Дело № 2-2162/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2016 года г. Сарапул, Удмуртская Республика
Сарапульский городской суд Удмуртской республики в составе:
председательствующего судьи Косаревой Н.А.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием истца ФИО3, представителя истца Плотникова Л.И. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на гараж в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в Сарапульский городской суд с иском к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на гараж.
Свои требования мотивирует тем, что свидетельством о постановке на учет налоговым органом Потребительский кооператив по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» поставлен на учет 05.10.1995 г. Разрешением Управления архитектуры и градостроительства г. Сарапула от 14.11.1995 года ФИО2 разрешено строительство гаража боксового типа в вышеуказанном кооперативе «<данные изъяты>». Её муж – ФИО2 в 1996 году построил гараж за счет их общих денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. При жизни ФИО2 своих прав на гараж не зарегистрировал. Она является наследником первой очереди после смерти мужа. Третье лицо – ФИО8 (сын умершего ФИО2) не возражает против удовлетворения исковых требований. Согласно техническому заключению от 04.02.2016 года, выстроенный гараж соответствует всем требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных норм действующих на территории РФ и обеспечивает безопасную эксплуатацию здания для жизни и здоровья людей.
Просит признать за ней право собственности на гараж с овощной ямой, расположенный в Потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по адресу: г. Сарапул, <адрес>.
Впоследствии истец ФИО3 уточнила исковые требования, просит признать за ней право собственности на гараж с овощной ямой, расположенный в Потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по адресу: г. Сарапул, <адрес>, инвентарный номер № в порядке наследования.
Определением суда от 05 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО1 (сын умершего ФИО2).
В судебном заседании истец ФИО3, её представитель ФИО5, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 05.09.2016 года, исковые требования с учетом их уточнения поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, Администрации г. Сарапула в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеется расписка.
Третьи лица ФИО8, ФИО1 в суд не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указали, что с исковыми требованиями ФИО3 согласны.
Представитель третьего лица – председатель Потребительского кооператива по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с иском ФИО3 согласен.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО3 являются обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Главы самоуправления г. Сарапула от 22 августа 1995 года № 1374 гаражно-строительному кооперативу «<данные изъяты>» предоставлен дополнительный земельный участок площадью 940 кв.м. в районе Лесного проспекта под строительство гаражей боксового типа в аренду сроком на 3 года, согласно прилагаемого плана, со сносом существующих временных.
14.11.1995 года Управлением архитектуры и градостроительства г. Сарапула, ФИО2 выдано разрешение на строительство гаража боксового типа на земельном участке, отведенном в гаражном кооперативе «<данные изъяты>».
Свидетельством Межрайонной ИФНС России № 5 по УР (серии 18 №) подтверждается внесение ДД.ММ.ГГГГ записи в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице – Потребительский кооператив по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>».
Постановлением Администрации г. Сарапула от 29 января 2016 года № 148 гаражно-строительному кооперативу по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» присвоен адрес: УР, г. Сарапул, <адрес>.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из дополнительного Списка членов гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>», утвержденного Главным архитектором г. Сарапула усматривается, что ФИО2 является членом данного гаражного кооператива.
Согласно техническому паспорту, составленному Сарапульским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на 10.08.2015 года, в потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>», гараж б/н по адресу: г. Сарапул, <адрес> расположен гараж площадью 24,0 кв.м., с овощной ямой площадью 9,0 кв.м.; инвентарный № №.
Согласно выписке из технического паспорта Сарапульского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» № 2623 от 11.09.2015 года, отсутствуют данные о зарегистрированных правах на объект недвижимости – гаража б/н, находящегося в потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по адресу: г. Сарапул, <адрес>.
Из пояснений истца ФИО3 в суде следует, что ФИО2 являясь членом потребительского кооператива по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>», оплачивал все членские и паевые взносы; после его смерти взносы оплачивает она.
Из справки, выданной председателем гаражного кооператива «<данные изъяты>» от 29.04.2014 года следует, что ФИО2 является членом гаражного кооператива «<данные изъяты>». Задолженности по паевым и членским взносам не имеет.
Согласно свидетельству о смерти (1-НИ №), выданному Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, установлено, что поскольку, выплатив паевой взнос, ФИО2, как член потребительского кооператива по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» приобрел право собственности на гараж, независимо от государственной регистрации.
Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемом законом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что истец ФИО3 приходится супругой ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о браке (1-НИ №) от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (за №).
В соответствии с п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, истец ФИО3 является наследником первой очереди по закону после смерти супруга ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Третьи лица ФИО8, ФИО1 (сыновья умершего ФИО2) не возражают против удовлетворения исковых требований истца, о чем представили суду письменные заявления.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ч.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Учитывая, что установленный законом срок для принятия наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, истёк, истец ФИО3 обратилась в суд с требованием о признании за ней право собственности на гараж с овощной ямой, расположенный в Потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> в порядке наследования.
В подтверждение соответствия гаража установленным законодательством нормативам и требованиям истцом представлено техническое заключение, составленное ИП ФИО6 от 04.02.2016 года (лицензия СРО №П№-01, выдан СРР НП «МАП Эксперт» ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому: в результате визуального обследования индивидуального гаража, расположенного в потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по <адрес>инвентарный № №), дефектов в наружных конструкциях не выявлено. Дано заключение о том, что индивидуальный гараж соответствует всем экологических, санитарно-технических, противопожарных норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивает безопасную эксплуатацию здания для жизни и здоровья людей. При возведении данного гаража не были ущемлены права и интересы соседей и иных третьих лиц.
Согласно акту проведения гигиенической оценки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» в г. Сарапуле от 14.06.2016 года № 203 – индивидуальный гараж, расположенный в потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, гараж №б/н, инвентарный № №, соответствует санитарно-гигиеническим нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Новая редакция.
Таким образом, установлено, что ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ являлся членом потребительского кооператива по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>»; им возведен гараж с овощной ямой в данном кооперативе, он полностью выплатил гаражному кооперативу паевые и членские взносы, соответственно, приобрел право собственности на указанный гараж; истец ФИО3 является наследником имущества после смерти ФИО2, третьи лица (сыновья умершего) как наследники не претендуют на наследственное имущество; выстроенный гараж используется по назначению, соответствует всем санитарно-гигиеническим нормативам, экологических, санитарно-технических, противопожарных норм, сохранение его не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Администрация г. Сарапула возражений по требованиям ФИО3 не высказала, по этим основаниям исковые требования истца о признании за ней права собственности на гараж в порядке наследования должны быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. 218 ГК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО3 к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на гараж в порядке наследования удовлетворить.
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования на гараж с овощной ямой, расположенный в потребительском кооперативе по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей «<данные изъяты>» по адресу: Удмуртская Республика, город Сарапул, <адрес>, инвентарный №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Судья Косарева Н.А.