Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Софоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1825/2022 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» с вышеназванным иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Сызрани Самарской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства, законодательства о противодействии экстремизму на объекте ГБОУ СО СОШ № 2 г.о. Сызрань.
В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства России от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования № 1006).
В соответствии с п. 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований №1006, осуществляются в том числе, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Установлено, что между образовательными учреждениями г.о. Сызрань, подчиненными Западному управлению министерства образования и науки Самарской области (далее – школы) и МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в 2016 году подписаны соглашения о передаче муниципального имущества (зданий Школ и прилегающих к ним территорий) в пользование государственных образовательных учреждений.
В силу п. 3.1.5 и 3.1.8 типового соглашения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключённого между МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань и Школами, в обязанности МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань входит обеспечение текущего ремонта и содержания имущества, а также прилегающей территории в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.
Согласно ч. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В связи с чем, прокурор г. Сызрани обратился в суд с данным иском и просит обязать МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань (ИНН № ***) выполнить проектные работы по организации пункта охраны по адресу: <адрес> (ГБОУ СООШ №2).
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Сызрани Самарской области ФИО4 исковые требования с учетом уточнений поддержала, привела доводы, изложенные выше.
В судебное заседание представитель ответчика - МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» по доверенности ФИО5 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменной заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указала, что МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» выступает заказчиком по капитальному ремонту муниципального имущества, капитальному ремонту и ремонту дорог, за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей, в пределах лимитов, выделенных из соответствующих бюджетов. Полагает, что в целях организации пунктов охраны в общеобразовательных учреждениях, в том числе ГБОУ СОШ №2 по <адрес> необходимо разработать проектно-сметную документацию на ремонт и оборудование первого этажа здания для размещения там поста охраны с устройством в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений. Указала, что после финансирования будут заключены муниципальные контракты на указанные виды работ. Проведение торгов на ремонтные работы возможно только после получения проектной документации.
В судебном заседании представитель третьего лица - МКУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО7 исковые требования Прокурора г. Сызрань оставила на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьих лиц – Западного округа Министерства образования и науки Самарской области и ГБОУ СОШ №2 г.о. Сызрань по доверенности ФИО8 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО9 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст.20,41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии с п.п.1,7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно п. 7 утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения
Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования № 1006).
Согласно п. 2 Требований № 1006 для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В силу п. 4 Требований №1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются:
- Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
На основании п. 5 Требований № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п. 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются в том числе следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно п. 20 Требований № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
Судом установлено, что Прокуратурой г. Сызрани Самарской области на основании поручений прокуратуры Самарской области №№№ *** от <дата>, Исуб-27-№ *** от <дата>, решения № *** от <дата> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
В ходе проверки был установлен факт длительного бездействия органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе, до настоящего времени в ГБОУ СО СОШ №2 г.о. Сызрань не приняты меры по оборудованию контрольно-пропускными пунктами на входе в образовательное учреждение, несмотря на то, что указанные мероприятия должны быть окончены до <дата>.
Установлено также, что <дата> договором № *** о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» заключенного между Администрацией г.о. Сызрань Самарской области и МБУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепляемого за Учреждением на праве оперативного управления.
Согласно договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование № *** от <дата>, заключенному между МКУ «СЭЗиС» (ссудодатель) и ГБОУ СО СОШ № 2 г.о. Сызрань (ссудополучатель), Ссудодатель передает Ссудополучателю муниципальное имущество в безвозмездное пользование, а Ссудополучатель принимает данное имущество, предназначенное для организации и обеспечения образовательного процесса и осуществления иной деятельности, предусмотренной уставом Ссудополучателя.
В соответствии с п.3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.8 Договора, ссудодатель МКУ «СЭЗиС» обязано: нести расходы по содержанию переданного по настоящему договору имущества, в том числе расходы по его текущему ремонту; обеспечить текущий ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности; организовать проведение капитального ремонта имущества, исходя из его фактического технического состояния, учитывая предложения Ссудополучателя, в пределах бюджетных ассигнований, путем подачи заявок на проведение капитального ремонта; осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданиям, переданным в безвозмездное пользование, в соответствии с правилами благоустройства территорий и требованиями антитеррористической защищённости, в части выполнения текущих ремонтных работ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Согласно п. 2.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «Служа эксплуатации зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, целью учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань, содержание, обслуживание и ремонт зданий, сооружений, автотранспорта и иного муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности г.о. Сызрань, обустройство прилегающих к ним территорий.
Предмет деятельности МКУ «СЭЗиС» включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение содержания и текущего ремонта зданий и сооружений муниципального имущества с соблюдением противопожарных и санитарно-гигиенических норм, мероприятия по хозяйственному и транспортному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также мероприятия, направленные на совершенствование условий пребываний детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань (п. 2.2. Устава).
Из материалов дела следует, что руководство МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» неоднократно обращалось в адрес Заместителя Главы г.о. Сызрань – руководителю Комитета по строительству и архитектуре с просьбами о рассмотрении вопроса о возможности устройства контрольно-пропускных пунктов в зданиях школ, с указанием на то, что данные работы капитального характера, т.к. связаны с перепланировкой помещений 1-го этажа образовательных учреждений и выполнить указанные работы в рамках текущего ремонта не представляется возможным, что подтверждается письмами от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и, от <дата> № ***/и.
Судом установлено, что Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** было создано Муниципальное казенное учреждение г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», основными целями деятельности которого, является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог.
Согласно п. 2.3.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, Учреждение для достижения установленных целей осуществляет основные виды деятельности, в число которых входит: разработка перечня мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог, осуществляет из реализацию.
Согласно п. 2.3.2. Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», Учреждение выступает Заказчиком по согласованию и разработке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог, производимых за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, бюджета г.о. Сызрань в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из соответствующих бюджетов.
Заключает по объектам, финансируемым за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов и бюджета г.о. Сызрань, контракты с физическими и юридическими лицами на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (п. 2.3.7. Устава).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие оборудования контрольно-пропускного пункта на входе в образовательное учреждение в ГБОУ СО СОШ №2 г.о. Сызрань создает опасность для здоровья обучающихся и людей, посещающих школу, большинство которых - дети, влечет возможность беспрепятственного проникновения на территорию учреждения посторонних граждан, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.
В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы, суд приходит к выводу о том, что устранение нарушений законодательства по антитеррористической защищенности объектов, указанных в исковом заявлении, а именно, выполнение проектных работ по организации пункта охраны по адресу: <адрес>), лежит на МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик».
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» обязан в силу закона и выполнения основных целей своей деятельности осуществить выполнение проектных работ по организации пункта охраны по адресу: <адрес>
Кроме того, судом установлено, что <дата> между МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» (Заказчик), действующего от имени муниципального образования – г.о. Сызрань и ИП ФИО10 (Подрядчик) заключен Муниципальный контракт № ***, предметом которого является выполнение Подрядчиком за счет средств бюджета г.о. Сызрань проектных работ на организацию пункта охраны, в том числе по адресу: <адрес>), в объеме, предусмотренном Техническим заданием и передать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.
Согласно п. 3.1. Муниципального контракта № ***, срок выполнения работ составляет 30 календарных дней.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» (ИНН/КПП № ***) выполнить проектные работы по организации пункта охраны по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2022 года
Судья: Сорокина О.А.