Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-447/2018 ~ М-112/2018 от 23.01.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-447\2018

14 февраля 2017 г.                                    г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Араповой И.С., с участием процессуального истца прокурора Гайфулиной А.Е., представителя ответчика – главы Жерлыкского сельсовета Коннова М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности осуществить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности осуществить действия, требования мотивированы тем, что на территории ответчика имеются исторически сложившиеся кладбища: в с.Жерлык и с.Колмаково общей площадью 2,6 га. Похоронное дело как самостоятельный вид деятельности не организован, в т.ч. не организовано предоставление ритуальных услуг населению, не определена специализированная служба по организации похоронного дела, как и порядок ее деятельности, что исключает возможность гражданам воспользоваться предусмотренной законом социальной гарантии и получить услуги по погребению на безвозмездной основе, таким образом, прокурор полагает, что бездействие администрации сельсовета нарушает публичный порядок управления, что исключает возможность гражданам воспользоваться предусмотренной законом социальной гарантией и получить услуги по погребению на безвозмездной основе; не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, семейных захоронений, взимания единовременной платы за резервирование земельного участка под семейное захоронение, порядок учета семейных захоронений не приняты, схемы захоронений в органах местного самоуправления не имеется, не разработан порядок предоставления мест для захоронений и создания семейных захоронений. Земельный участок под кладбище в сельсовете не выделялся, кадастровый паспорт отсутствует, правоустанавливающих документов нет. Также не имеется проекта, в котором предусматривается: наличие водоупорного слоя, система дренажа, обваловка территории, характер и площадь зеленых насаждений, организация подъездных путей и автостоянок, планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища, разделение территории на функциональные зоны, канализование, водоснабжение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории. Прокурор полагает, что ответчиком допускаются грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о погребении и похоронном деле, не соблюдаются нормы земельного законодательства, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушаются права граждан на получение предусмотренных законом социальных гарантий. В результате заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации сельсовета по неорганизации содержания места захоронения и непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам организации похоронного дела на кладбище, возложении обязанности в течение 1 мес. с момента вступления решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам организации похоронного дела, в срок до 1.06.2018 обеспечить постановку на кадастровый учет и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположено кладбище; в срок до 01.01.2019 устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ, а именно: - определить границы и размер земельного участка под кладбищами, после чего установить санитарно-защитную зоны, - разработать и утвердить проект устройства кладбищ, - построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Гайфулина А.Е. поддержала исковые требования, пояснив, что представления прокуратурой вносились дважды: в 2016г. и в 2017г., нарушения не устранены, дан ответ, что начата работа, существует действительно проблема в том, что земельный участок, на котором расположено кладбище, находится на территории лесного фонда, дан был ответ, что в связи с отсутствием денежных средств не устранены недостатки, в ноябре 2017 г. вновь вносилось представление, ответ прокурором получен примерно такого же характера, до настоящего времени в части создания специализированной службы и устранения нарушений земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ меры не приняты, а потому бездействие, по утверждению прокурора, является незаконным. После пояснений представителя ответчика о недостаточности срока выполнения требований, прокурор уточнила сроки обеспечить постановку на учет земельного участка – до 01.01.2019, а устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства - до 01.06.2019. Тот факт, что велась переписка с 2012 г., по мнению прокурора, не является показателем активных действий, бездействие имеется по двум вопросам, которые и заявлены в предмет иска.

Представитель ответчика Коннов М.П. выразил согласие с исковыми требованиями, за исключением требования о признании незаконным бездействия, пояснил, что сроки не достаточны для совершения всех требуемых прокурором действий, пояснил, что меры принимаются, сложность возникает с переводом земельного участка из категории лесного фонда.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению, то отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, несоответствие кладбища санитарным требованиям затрагивает права неопределенного круга лиц, таким образом, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах неопределенного круга лиц, судом не ставится под сомнение.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с положениями ч.2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Таким образом, ответчик по делу является надлежащим.

Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела направлен на обеспечение социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

В соответствии с положениями ч.2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставлением и доставкой гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребению (кремации с последующей выдачей урны с прахом).

При этом указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п.2 ст.9 Федерального закона №8 -ФЗ).

В силу ст.12 Федерального закона №8 –ФЗ возможность погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Согласно ст.29 Федерального закона №8–ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается по осуществлению погребения умерших.

Соответственно, при наличии у органов местного самоуправления поселения публично-правовой обязанности по организации такой службы и обеспечения её деятельности является установленным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

То обстоятельство, что граждане, отнесенные к лицам, указанным в п.1 ст.9 Федерального закона № 8-ФЗ вправе воспользоваться услугами как специализированной службы, так и услугами, оказываемыми иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими указанный вид деятельности, - не может быть расценено в качестве подтверждения организации оказания ритуальных услуг и не может лишать их права на гарантированное оказание на безвозмездной основе услуг по погребению специализированной службой.

Таким образом, бездействие ответчика в этой части является незаконным, ввиду чего исковые требования в этой части являются правомерными.

В части требований, касающихся содержания мест захоронения, соблюдения земельного и санитарно-эпидемиологического благополучия населения исковые требования также являются правомерными.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в т.ч. посредством обязательного соблюдения санитарных правил (абз.3 п.1 ст.2 Федерального закона).

В силу п.1 ст.17 Федерального закона №8–ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п.4 ст.17).

Согласно п.п.4 и 5 ст.16 Федерального закона №8–ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Требования СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в т.ч. воссозданием и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющим право на занятие данными видами деятельности (п.п. 1.1-1.2).

Согласно п.2.7 СанПин 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища ; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища ); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Согласно п.6.4 СанПин 2.1.2882-11 при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Согласно п.6.6 СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В соответствии с п.6.7 СанПин 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Установлено, что основанием для обращения в суд послужили результаты проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства санитарно-эпидемиологического законодательства при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, ответчику внесено представление от 23.12.2016, из которого следует, что похоронное дело как самостоятельный вид деятельности на территории Жерлыкского сельского Совета не организован, не приняты меры к оформлению необходимых документов на земельные участки, в нарушение СанПиН 2.1.2882-11 на существующее кладбище не имеется проекта, в котором предусматривается наличие водоупорного слоя, системы дренажа, обваловки территории; характер и площадь зеленых насаждений, организацию подъездных путей и автостоянок, планировочное решение зоны захоронений, разделение кладбища на функциональные зоны, канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории. Также указано на то, что земельные участки под размещение кладбищ не выделялись, кадастровый паспорт на земельный участок, занятый под кладбище, отсутствует, правоустанавливающих документов в администрации на земельные участки нет.

Представитель ответчика не оспаривал в судебном заседании, что специализированная служба по вопросам организации похоронного дела на кладбищах не создана, земельный участок не оформлен, нарушения СанПиН не устранены.

Представленные в материалы дела ответы на преставления прокурора от 05.10.2017 от 06.02.2017 свидетельствуют о том, что ряд мер принимается, в частности представлено заключение по геолого-гидрогеологическим условиям участка расположения кладбища с.Жерлык (л.д.22), составлен акт выбора и обследования земельного участка примерно в 500 м. от с.Жерлык (л.д.23), установлены Правила захоронения на кладбищах Жерлыкского сельсовета (л.д.26-28), назначено ответственное лицо за ведение книги регистрации захоронений (распоряжение от 30.12.2016, л.д.29), однако на протяжении двух лет вопрос оформления земельного участка, на котором расположено кладбище в с.Колмаково, не решен (л.д.13,20). На письмо главы сельсовета Коннова М.П. от 29.11.2017 в адрес КГУ «Минусинское лесничество» об оформлении документов для перевода земельного участка в земли иных категорий, составлен ответ руководителя КГБУ «Минусинское лесничество» Кузнецовой А.М., от 25.12.2017, в котором указывается на то, что для рассмотрения вариантов выбора лесных участков, выбора оптимальных вариантов размещения лесных участков, определения площадей и границ лесных участков, необходим комиссионный выезд, время и дату которого можно согласовать с представителем КГБУ.

Таким образом, о непреодолимых препятствиях оформить земельный участок суду не заявлено, в согласовании вариантов выбора участка ответчику не отказано, соответственно, нет оснований полагать, что со стороны ответчика предприняты исчерпывающие меры для устранения допущенных нарушений.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения также не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Поскольку содержание кладбищ не отвечает санитарным требованиям, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в этой части и возложении на ответчика обязанности устранить названные нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края по неорганизации содержания места захоронения и непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам организации похоронного дела на кладбищах, расположенных в селе Жерлык и селе Колмаково Минусинского района общей площадью 2,6 га.

    Обязать администрацию Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам организации похоронного дела.

    Обязать администрацию Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края в срок до 1 января 2019 г. обеспечить постановку на кадастровый учет и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на территории муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края, на котором расположены кладбища общей площадью 2,6 га в селе Жерлык и селе Колмаковой Минусинского района.

    Обязать администрацию Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края в срок до 01 июня 2019 года устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ, расположенных в селе Жерлык и селе Колмаково Минусинского района общей площадью 2,6 га, а именно:

    - определить границы и размер земельного участка под кладбищами, после чего установить санитарно-защитные зоны;

    - разработать и утвердить проект устройства кладбищ,

    - построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

    Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.

Председательствующий                                               Н.В. Музалевская

Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 19.02.2018.

Председательствующий                                              Н.В. Музалевская

2-447/2018 ~ М-112/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределнный круг лиц
Минусинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Жерлыкского сельского совета
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Музалевская Наталья Владимировна
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
23.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2018Передача материалов судье
24.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2018Подготовка дела (собеседование)
07.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2018Дело оформлено
08.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее