Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1378/2020 ~ М-1286/2020 от 19.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2020 года г. Самара

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Черняков Н.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Уколовой Л.Р.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО5,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары – председателя ФИО6,

заинтересованного лица ФИО2,

представителя заинтересованного лица Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1378/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары об отмене решения о регистрации кандидатом ФИО2,

у с т а н о в и л:

ФИО9 обратилась с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары (далее - ТИК) об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о.Самары ФИО2

В обоснование иска указано, что оспариваемое решение принято в нарушение закона, так как кандидат ФИО2 не выполнил требования о единовременном представлении документов, необходимых для регистрации.

В судебном заседании представитель административного истца доводы заявления подтвердил, просил административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары просил в иске отказать, полагая законной произведенную регистрацию.

Заинтересованное лицо ФИО2, представитель заинтересованного лица Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - ФИО8, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо – избирательная комиссия Самарской области предоставила отзыв, согласно которому оспариваемое решение является незаконным по доводам, изложенным в иске.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск, не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Согласно ст. 74 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон) решения избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством.

Решением ТИК Куйбышевского района г. Самары Самарской области от <дата> полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов - по выборам Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара второго созыва <дата> (далее - Выборы) возложены на территориальную избирательную комиссию Куйбышевского района города Самары Самарской области.

ФИО2 выдвинут избирательным объединением Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В силу требований частей 1 и 2 статьи 37 Закона для регистрации кандидатом, ФИО2 был обязан представить в окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования: сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

<дата> ФИО2 представил в ТИК уведомление об отсутствии изменений в своих данных, ранее представленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона.

<дата> ТИК известила ФИО2 и политическое объединение о выявленных недостатках в представленных для регистрации документах, в том числе об отсутствии документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета.

<дата> ФИО2 представил в ТИК документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.

<дата> ТИК принято решение «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о.Самары ФИО2».

Оценивая доводы иска и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Требования Закона о единовременном представлении необходимых документов направлены на упорядочение процесса выборов, создание равных условий кандидатам, а также на обеспечение возможности принятия решения о регистрации в установленные сроки, так как согласно ч.5 ст.37 Закона окружная избирательная комиссия принимает решение в течение десяти дней со дня представления документов.

Иное толкование поставит кандидатов в неравные условия в вопросах предоставления документов, создает преимущество одних кандидатов перед другими, что является нарушением Закона.

Согласно ч.3 ст.37 Закона при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено Законом, соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Аналогичная норма содержится в п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Одновременно в той же ч.3 ст.37 Закона указано, что кандидат на основании уведомления избирательной комиссии вправе: вносить уточнения и дополнения в документы, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Таким образом, буквальное толкование ч.3 ст.37 Закона не предусматривает возможности представления кандидатом на основании уведомления избирательной комиссии документы, предоставление которых является обязательным и которые не были им представлены единовременно.

Более того, несмотря на наличие в деле уведомления ТИК от <дата>, направленного в порядке ч.3 ст.37 Закона, ФИО2 отрицает факт его получения и предоставления документов на основании извещения.

Вместе с тем, Законом предусмотрен механизм устранения недостатков в документах, необходимых для регистрации, только по инициативе окружной избирательной комиссии и в строго определенном порядке.

Кандидаты не наделены правом представлять документы в последовательном порядке, в том числе, в случае выявления отсутствия какого-либо документа, предоставление которого является обязательным.

Вопреки доводам ФИО2 никаких объективных препятствий для единовременного предоставления документов, указанных в ч.2 ст.37 Закона, не имеется.

В тоже время, закон предусмотрел компенсационный механизм восстановления прав кандидата путем повторного выдвижение на тех же выборах депутатов с соблюдением установленных порядка и сроков их выдвижения, в случае отказа в регистрации (ч.14 ст.37 Закона).

В соответствии с п.3 ч.12 ст.37 Закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Аналогичная норма относительно оснований отказа в регистрации закреплена в п. «в» ч.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу Закона окружная избирательная комиссия не обладает полномочиями по регистрации кандидатов с нарушением установленной процедуры. В равной степени у ТИК отсутствуют дискреционные полномочия оценивать существенность допущенных нарушений и, в этой связи, отступать от установленной Законом процедуры.

В данном случае, окружная избирательная комиссия не вправе была принимать дополнительно представленные <дата> документы, вопреки процедуре, установленной ч.1,2 ст.37 Закона.

Вследствие вышеизложенного, нарушение кандидатом ФИО2 требований частей 1 и 2 ст.37 Закона о единовременном предоставлении документов, а также нарушение административным ответчиком требований ч.3 ст.37 Закона, регулирующей порядок устранения недостатков в уже представленных документах, а не предоставление новых, свидетельствует о том, что решение зарегистрировать кандидатом в депутаты ФИО2 принято с нарушением установленной Законом процедуры и поэтому является незаконным.

Доводы заинтересованных лиц о том, что ФИО2, как кандидат в избирательном округе с числом избирателей менее 5 тысяч человек, в силу абзаца второго части 1 и частью 10 статьи 55 Закона не должен предоставлять документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета, не являются основанием для отказа в иске.

В случае отсутствия у ФИО2 такой обязанности, он в соответствии с п. 5 ч.2 ст.37 Закона, абзаца второго части 1 и частью 10 статьи 55 Закона обязан был уведомить соответствующую окружную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах, чего сделано не было.

ФИО9 является зарегистрированным кандидатом на указанных выборах (решение ТИК от <дата> ), оспариваемое решение затрагивает ее права, в связи с чем, на основании ч.2 ст.239 КАС РФ, ч.6 ст.74 Закона, она вправе обжаловать решение о регистрации кандидатом ФИО2

Оспариваемое решение принято <дата>, административный иск направлен в суд посредством почтовой связи <дата>, следовательно, установленный ч.4 ст.240 КАС РФ 10-дневный срок для обращения в суд не пропущен.

Согласно ч.5 ст.75 Закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона.

Правовым механизмом восстановления нарушенных прав административного истца в соответствии с Законом является не только признание оспариваемого решения незаконным, но и его отмена судом.

<...> из действующего стандарта доказывания, административный ответчик не доказал законность своих действий, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары об отмене решения о регистрации кандидатом ФИО2, - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решения Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары от <дата> «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о.Самары ФИО2».

Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары необходимо сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий:

2а-1378/2020 ~ М-1286/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скалкина И.М.
Прокурор Куйбышевского района г. Самара
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Куйбышевского района города СамараСамарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Совета депутатов Куйбышевского внутригородского ра
Другие
Алексеев Сергей Викторович
Князев В.В.
Зоркина М.В.
Рангаева Г.И.
Войтенко А.В.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020Дело оформлено
14.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее