№ 2-588/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в с. Выльгорт «30» мая 2017 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Пильникова А.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района в интересах Пильникова А.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить пригодное для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района на основании поступившего обращения Пильникова А.Н. проведена проверка по факту нарушения его жилищных прав бездействием администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». В ходе проведенной проверки установлено, что Пильников А.Н., <данные изъяты> рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствие с постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 30.12.2015 № 12/2250 Пильников А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в котором состоит до настоящего времени. В течение более полутора лет с момента включения в список договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда с Пильниковым А.Н. не заключен. Прокурор, полагая, что Пильников А.Н. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения на территории Сыктывдинского района, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании прокурор Нестерова М.А. и истец Пильников А.Н. настаивали на заявленных требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Пильников А.Н. дополнительно пояснил, что жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Сёмина О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в соответствии с законом № 159-ФЗ финансирование предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, является расходным обязательством субъекта РФ. Государственные полномочия Республики Коми по обеспечению данной категории лиц жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления без достаточного обеспечения финансирования, в связи с чем, выполнять данные полномочия в полном объеме не представляется возможным. В соглашении, заключенном между администрацией «Сыктывдинский» и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на период 2015-2017 годы, указаны размеры субвенций, а также критерии оценки эффективности работы по исполнению государственных полномочий, переданных законом № 115-РЗ. На основании части 3 статьи 20 федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Администрация муниципального района «Сыктывдинский» добросовестно исполняет обязательства по обеспечению жилыми помещениями указанную категорию лиц. При этом, право Пильникова А.Н. не является нарушенным, поскольку жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило письменный отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело без участия его представителя, а также выразило несогласие с заявленными требованиями, указав, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов Республики Коми.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено, что Пильников А.Н., <данные изъяты>, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что Пильников А.Н. недвижимого имущества на праве собственности не имеет, что также не оспаривается и ответчиком.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 30.12.2015 №12/2250 «О включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилого фонда муниципального района «Сыктывдинский» по договорам найма специализированных жилых помещений» Пильников А.Н. включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В части 1 статьи 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации указаны виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, одним из которых являются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон №159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Статьей 1 Закона даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан регламентированы Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органами местного самоуправления по форме, установленной Правительством Республики Коми.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, а также то, что истец Пильников А.Н. до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не обеспечен.
При таких обстоятельствах, обладая правом на получение жилого помещения в соответствии со своим статусом, истец по не зависящим от него причинам не обеспечен жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец, как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, поскольку Пильников А.Н. не имеет на праве собственности, либо на праве пользования, жилого помещения, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Положения статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам по нормам, установленным соответствующим органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.
Поскольку статья 50 указанного Кодекса распространяет свое действие и на отношения, связанные с решением жилищного вопроса указанной выше категории граждан, то в силу этих и иных обстоятельств предоставление жилья по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, не может расцениваться как нарушение гарантированных Конституцией Республики Коми прав этих лиц на жилище.
Отличающиеся же друг от друга нормы предоставления площади жилого помещения в тех или иных муниципальных образованиях и объективно сложившаяся степень благоустройства жилья в населенном пункте, избранном в качестве места жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением, сами по себе не свидетельствуют о каком-либо правовом неравенстве среди граждан, относящихся к одной и той же социально защищенной группе, поскольку норма предоставления это тот минимум, ниже которого не допускается обеспечение жильем не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и других граждан, имеющих право на получение жилых помещений.
В Сыктывдинском районе установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а невключением конкретного лица в учетный список.
При этом, разрешая спор, суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу без учета какой-либо очередности.
Доводы представителя ответчика о недостатке выделенных муниципальному образованию материальных ресурсов и финансовых средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из содержания положений вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Исходя из смысла статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия специализированного жилищного фонда, а также от времени включения указанных граждан в список и соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Предоставление специализированных жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 названной статьи обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а при наличии заявления - после завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Учитывая объективную нуждаемость истца в жилом помещении, соответствие всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Пильникова А.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность предоставить Пильникову А.Н. на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
В удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района в интересах Пильникова А.Н. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1.06.2017.
Судья В.И. Сухопаров