РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
15 сентября 2011 года гор. Ногинск Московской области
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.А.,
при секретаре Бережковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации об обязании заключить договор социального найма жилого помещения
У с т а н о в и л:
обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, обосновывая свои требования следующим.
В ДД.ММ.ГГГГ и членам его семьи (жена- ФИО 1; сын – ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Вышеуказанная квартира представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.
Истец и члены его семьи вселены в квартиру на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время спорное жилое помещение закреплено за Министерством обороны РФ и находится на праве оперативного управления у ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России. С момента заселения и по настоящее время истец с семьей зарегистрированы и проживают в этой квартире, оплачивают коммунальные услуги в полном объеме. Иного жилого помещения у истца не имеется. На имя истца открыт лицевой счет квартиросъемщика.
В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемую истцом и членами его семьи квартиру. Однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Начальник ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» отказала в заключении договора социального найма, мотивируя отказ тем,, что квартира предоставленная истцу и членам его семьи превышает нормы предоставления жилого помещения на семью из трех человек на <данные изъяты> кв.м., в связи с чем, «ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» не может самостоятельно принять решение об оформлении вышеуказанной квартиры по договору социального найма»
Истец полагает, что данный отказ не основан на законе, а потому нарушает его права и права членов его семьи на юридическое оформление жилищных правоотношений, на заключение договора социального найма.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ между собственником (действующим от его имени уполномоченным органом) жилого помещения и нанимателем заключается договор социального найма, который является юридическим основанием владения и пользования жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Письмом ВРИО начальника Главного управления квартирно-эксплуатационного управления за номером № было дано указание начальнику КЭЧ района заключить в установленном порядке договоры социального найма на занимаемые жилые помещения с указанными в приложении военнослужащими. Согласно Выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ: постановили на основании п.п. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004; 188-ФЗ, приказа Министерства обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах российской Федерации» расслужебить двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. занимаемую подполковником запаса , со снятием его с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением Министерству обороны РФ». Однако данное указание до настоящего момента не исполнено.
С учетом того обстоятельства, что истец и члены его семьи вселены в жилое помещение в установленном порядке, исполняют обязанности нанимателей жилого помещения, производят оплату коммунальных платежей и не имеют в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации.
Учитывая указанные обстоятельства, истец считает что он и члены его семьи: (жена – ФИО 1; сын – ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) приобрели право пользования спорным жилым помещением.
Истец – просит суд: обязать ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящего из двух комнат, с указанием состава семьи: жена ФИО 1, сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истец , извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о явке в суд извещен.
В предыдущих судебных заседаниях иск поддержал, дал суду аналогичные установочной части решения суда объяснения. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - ФГКЭУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России, надлежащим образом извещенный о времени и дате судебного заседания, в судебное заседание не явился.
От представителя ответчика – ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России в суд поступил письменный отзыв, в котором указывает что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является федеральной собственностью, состоит на балансе ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России и принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации за № 76-р от 17.01.2003 года «О закреплении имущества за <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной частью района Квартирно-эксплуатационного управления г. <данные изъяты> Минобороны России».
Указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд жилых помещений, находящихся в оперативном управлении <данные изъяты> КЭЧ района Приказом начальника <данные изъяты> КЭЧ района Приказом начальника <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части района № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 15.1 Федерального закона № 76 от 27 мая 1998 года и изменениями к указанному закону № 225-ФЗ от 01.12.2008 г. «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Учитывая, что спорная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. на семью из трех человек, превышение составляет <данные изъяты> кв. метров.
В связи с выше изложенным, ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России не вправе самостоятельно принять решение об оформлении вышеуказанной квартиры по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 50 Жилищного кодекса РФ и ФЗ № 76 от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих»» ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя принять решение на усмотрение суда. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и дате рассмотрения судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ранее представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, огласив письменный отзыв представителя ответчика по иску – ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит. К данному выводу суд пришел, исходя из следующего.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного служебного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.
Согласно ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, копии контрольного талона к ордеру на служебное жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что , как военнослужащему, был выдан ордер № на право занятия служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на состав семьи из 3-х человек: , жену ФИО 1, сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из материалов дела установлено, что двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> зачислена в разряд служебной на основании Постановления главы <данные изъяты> района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, в муниципальную собственность спорное жилое помещение не передавалось.
Из выписки из домовой книги усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ , ФИО 1, ФИО зарегистрированы по месту жительства постоянно по адресу: <адрес>
Судом установлено, что спорное жилое помещение – двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> является служебным и принадлежит ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны РФ на праве оперативного управления. Указанное служебное жилое помещение предоставлено и членам его семьи в период прохождения службы в органах военного управления Министерства обороны РФ.
Согласно требованиям действовавшего на период вселения ответчиков в данную квартиру жилищного законодательства - ст. ст. 50, 51 и 106 ЖК РСФСР, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
Согласно ст. 6 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного служебного жилого помещения, государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
При этом по смыслу указанной нормы служебные жилые помещения предоставляются из жилищного фонда той организации, которая предоставляет их в качестве служебных, либо находящиеся у этой организации на законном основании.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, а включаются в число служебных по решению органа местного самоуправления.
Судом установлено, что двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, зачислена в разряд служебной ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» на основании постановления главы <данные изъяты> района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Анализируя указанные нормы права, суд считает, что постановление главы <данные изъяты> района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № о зачислении спорного жилого помещения в разряд служебного вынесено уполномоченным органом в соответствии с действующим на момент предоставления спорного жилого помещения законодательством, не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов истцов.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.03.2010г. № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда; предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимают федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, суд своим решением не вправе исключать спорное жилое помещение из числа служебных. При этом суд также учитывает, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в качестве служебного. Жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности и закреплен за ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России на праве оперативного управления, до настоящего времени статус спорного жилого помещения не менялся и оснований для его изменения не имеется.
Ссылка истца в обоснование своих заявленных требований, об обязании заключить договор социального найма на спорное жилое помещение, на решение жилищной комиссии, согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено на основании п.п.2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ о 29.12.2004 года; 188-ФЗ, Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных сила РФ» расслужебить двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемую подполковником запаса , со снятием его с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по Министерству обороны РФ» является несостоятельной, поскольку в данном случае указанное решение не применимо, так как оно не основано на законе.
Довод истца о том что он и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение в установленном порядке. Исполняют обязанности нанимателей жилого помещения, производя оплату коммунальных платежей и не имеют собственности жилых помещений на территории Российской Федерации, так же не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Поскольку судом установлено, что спорное жилое помещение – двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является служебным, в муниципальную собственность не передавалось, а действующим законодательством не предусмотрено заключение договора социального найма на служебное жилое помещение, то требование истца об обязании начальника ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» Минобороны России заключить с договор социального найма на указанное жилое помещение удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска к Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящего из двух комнат с указанием состава семьи: жена ФИО 1, сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: (подпись)