Самарской области (далее – школы) и МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в 2016 году подписаны соглашения о передаче муниципального имущества (зданий Школ и прилегающих к ним территорий) в пользование государственных образовательных учреждений.

В силу п. 3.1.5 и 3.1.8 типового соглашения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключённого между МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань и Школами, в обязанности МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань входит обеспечение текущего ремонта и содержания имущества, а также прилегающей территории в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.

Согласно ч. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В связи с чем, прокурор г. Сызрани обратился в суд с данным иском и просит обязать МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань (ИНН № ***) выполнить проектные работы по организации пункта охраны по адресу: <адрес> (ГБОУ СООШ №2).

    В судебном заседании старший помощник прокурора г.Сызрани Самарской области ФИО4 исковые требования с учетом уточнений поддержала, привела доводы, изложенные выше.

    В судебное заседание представитель ответчика - МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» по доверенности ФИО5 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменной заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указала, что МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» выступает заказчиком по капитальному ремонту муниципального имущества, капитальному ремонту и ремонту дорог, за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей, в пределах лимитов, выделенных из соответствующих бюджетов. Полагает, что в целях организации пунктов охраны в общеобразовательных учреждениях, в том числе ГБОУ СОШ №2 по <адрес> необходимо разработать проектно-сметную документацию на ремонт и оборудование первого этажа здания для размещения там поста охраны с устройством в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений. Указала, что после финансирования будут заключены муниципальные контракты на указанные виды работ. Проведение торгов на ремонтные работы возможно только после получения проектной документации.

В судебном заседании представитель третьего лица - МКУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО7 исковые требования Прокурора г. Сызрань оставила на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель третьих лиц – Западного округа Министерства образования и науки Самарской области и ГБОУ СОШ №2 г.о. Сызрань по доверенности ФИО8 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО9 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

    Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

     В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Согласно ст.ст.20,41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

    Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

     В соответствии с п.п.1,7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

     Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    В соответствии со ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

    На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

    Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.

     К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

     Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

    Согласно п. 7 утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).

     В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения

     Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования № 1006).

     Согласно п. 2 Требований № 1006 для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В силу п. 4 Требований №1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются:

- Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    На основании п. 5 Требований № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

    Согласно п. 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются в том числе следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

    Согласно п. 20 Требований № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.

    Судом установлено, что Прокуратурой г. Сызрани Самарской области на основании поручений прокуратуры Самарской области №№№ *** от <дата>, Исуб-27-№ *** от <дата>, решения № *** от <дата> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.

     В ходе проверки был установлен факт длительного бездействия органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе, до настоящего времени в ГБОУ СО СОШ №2 г.о. Сызрань не приняты меры по оборудованию контрольно-пропускными пунктами на входе в образовательное учреждение, несмотря на то, что указанные мероприятия должны быть окончены до <дата>.

    Установлено также, что <дата> договором № *** о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» заключенного между Администрацией г.о. Сызрань Самарской области и МБУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепляемого за Учреждением на праве оперативного управления.

     Согласно договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование № *** от <дата>, заключенному между МКУ «СЭЗиС» (ссудодатель) и ГБОУ СО СОШ № 2 г.о. Сызрань (ссудополучатель), Ссудодатель передает Ссудополучателю муниципальное имущество в безвозмездное пользование, а Ссудополучатель принимает данное имущество, предназначенное для организации и обеспечения образовательного процесса и осуществления иной деятельности, предусмотренной    уставом Ссудополучателя.

    В соответствии с п.3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.8 Договора, ссудодатель МКУ «СЭЗиС» обязано: нести расходы по содержанию переданного по настоящему договору имущества, в том числе расходы по его текущему ремонту; обеспечить текущий ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности; организовать проведение капитального ремонта имущества, исходя из его фактического технического состояния, учитывая предложения Ссудополучателя, в пределах бюджетных ассигнований, путем подачи заявок на проведение капитального ремонта; осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданиям, переданным в безвозмездное пользование, в соответствии с правилами благоустройства территорий и требованиями антитеррористической защищённости, в части выполнения текущих ремонтных работ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.

Согласно п. 2.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «Служа эксплуатации зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, целью учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань, содержание, обслуживание и ремонт зданий, сооружений, автотранспорта и иного муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности г.о. Сызрань, обустройство прилегающих к ним территорий.

Предмет деятельности МКУ «СЭЗиС» включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение содержания и текущего ремонта зданий и сооружений муниципального имущества с соблюдением противопожарных и санитарно-гигиенических норм, мероприятия по хозяйственному и транспортному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также мероприятия, направленные на совершенствование условий пребываний детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань (п. 2.2. Устава).

Из материалов дела следует, что руководство МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» неоднократно обращалось в адрес Заместителя Главы г.о. Сызрань – руководителю Комитета по строительству и архитектуре с просьбами о рассмотрении вопроса о возможности устройства контрольно-пропускных пунктов в зданиях школ, с указанием на то, что данные работы капитального характера, т.к. связаны с перепланировкой помещений 1-го этажа образовательных учреждений и выполнить указанные работы в рамках текущего ремонта не представляется возможным, что подтверждается письмами от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и.

Судом установлено, что Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** было создано Муниципальное казенное учреждение г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», основными целями деятельности которого, является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог.

Согласно п. 2.3.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, Учреждение для достижения установленных целей осуществляет основные виды деятельности, в число которых входит: разработка перечня мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог, осуществляет из реализацию.

Согласно п. 2.3.2. Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», Учреждение выступает Заказчиком по согласованию и разработке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог, производимых за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, бюджета г.о. Сызрань в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из соответствующих бюджетов.

Заключает по объектам, финансируемым за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов и бюджета г.о. Сызрань, контракты с физическими и юридическими лицами на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (п. 2.3.7. Устава).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие оборудования контрольно-пропускного пункта на входе в образовательное учреждение в ГБОУ СО СОШ №2 г.о. Сызрань создает опасность для здоровья обучающихся и людей, посещающих школу, большинство которых - дети, влечет возможность беспрепятственного проникновения на территорию учреждения посторонних граждан, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.

В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы, суд приходит к выводу о том, что устранение нарушений законодательства по антитеррористической защищенности объектов, указанных в исковом заявлении, а именно, выполнение проектных работ по организации пункта охраны по адресу: <адрес>), лежит на МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик».

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» обязан в силу закона и выполнения основных целей своей деятельности осуществить выполнение проектных работ по организации пункта охраны по адресу: <адрес>

Кроме того, судом установлено, что <дата> между МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» (Заказчик), действующего от имени муниципального образования – г.о. Сызрань и ИП ФИО10 (Подрядчик) заключен Муниципальный контракт № ***, предметом которого является выполнение Подрядчиком за счет средств бюджета г.о. Сызрань проектных работ на организацию пункта охраны, в том числе по адресу: <адрес>), в объеме, предусмотренном Техническим заданием и передать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.

Согласно п. 3.1. Муниципального контракта № ***, срок выполнения работ составляет 30 календарных дней.

    С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Иск прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» (ИНН/КПП № ***) выполнить проектные работы по организации пункта охраны по адресу: <адрес>

     Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2022 года

Судья: Сорокина О.А.

2-1825/2022 ~ М-1370/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация г.о.Сызрань
МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений»
Другие
Западное упраление министерства образования и науки СО
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СО СОШ № 2
Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань
МКУ "СызраньСтройЗаказчик" г.о.Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сорокина О.А.
Дело на сайте суда
syzransky--sam.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2022Подготовка дела (собеседование)
23.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.06.2022Предварительное судебное заседание
27.06.2022Предварительное судебное заседание
09.08.2022Предварительное судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее