Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1412/2019 ~ М-1490/2019 от 27.09.2019

к делу № 3а-1412/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2019 г. город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кривцова А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Богдановым Л.Ю.,

с участием прокурора < Ф.И.О. >2,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Галан» о признании нормативного правового акта недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Галан» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований в котором просит признать не действующим приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пункта 12423 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее также Перечень).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество: административное здание-офис, назначение: нежилое здание, площадью 2112,1 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: 352430, Краснодарский край, <...>.

Административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимого имущества и считает, что включение указанного объекта недвижимого имущества в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Объект недвижимого имущества не обладает признаками объекта налогообложения, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Галан» действующий на основании доверенности Сафронов А.В. поддержал уточненные административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее также ДИО КК) в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил вынести законное и обоснованное решение.

Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Прокурор Стуков Д.Г. в судебном заседании в заключении указал, что исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, имеются основания для удовлетворения административного иска.

Изучив доводы административного иска, отзыв, заслушав представителя административного истца, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым на 2019 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и опубликования.

Кроме того, административные дела по административным искам об оспаривании Приказа ДИО КК от 26 декабря 2018 года № 3043 неоднократно были предметом разрешения Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда апелляционной инстанции. В соответствующих апелляционных определениях (например; от 29 мая 2019 г. № 18-АПА19-27; 23 августа 2019 года № 18-АПА19-54 от 20 сентября 2019 года № 18-АПА19-51) Верховный Суд Российской Федерации отмечал, что суд первой инстанции (Краснодарский краевой суд) пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативно правой акт принят в пределах полномочий ДИО КК с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ ДИО КК является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.

Согласно части 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В связи с чем, являясь собственником объекта налогообложения, административный истец имеет право оспаривать Приказ ДИО КК от 26 декабря 2018 года № 3043.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Судом установлено, что ООО «Галан», на праве собственности принадлежит нежилое здание, площадью 2112,1 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: 352430, Краснодарский край, <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <...>.

Спорный объект недвижимости был включен в Перечень на 2019 год на основании сведений ЕГРН (сведения о назначении и наименовании объектов представлены Управлением Росреестра по Краснодарскому краю письмом от <...> <...>).

Из материалов настоящего дела усматривается, что обследование вышеназванного объекта с целью установления вида его фактического использования перед принятием оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не проводилось.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечни, административным ответчиком не представлено, не содержится их и в материалах дела.

Судом установлено, что объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности административному истцу расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования - «предприятия производства и объекты III и IV класса опасности различного профиля».

Из указанного следует, что вид разрешенного использования земельного участка на котором расположено здание, признанное объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 78.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что на земельном участке не размещены офисные здания делового, административного и коммерческого назначения, что в свою очередь свидетельствует о неправомерности включения здания в Перечень

Законодательно определение понятия «офис» не закреплено. При этом конструкция статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет относить к административно-деловым объектам, в том числе и здания, расположенные на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в случае, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями ЕГРН соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно техническому плану, составленному ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по <...> в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...>, общая площадь здания указанная в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию определена в соответствии с действующим в 2008 год законодательством и состоит из сумм площадей помещений.

В настоящем техническом плане общая площадь объекта определена в ходе выполнения кадастровых работ в соответствии с приказом МЭР России <...> от <...> и определяется как сумма площади этажей здания.

Общая площадь здания составляет 2112,1 кв.м.

Адрес здания указан в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию <...> от <...> Объект расположен на участке с кадастровым номером <...> площадь и границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

В ходе совместного обследования спорного объекта административным истцом и сотрудником ГКУ КК «Кубаньземконтроль», которое является уполномоченным органом, входящим в структуру ДИО КК, по определению вида фактического использования здания и помещений, вышеуказанные выводы суда о необоснованности включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечень нашли свое подтверждение.

Из представленного акта обследования зданий и помещений от 22 октября 2019 года судом установлены следующие обстоятельства:

Объект с кадастровым номером <...> представляет собой согласно данным Росреестра двухэтажное нежилое здание (в том числе 1 этаж подвальный), которое расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, с разрешенным использованием - предприятия, производства и объекты III-IV класса опасности различного профиля. На момент обследования доступ обеспечен полностью, фотосъемка частично запрещена. Объект находится на огороженной территории с ограниченным доступом (на входе расположен пункт охраны). На здании имеется вывеска «ООО «Галан», указан режим работы.

В помещениях №26-44, 46-55, 57 на 1 этаже расположена офисная мебель, орг.техника, на дверях имеются вывески: «нач.отдела построения бизнес-проектов, руководитель юр.отдела, приемная, гендиректор, учредитель, отдел персонала, нач.службы безопасности, исп.дирсктор, бухгалтерия, профком, отдел обеспечения, эколог, отдел продаж, серверная, конференц-зал; в помещении №6 в подвальном этаже имеются со стеллажи с документами (архив). Данные помещения являются кабинетами сотрудников ООО «Галан» и занимают 836,0 кв.м., что составляет 39,6% от общей площади объекта. В помещениях №24-25, 45, 56, 58, 59-67, 68 на 1 этаже и в помещениях №2-5, 7, 8-20, 21, 22-23 в подвальном этаже расположены: коридоры, туалеты, лестницы, котельная, помещения с хоз.инвентарем, комната приема пищи, а также помещения со складируемым имуществом; помещения для отдыха с кроватями - помещения являются вспомогательными и подсобными и занимают 913,5 кв.м., что составляет 43,2% от общей площади объекта. В помещении №1 в подвальном этаже расположен гараж для хранения автотранспорта, который занимает 362,6 кв.м., что составляет 17,2% от общей площади объекта.

Вместе с тем судом достоверно установлено, что здание с кадастровым номером <...>, литера А - административное здание-офис используется для размещения в нем рабочих мест для сотрудников структурных подразделений промышленного предприятия ООО «Галан», в здании осуществляют деятельность 23 человека, и их деятельность непосредственно связана с производственной деятельностью предприятия.

Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером <...> не обладает признаками объекта налогообложения, указанными в статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования ООО «Галан» о признании недействующим пункт 12423 приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

При этом, в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объектов капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возложения на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности принять новый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ООО «Галан» о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 12423 (в отношении объекта с кадастровым номером <...>) приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 г. № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и ООО «Галан» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2019 года.

Судья Кривцов А.С.

3а-1412/2019 ~ М-1490/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Галан"
Прокуратура Кпраснодарского края
Ответчики
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Другие
Администрация Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
27.09.2019Регистрация административного искового заявления
30.09.2019Передача материалов судье
01.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2019Предварительное судебное заседание
18.11.2019Предварительное судебное заседание
21.11.2019Предварительное судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее