2-8990/8
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Гудковой Г.В.
при секретаре Шмуйло Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Петрозаводского городского округа о выплате доплаты к пенсии без удержаний,
установил:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что истица была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, в связи с чем истице назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик стал удерживать с указанной доплаты налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 13%. Между тем, взимание НДФЛ с доплаты за выслугу лет не предусмотрено действующим законодательством. Истица просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию НДФЛ из суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии незаконными; обязать ответчика возместить необоснованно удержанный НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> руб., продолжить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии в полном объеме без удержания НДФЛ.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что ответчик вернул ей сумму в размере <данные изъяты> руб.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому Администрация производит удержание НДФЛ, исходя из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанная доплата подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, также представил документы о возврате истице суммы НДФЛ, удержанной из доплаты к трудовой пенсии за 2012 год, в размере <данные изъяты> руб.
3-е лицо ИФНС России по г. Петрозаводску, привлеченной к участию в деле, своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав истицу, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы в связи с добровольным выходом в отставку. Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа, истице назначена доплата к трудовой пенсии по старости, порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета. В настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.
С ДД.ММ.ГГГГ с указанной надбавки Администрация Петрозаводского городского округа производит удержание налога на доходы физических лиц.
Из справки о доходах физического лица ДД.ММ.ГГГГ, выписок Администрации Петрозаводского городского округа о начислениях и удержаниях с пенсии истицы следует, что доплата к пенсии начислялась истице с ДД.ММ.ГГГГ, при этом за период с ДД.ММ.ГГГГ из начисленной суммы доплаты удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты>., за период с ДД.ММ.ГГГГ удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты>., указанное ответчиком не оспаривается.
Согласно дополнительно представленным ответчиком документам также усматривается, что ответчик осуществил возврат истице суммы НДФЛ, удержанной из доплаты к трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ год, в размере <данные изъяты>.
Позиция, выраженная ответчиком в отзыве, сводится к тому, что доплата к трудовой пенсии не рассматривается как составляющая пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем подлежит налогообложению в виде взимания НДФЛ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п.12 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
С ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование осуществлялось ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель установил право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статья 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 года № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008 года) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.
ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012 года, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.
Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 года № 1190-О-О (п. 2).
При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
На основании изложенного выше, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы, однако подлежат удовлетворению частично.
Поскольку истице осуществлен возврат удержанной суммы НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., то в данной части иск удовлетворению не подлежит.
Таким образом, следует признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по взиманию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, взыскать с ответчика в пользу истицы необоснованно удержанный НДФЛ из доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., а также обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по взиманию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, выплачиваемой ФИО1.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу ФИО1 необоснованно удержанный из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить ФИО1 выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца.
Судья Г.В. Гудкова
Мотивированное решение 10.01.2013 года