судья Ермакова О.В.
дело № 7-562/2018 / 21-337/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 10 апреля 2018 года
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Амзинский лесокомбинат» Хайбрахмановой Алсу Уагизовны на решение судьи Куединского районного суда Пермского края от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Амзинский лесокомбинат»,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 ноября 2017 года № 02-04/61-17 Акционерное общество «Амзинский лесокомбинат» (далее - АО «Амзинский лесокомбинат», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Куединского районного суда Пермского края от 16 января 2018 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Хайбрахмановой А.У., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Хайбрахманова А.У. просит об отмене решения судьи районного суда, указав на отсутствие доказательств совершения Обществом нарушений требований лесного законодательства. Полагает необоснованным вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для признания недопустимым доказательством акта осмотра лесного участка от 12 июля 2017 года, ссылаясь на то, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Общества о дате и времени осмотра места незаконной рубки.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель АО «Амзинский лесокомбинат» Тугушев Р.Х. и защитник Хайбрахманова А.У., будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, участия не принимали, ходатайства об отложении судебного заседания в суд не направили.
Изучив доводы жалобы, отзыв федерального государственного лесного инспектора Пермского края Р. на жалобу, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, отказной материал КУСП № 3910 по факту незаконной рубки леса, судья краевого суда оснований к отмене или изменению решения судьи районного суда не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила от 13.09.2016 № 474).
Согласно пункту 4 Правил от 13.09.2016 № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В соответствии с пунктом 17 Правил от 13.09.2016 № 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно пункту 18 Правил от 13.09.2016 № 474 отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 30 декабря 2008 года между Агентством по природопользованию Пермского края и АО «Амзинский лесокомбинат» заключен договор аренды лесного участка № **, на основании которого АО «Амзинский лесокомбинат» с целью заготовки древесины арендует лесные участки общей площадью 11361 га, расположенные ****, в поименованных в нём кварталах, на срок с 30 декабря 2008 по 14 декабря 2016 года.
В период с 19 августа 2016 года по 18 августа 2017 года на основании лесной декларации, принятой Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 18 августа 2016 № 4092/7, АО «Амзинский лесокомбинат» осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке ** выдела ** квартала ** **** участкового лесничества (бывшее ****) ГКУ «Куединское лесничество».
Натурным осмотром лесных участков, проведенным 12 июля 2017 года в ходе контрольных мероприятий в ГКУ «Куединское лесничество» на основании приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 июля 2017 года СЭД-30-01-02-1019, установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на данной лесосеке (август 2016 года - март 2017 года), выразившийся в превышении разрешённого объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев, не предназначенных для рубки (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений), а именно:
деревья породы «береза» для заготовки декларировались в объеме 69 куб.м., фактически вырублено в объеме 66,4 куб.м.;
деревья породы «сосна» для заготовки декларировались в объеме 99 куб.м., фактически вырублено в объеме 118,54 куб.м., в объеме 19,54 куб.м срублены незаконно;
деревья породы «осина» для заготовки декларировались в объеме 20 куб.м., фактически вырублено в объеме 27,6 куб.м., в объеме 7,6 куб.м. срублены незаконно;
деревья породы «липа» для заготовки декларировались в объеме 30 куб.м., фактически вырублено в объеме 25,1 куб.м.;
деревья породы «ель» для заготовки не декларировались, все выявленные деревья в объеме 14,7 куб.м. срублены незаконно.
Всего на делянке ** в выделе ** квартала ** **** участковое лесничество ГКУ «Куединское лесничество» незаконно вырублена древесина общим объемом 41,84 куб.м., на общую сумму 269 312 рублей.
Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления о привлечении АО «Амзинский лесокомбинат» к административной ответственности, судья районного суда правомерно исходил из того, что факт незаконной вырубки АО «Амзинский лесокомбинат» деревьев зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении.
Факт незаконной рубки лесных насаждений на делянке ** в выделе ** квартала ** **** участковое лесничество ГКУ «Куединское лесничество» подтверждён в ходе проведения контрольных мероприятий в ГКУ «Куединское лесничество», выявленных натурным осмотром лесного участка, проведенного 12 июля 2017 года, и зафиксирован в акте осмотра лесного участка от 12 июля 2017.
Выводы должностного лица, вынесшего постановление о привлечении АО «Амзинский лесокомбинат» к административной ответственности, и судьи районного суда о доказанности вины данного юридического лица во вменяемом административном правонарушении являются мотивированными и основаны на оценке имеющихся в деле доказательств. Оснований для признания акта осмотра лесного участка от 12 июля 2017 года недопустимым доказательством судья районного суда не усмотрел, не установлено таких оснований и судьёй краевого суда, поскольку каких-либо существенных нарушений установленных к составлению указанного акта требований не имеется.
Действия АО «Амзинский лесокомбинат» по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ квалифицированы верно.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что АО «Амзинский лесокомбинат» были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований установленных действующим законодательством к заготовке древесины, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы отмену оспариваемого судебного акта не влекут, поскольку фактически сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не опровергают наличие вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства акта натурного осмотра и проведении проверки в отсутствии соответствующего уведомления также являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и получили соответствующую правовую оценку в судебном акте.
Как усматривается из материалов дела, акт осмотра лесного участка от 12 августа 2017 года составлен должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с участием лесничего во исполнение приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 июля 2017 года «О проведении контрольных мероприятий в ГКУ «Куединское лесничество», предусматривающего осуществление контрольных мероприятий с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины).
Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае не применимы, поскольку проверка в отношении Общества не проводилась.
Согласно пункту 10 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 № 130, также действующих в период осмотра мест рубок, о дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесопользователь извещается лесхозом не позднее чем за 15 дней до назначения срока со дня отсылки извещения.
Вместе с тем, эти положения указанного нормативного акта касаются проведения освидетельствования лесхозом при приемке лесосеки после проведения работ целях выявления полноты и правильности разработки лесосек, проведения подсочки и осмолоподсочки насаждений, заготовки второстепенных лесных материалов, а также выявления оставленных недорубов, невывезенной древесины, второстепенных лесных материалов и других нарушений при осуществлении лесопользований, а не осуществления контрольных мероприятий должностными лицами органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что осмотр мест рубки проводился в рамках контрольных мероприятий, с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины), такая проверка не требовала взаимодействия с АО «Амзинский лесокомбинат», и уведомления указанного юридического лица о проведении осмотра мест рубок.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение решения судьи районного суда в настоящей жалобе не приведено.
Постановление о привлечении АО «Амзинский лесокомбинат» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Амзинский лесокомбинат» в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Амзинский лесокомбинат» допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
решение Куединского районного суда Пермского края от 16 января 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника Акционерного общества «Амзинский лесокомбинат» Хайбрахмановой Алсу Уагизовны - без удовлетворения.
Судья - подпись