РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2015 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Кузнецовой О.В.,
при секретаре Гончаренко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-61 по иску прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов Яр <данные изъяты> к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении жилым помещением и обязании обеспечить Яр А.Г. жилым помещением, пригодным для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Яр А.Г. к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении Яр А.Г. жилым помещением по окончании образовательного учреждения и об обязании в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Яр А.Г. жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям г. Дудинки, не обремененным правами третьих лиц и не находящимся под арестом, общей площадью не менее 33 кв. м. и не превышающим 42 кв. м., путем заключения договора найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что Яр А.Г. является ребенком – сиротой. 20.06.2013 г. Министерством образования и науки Красноярского края Яр А.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В 2014 году Яр А.Г. окончила КГБОУ СПО «Таймырский колледж». В месте с тем в нарушение ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка», с момента постановки на учет в органах государственной власти края, до настоящего времени, несмотря на окончание образовательного учреждения, администрацией ТДНМ района, Яр А.Г. не обеспечена жилым помещением, что свидетельствует о бездействии, нарушающим гарантированные государством право истицы на жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора, Патлатый А.А.исковые требования поддержал в полном объеме.
Истица Яр А.Г. участия в судебном заседании не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Панов А.А. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что администрация муниципального района, наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих жилого помещения. Объем и содержание переданных полномочий определены в пункте 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 года №9-4225. Администрация муниципального района осуществляет государственные полномочия в части предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в двух случаях: на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти Красноярского края в области образования; на основании решений судебных органов. Предоставление жилых помещений по иным основаниям не относится к полномочиям администрации муниципального района. Министерство образования не принимало решения о предоставлении жилого помещения Яр А.Г., следовательно, бездействует не администрация Таймырского района, а Министерство образования Красноярского края, которое должно являться надлежащим ответчиком по делу. Для признания бездействия администрации муниципального района незаконным отсутствует одно из двух условий – наличие соответствующего полномочия на совершение определенных действий, то есть на предоставление жилого помещения по иным основаниям. В связи с чем бездействие администрации муниципального района отсутствует.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Сведениями о том, что неявка представителя третьего лица имела место по уважительной причине, суд не располагает. Заявление об отложении рассмотрения дела либо рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства образования и науки Красноярского края и возражения по иску, от представителя третьего лица не поступали.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Бейс О.С. исковые требования не признала, пояснив суду, что решение о предоставлении жилого помещения Яр А.Г. должно быть, принято Министерством образования Красноярского края. Включение Яр А.Г. в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в отсутствие решения Министерства образования Красноярского края, не является основанием для предоставления жилого помещения истице. Кроме того, в силу ч.14 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» общая площадь жилого помещения предоставляемого детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей должна быть не менее 28 кв. м., а не 33 кв. м., как указано в исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя Управления образования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта первого и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом, является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункты 1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что, федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. К их числу относится, отсутствие у ребенка, достигшего 18 лет, права пользования жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, либо жилого помещения, находящегося в собственности, невозможность проживания ребенка в ранее занимаемом жилом помещении; включение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Аналогичные гарантии и условия предоставления жилого помещения детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрены Законом Красноярского края от 02.11.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка».
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в данном случае предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, органу, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории граждан.
При этом, очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан Федеральным законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главой 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, не установлена.
Кроме того, предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающемуся в жилом помещении, не может быть поставлено и в зависимость от даты включения его в список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других граждан, включенных в список ранее этого лица.
Как установлено, Яр <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения является ребенком-сиротой, что подтверждается копией свидетельства о её рождении, в котором в качестве отца указан - ФИО8, в качестве матери – ФИО9, копией свидетельства о смерти ФИО10 умершего ДД.ММ.ГГГГ и ФИО11, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12).
Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Яр А.Г. приказом Управления образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за № 01-04-067/а с 01.03.2007 г. определена на полное государственное обеспечение в ТМОУ «Носковская СОШ-И». Приказом директора «Таймырский колледж» № 317-уч от 30.08.2010 г. Яр А.Г. зачислена в число студентов и обучающихся в КГБОУ СПО «Таймырский колледж». 22 мая 2013 года Яр А.Г. через Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района подала заявление в Министерство образования и науки Красноярского края о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, так как является лицом из числа детей –сирот. Жилое помещение просила предоставить в г. Дудинке. Решением комиссии Министерства образования и науки Красноярского края от 20 июня 2013 года Яр А.Г. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за № Яр А.Г. отчислена из учебного учреждения «Таймырский колледж». Данные о наличии прав Яр А.Г., ФИО12. на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Согласно справке территориального подразделения администрации сельского поселения Караул в поселке Носок, Яр А.Г. на территории п. Носок жилья по договору социального найма не имеет. Договор социального найма жилого помещения с её родителями не заключался (л.д.8, 13, 14-25, 26, 28).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Яр А.Г. имеет право на предоставление жилья в соответствии с Федеральным законом о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как является сиротой с ДД.ММ.ГГГГ, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, с 20 июня 2013 года состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в 2013 году закончила обучение в Таймырском колледже. В настоящее время Яр А.Г. не имеет жилого помещения, проживает в арендованной квартире в <адрес>.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В подпунктах «ж, з» пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края №9-4225 определено, что администрация муниципального района осуществляет государственные полномочия в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в двух случаях: на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти Красноярского края в области образования; на основании решений судебных органов.
Статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» предусмотрено, что решение о предоставлении указанным лицам, включенным в список жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Частью 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-61 предусмотрено, что общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных помещений детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено, Министерство образования Красноярского края решение о предоставлении жилого помещения, включенной в список детей-сирот, оставшейся без попечения родителей, Яр А.Г. не выносило, целевые денежные средства в виде субвенций из бюджета Красноярского края, администрации ТДНМр на приобретение жилья Яр А.Г. не выделяло.
При таких обстоятельствах, требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не обеспечении Яр А.Г. жилым помещением, суд находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации ТДНМ р в течении 4 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить Яр А.Г. жилым помещением, пригодным для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям г.Дудинки, не обремененным правами третьих лиц и не находящимся под арестом, общей площадью не менее 33 кв. м и не превышающим 42 кв. м. путем заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска об обеспечении Яр А.Г. жильем по договору найма специализированного жилого помещения, однако данное обстоятельство судом принимается во внимание, поэтому обязанность по обеспечению жильем истца, ответчик должен исполнить в течение 4 месяцев после вступления решения в законную силу.
Утверждение представителя ответчика, что администрация ТДНМр является ненадлежащим ответчиком по делу не обоснованно, поскольку в силу Закона Красноярского края полномочия по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, переданы администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Таймырского района в защиту прав Яр Аллы Григорьевны удовлетворить частично.
Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить Яр <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу благоустроенное применительно к условиям г. Дудинки жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления жилого помещения не менее 33 кв. м и не превышающим 42 кв. м.
В удовлетворении требования о признании бездействия Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выразившегося в не обеспечении Яр А.Г. жилым помещением по окончанию образовательного учреждения отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Председательствующий О.В. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2015 года.