Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07.05.2018 |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя истца ФИО3,
представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО12
представителя ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО13
представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ФИО14
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Кировского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
военный прокурор Кировского гарнизона, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с неустановлением в жилом доме по адресу: <адрес> приспособлений для беспрепятственного доступа в него инвалидов-колясочников,
2. Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ в жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес> инвалида-колясочника ФИО1 путем:
- приобретения и установки при входе в первый подъезд дома, расположенного по адресу: <адрес>, пандуса в виде площадки шириной 90 см, длиной 3 м 30 см с поручнями 0,7 м и 0,9 м,
- приобретения и установки в пролете у лестничной площадки первого подъезда дома, расположенного по адресу: <адрес>, вертикального подъемника.
В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной проверки установлено, что здание по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации. В <адрес> казанного дома проживает ФИО1, являющийся инвалидом-колясочником, имеет группу инвалидности «ребенок инвалид», ему в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии требуется создание безбарьерной организованной среды. При визуальном осмотре дома по адресу: <адрес> установлено, что в нарушение требований законодательства дом не оборудован приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов-колясочников, а именно – расположенные перед первым подъездом и внутри подъезда лестницы не приспособлены под инвалидные коляски, в связи с чем ФИО1 лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры на улицу и обратно, что влечет нарушение его прав. Прокуратурой в адрес ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений закона, в котором потребовано произвести комиссионный осмотр жилого дома. 29.06.2016 проведен осмотр дома, по результатам которого комиссией сделан вывод возможности установления приспособления для беспрепятственного доступа в него инвалидов-колясочников, а именно – в виде вертикального подъемника в пролете лестничной площадки первого подъезда дома, устройства пандуса в виде площадки. Однако надлежащего реагирования на законные требования прокурора не последовало, денежные средства на установку приспособлений для беспрепятственного доступа в указанный жилой дом инвалидов-колясочников не выделены, приспособления до настоящего времени не приобретены и не установлены.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Нуртдинова А.Ш. возражала против удовлетворения иска. Поддержала доводы возражений на исковое заявление, в которых Министерство обороны Российской Федерации указало, что у прокурора отсутствует право на обращение в суд с иском в интересах ФИО1, так как в деле не имеется сведений о том, что ФИО1 обращался к прокурору с заявлением о защите его прав, и доказательств того, что сам ФИО1 не может самостоятельно обратиться в суд с иском. Из содержания искового заявления не следует, что ФИО1 относится к числу лиц, защита прав которых относится к компетенции военных прокуроров. Поэтому исковое заявление прокурора подлежит оставлению без рассмотрения. В соответствии с положениями действующего законодательства вопрос о необходимости оборудования спорного объекта недвижимости пандусом и поручнями для истца может быть определен только по итогам работы комиссии с участием представителя общественных организаций инвалидов. Военный прокурор не наделен полномочиями и не относится к числу лиц, уполномоченных определять соответствие объекта инфраструктуры требованиям законодательства. Кроме того, законодательство не связывает предоставление полноценных и качественных услуг с наличием пандусов и поручней для инвалидов у входа в здание. Доступность пользования жилыми помещениями должна обеспечивать управляющая компания. Управление домом по адресу: <адрес> находится в зоне обслуживания ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Проведение капитального ремонта жилого дома в части, касающейся установки пандусов, может быть осуществлено только путем заключения государственного контракта и только в пределах выделенных лимитов бюджетных средств. Бюджет Министерства обороны Российской Федерации на 2018 год утвержден и общий размер расходования бюджетных ассигнований, выделенных органу государственной власти, цели расходования денежных средств, определены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов».
Дополнительно представитель Министерства обороны Российской Федерации пояснила, что из текста искового заявления неясно, какую обязанность истец просит возложить на Министерство обороны Российской Федерации. Управляющей компанией было проведено обследование жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что технической возможности для выполнения требований прокурора не имеется.
Представитель ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Борисова Е.В. с иском не согласилась. Поддержала письменные возражения на иск, в которых ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации указало, что если работы, указанные в исковом заявлении, представляют собой реконструкцию, то такая реконструкция должна осуществляться в установленном порядке, для этого необходимо заключение межведомственной комиссии. Если это работы текущего характера, то они должны осуществляться управляющей компанией. Принятие таких решений ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не делегированы. Такое решение должен принять собственник – Российская Федерация в лице Министерства обороны, и он обязан нести расходы на приобретение и установку пандуса и подъемника. На ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не возложены функции по проведению текущего и капитального ремонта, обслуживанию жилищного фонда. Учреждение не имеет своих источников дохода, главным распорядителем является Министерство обороны Российской Федерации. Для осуществления указанных прокурором мероприятий необходимо определить цену, для чего составить сметы расходов на установку пандусов, согласовав ее с собственниками помещений дома, потом провести процедуру согласно Федеральном закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и определить организацию, которая должна будет закупить и установить пандус. Кроме того, согласно ответу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации выполнить требования прокурора не представляется возможным по техническим причинам. В настоящее время действует государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, ответственным исполнителем которой является Министерство труда и социальной защиты населения, участником – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Целью программы является обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. В <адрес> утверждена государственная программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан <адрес> на 2013-2020 годы», также утвержден план мероприятий «дорожная карта» «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2015-2016 годы. Предусмотрено выделение денежных средств на реализацию указанных программ. Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации целевые средства на такие расходы не выделены.
Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Рафиков А.Р. возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что указанное ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. Суд признал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации в письменных возражениях на иск указало, что в целях подготовки документов по включению в заявку на ремонт пандуса в управляющую компанию был направлен запрос о предоставлении необходимой документации, однако ответ на обращение не поступил. С апреля 2016 года НИЦ (войсковая часть 23527) ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации и руководством ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации предпринимались попытки оказать содействие в решении вопроса по установке пандуса в первом подъезде дома по адресу: <адрес>, что подтверждается перепиской. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ был проведен комиссионный осмотр жилого дома на предмет возможности установления приспособлений для беспрепятственного доступа в него инвалидов-колясочников. Денежных средств на установку пандуса ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации не выделялось. Кроме того, в настоящее время право оперативного управления указанного Учреждения на здание по адресу: <адрес> прекращено. ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 6 ч. 6 с. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статьей 12 указанного Федерального закона установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).
Согласно п. 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
В силу п. 4 Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.
Согласно п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее - федеральная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 572 утвержден Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка в целях определения соответствия действующих объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам проводится обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых на нем услуг.
Согласно п. 4 Порядка руководителем организации утверждаются состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - комиссия), сроки и план-график проведения, а также организуется работа комиссии. В состав комиссии включаются (по согласованию) представители общественных организаций инвалидов.
Пунктом 5 Порядка установлено, что по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией разрабатываются предложения, которые включаются в паспорт, в том числе:
по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и порядка предоставления на нем услуг (в случае невозможности обеспечения условий полной доступности);
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, сметах его капитального (текущего) ремонта, реконструкции, модернизации, графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня доступности объекта и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;
по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности для инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 8 Порядка по результатам паспортизации в организациях разрабатываются планы мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (далее - планы мероприятий) и определяется перечень необходимых работ.
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 798/пр,, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 605, и действующий с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО11 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, ему установлен диагноз: спинальная мышечная атрофия 3 типа. болезнь Кгельберга-Веландера. Нижний вялый парапарез. Согласно справке № ****** о результатах медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения реабилитационно-экспертной оценки ФИО1 выявлены стойкие резко выраженные нарушения нейромышечных и связанных с движением функций, что приводит к ограничению жизнедеятельности в категориях: способность к самостоятельному передвижению 3 степени (неспособность к самостоятельному передвижению), самостоятельность к самообслуживанию 2 степени (способность к самообслуживанию с помощью других с использованием при необходимости вспомогательных технических средств), способность к обучению 2 степени (обучение на дому с использованием дистанционных технологий). Для компенсации способности к передвижению ФИО1 нуждается в обеспечении креслом-коляской.
ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.
Жилой дом по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации, и в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Этим же приказом прекращено право оперативного управления на данный дом ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение представления заместителя военного прокурора Кировского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе: от НИЦ (войсковая часть 23527) 48 ЦНИИ Минобороны России – ФИО5, начальника отдела технического обслуживания (объектов социального фонда), ФИО6, начальника пожарной команды, ФИО7, юрисконсульта, при участии председателя Ленинской РО КОО ВОИ ФИО8, в присутствии ФИО4, провела осмотр первого подъезда <адрес> в <адрес> на предмет возможности установки пандусов на первом лестничном проходе для беспрепятственного доступа в жилой дом инвалидов-колясочников. Обследовав первый лестничный пролет, комиссия пришла к выводу о возможности установки пандусов в соответствии с санитарными правилами, действующими на территории Российской Федерации. В пролете у лестничной площадки необходима установка вертикального подъемника (по техническим характеристикам пандус установлен быть не может), на площадке перед подъездом необходима установка пандуса в виде площадки: ширина 90 см, длина 3 м 30 см, с установкой поручней 0,7 и 0,9 м.
Несмотря на то, что обследование было проведено не федеральной межведомственной комиссией, созданной в соответствии с пунктом 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, суд полагает, что, с учетом состава лиц, проводивших обследование, указанный акт может быть признан в качестве надлежащего доказательства несоблюдения требований законодательства в части создания условий ФИО1 для беспрепятственного доступа к занимаемому им жилому помещению в доме по адресу: <адрес>, чем нарушаются его права и законные интересы.
ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представлено письмо филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности установления вертикальных и наклонных автоматических подъемников виду существующих габаритов лестничной площадки дома. Однако данный документ нельзя принять в качестве доказательства невозможности установки подъемника, так как в письме не указано, в связи с чем ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации пришло к указанным выводам, из письма не ясно, невозможна установка только тех моделей подъемников, характеристики которых приложены к письму, или вообще любого вида подъемников.
Кроме того, как следует из письма, выводы о невозможности установления подъемников сделаны на основании обследования подъезда работниками ЖЭ(К)О № ******, в то время как акт от ДД.ММ.ГГГГ составлен с участием представителей правообладателя жилого дома (ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, включая начальника отдела технического обслуживания), а также представителя общественной организации инвалидов.
Таким образом, поскольку в судебном заседании подтвердились доводы прокурора о нарушении прав ФИО1 на беспрепятственный доступ в занимаемое им жилое помещение, имеются основания для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчиков обязанности оборудовать пандус и установить вертикальный подъемник.
Указанную обязанность суд считает возможным возложить на ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации как на лицо, в оперативном управлении которого находится здание по адресу: <адрес>, а также на Министерство обороны Российской Федерации, принимая во внимание, что согласно п. 31 положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий.
Оснований возлагать оборудование пандуса и установку подъемника на ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не имеется, поскольку указанная обязанность должна быть возложена на правообладателя здания, а указанные ответчики таковыми не являются.
Тот факт, что в настоящее время действует государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, государственная программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан <адрес> на 2013-2020 годы», утвержден план мероприятий «дорожная карта» «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2015-2016 годы, не является препятствием для возложения на ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации как на правообладателей здании по адресу: <адрес> обязанности устранить допущенное нарушение прав ФИО1
Доводы ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о том, что денежные средства на соответствующее переоборудование здания по адресу: <адрес>, не выделены, подлежат отклонению. При изложенных выше обстоятельствах отсутствие денежных средств не освобождает ответчиков от выполнения мероприятий, связанных с обеспечением ФИО1 условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению, где он проживает.
В то же время признавать незаконным бездействие указанных ответчиков не имеется достаточных оснований, поскольку из материалов дела не следует, что военный прокурор или иные лица до обращения прокурора в суд сообщали непосредственно Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации информацию о необходимости обеспечения ФИО1 беспрепятственного доступа в жилой дом по адресу: <адрес>.
Однако, имеются основания признать незаконным бездействие ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора ФИО9 в адрес начальника ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений закона, выразившегося в том, что вопреки требованиям ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001, расположенные перед подъез<адрес> внутри данного подъезда лестницы приспособлены под инвалидные коляски, в связи с чем ФИО1 лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры на улицу и обратно, что влечет нарушение его права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
НИЦ (войсковая часть 23527) ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации после поступления к нему ДД.ММ.ГГГГ обращения ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ направило письмо Уполномоченному по правам ребенка в <адрес> о направлении обращения ФИО4 в АО «ГУЖКХ» с просьбой решить проблему свободного доступа в помещение по адресу: <адрес>, письмо руководителю обособленного подразделения ООО «ГУЖФ» по вопросу установки пандуса в доме по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ НИЦ (войсковая часть 23527) ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации направило руководителю обособленного подразделения ООО «ГУЖФ» письмо о сообщении даты и времени начала работы комиссии. ДД.ММ.ГГГГ НИЦ (войсковая часть 23527) ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации руководителю обособленного подразделении «Пермский» ООО «ГУЖФ» направлено запрос о предоставлении документов для подготовки пакета документов по включению в заявку на капитальный ремонт пандуса в доме по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного суд полагает, что ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации не предприняло всех необходимых мер для устранения допущенного нарушения прав ФИО1
Так, акт о необходимости оборудования пандуса и о необходимости установки вертикального подъемника был составлен еще в июне 2016 года, однако до января 2017 года (до прекращения права оперативного управления ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации на здание по адресу: <адрес>) пандус не был оборудован, вертикальный подъемник не был приобретен и установлен. Ответчиком и не направлен запрос о предоставлении денежных средств на указанные цели в финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ «48 Центральный научный исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации ссылается на непредставление ему необходимых документов для включения в заявку на капитальный ремонт ООО «ГУЖФ». Однако, как следует из материалов дела, ответчик, не получив ответа на данный запрос, с повторным запросом о предоставлении таких документов ответчик в ООО «ГУЖФ» не обращался. Иных мер по получению таких документов не предпринимал.
Подлежат отклонению доводы Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии у военного прокурора правомочий на обращение в суд с иском в защиту интересов ФИО1
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Очевидно, что ФИО1, будучи малолетним, самостоятельно не может обратиться в суд в силу возраста. При этом исковое заявление подано в суд прокурором в защиту социальных прав ФИО1
Кроме того, законный представитель ФИО1 – ФИО4 в письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ, которое дано военному прокурору Кировского гарнизона, просила обязать собственника дома по адресу: <адрес> оборудовать на крыльце подъезда № ****** в внутри подъезда на лестничной площадке до лифта пандусы для беспрепятственного доступа ее сына на улицу и домой.
Приказ Генерального прокурора России от ДД.ММ.ГГГГ N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» не содержит запрета военному прокурору обращаться в суд с иском в интересах граждан, не являющихся военнослужащими или членами семей военнослужащих. При этом согласно п. 6 указанного Приказа, военным прокурорам предписано осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей.
В данном случае военный прокурор усмотрел нарушение прав ФИО1 органами военного управления, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Таким образом, оснований для оставления искового заявления военного прокурора без рассмотрения не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ «48 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «48 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «48 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 90 ░░ ░░░░░░ 3 ░ 30 ░░ ░ ░░░░░░░░░ 0,7 ░ ░ 0,9 ░,
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░