УИД 59RS0001-01-2020-002283-31 ...
Дело № 2 – 2531/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Смольяковой Н.В., при секретаре Тагильцевой Е.А., с участием представителя истца Унижук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «АКБ-Град» о возложении обязанности,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «АКБ-Град» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух; организовать учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края план мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий; организовать поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях из Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС»; вести журнал учета периодов неблагоприятных метеорологических условий; разработать и утвердить паспорта на образуемые отходы; организовать учет движения отходов.
В обоснование исковых требований указано, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в Дата проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ООО «АКБ-Град», осуществляющем деятельность по производству бетонных, цементобетонных смесей по адресу: Адрес, корпус 1, Адрес, с Дата, в ходе которой выявлены нарушения. Промплощадка по данному адресу поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект №П от Дата, уровень надзора Региональный, III-я категория). Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В нарушение требований законодательства программа производственного экологического контроля Обществом не разработана, производственный экологический контроль не осуществляется. В Дата ООО «АКБ-Град» провело инвентаризацию источников выбросов, оставлен отчет от Дата. Согласно разделу 5 отчета по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «АКБ-Град» в перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, также включено вещество – бензапирен. На основании ГОСТ Дата-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» бензапирен отнесен к чрезвычайно опасным веществам (I класс опасности). Учитывая, что в состав выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух входит бензапирен, Общество обязано разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, однако данная обязанность не исполнена. Также хозяйствующие субъекты обязаны за свой счет организовать поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях, заключив соответствующий договор. Обществом поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях из Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское УГМС» не организовало, план мероприятий по регулирована выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условиях не разработало, мероприятия по регулированию выбросов не выполняет, журнал учета периодов неблагоприятных метеорологических условиях не ведет. В процессе производственной деятельности ООО «АКБ-Град» образуются, в том числе, следующие отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) ...); смет с территории предприятия (...) и иные. При этом паспорта на отходы не составлены, учет отходов в соответствии Порядком не ведётся.
С целью устранения выявленных нарушений природоохранной Прокуратурой Обществу внесено представление от Дата №, требования которого в полном объёме не исполнены: программа производственного экологического контроля не разработана, производственный экологический контроль не осуществляется; поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях из Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» не организовано, план мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий не разработан, мероприятия по регулированию выбросов не выполняются, журнал учета периодов наступлении неблагоприятных метеорологических условий не ведется; предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух не разработаны; учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не осуществляется; паспорта на образуемые отходы не составлены, их учет не ведется. Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности может повлечь загрязнение окружающей среды, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от Дата принят отказ истца от требований в части возложения на ООО «АКБ-Град» обязанности по разработке и утверждению паспорта на образуемые отходы, разработке и утверждению программы производственного экологического контроля, организации учета движения отходов.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, извещен, ранее не возражал против удовлетворения требований, пояснив об отсутствии в настоящее время устранить нарушения.
Представитель третьего лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав на несогласование ООО «АКБ-Град» с Инспекцией плана мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ)).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-Ф «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или времени эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ).
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (п. 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ).
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ).
На основании ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» бензапирен отнесен к чрезвычайно опасным веществам (I класс опасности).
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Постановлением Адрес от Дата №-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Адрес (далее - Порядок №-п).
В период действия прогноза неблагоприятных метеорологических условий юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются в соответствии с требованиями законодательства и оформляются по форме, установленной методическими документами в области охраны атмосферного воздуха, утверждаются руководителем юридического лица (или иным уполномоченным должностным лицом), индивидуальным предпринимателем (п.п. 1.6, 2.1, 2.3 Порядка №-п).
На основании раздела 8 РД 52.04.52-85 «Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденного Госкомгидрометом СССР 01 декабря 1986 года, для приема предупреждений на предприятиях назначаются ответственные, которые, приняв текст, регистрируют его в журнале (форма журнала приведена в Приложении 4 РД) и сообщают его содержание всем цехам, участкам и производствам, где осуществляется регулирование выбросов.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам утвержден Приказом Минприроды РФ от 17 ноября 2011 года № 899 (далее - Порядок).
Согласно п. 11 Порядка информация о неблагоприятных метеорологических условиях, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона № 96-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» специализированная информация – информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.
Из материалов дела следует, что с Дата ООО «АКБ-Град» осуществляет деятельность по производству бетонных, цементобетонных смесей, предпринимательская деятельность осуществляется на земельном участке по адресу: Адрес, принадлежащем ООО «...» (основание: договор аренды открытой площадки № от Дата, заключенный между ООО «...» и ООО «АКБ-Град»).
Промплощадка по данному адресу поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект №П от Дата, уровень надзора Региональный, III-я категория).
Дата Пермским межрайонным природоохранным прокурором вынесено решение о проведении проверки в отношении ООО «АКБ-Град» на соблюдение требований федерального законодательства об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха, об обращении с отходами, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не разработана программа производственного экологического контроля; не осуществляется производственный экологический контроль; не организовано поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях из Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское УГМС»; не разработан план мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условиях; не выполняются мероприятия по регулированию выбросов; не ведется журнал учета периодов неблагоприятных метеорологических условий; не составлены паспорта на отходы; учет отходов в соответствии Порядком не ведётся.
Дата ООО «АКБ-Град» вынесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, однако в полном объеме представление исполнено не было.
Учитывая вышеуказанные нормы закона, установленные судом обстоятельства, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования заявленные истцом подлежат исполнению ответчиком в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания искового заявления, истец обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого истцом предъявлен иск. Поскольку гражданское процессуальное законодательство не содержит требований о необходимости уплаты государственной пошлины каждым из истцов при предъявлении иска в случае процессуального соучастия, то с ответчика в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования г. Пермь государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АКБ-Град» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, организовать учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края план мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, организовать поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях из Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС», вести журнал учета периодов неблагоприятных метеорологических условий.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «АКБ-Град» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.
...
...
Председательствующий Н.В. Смольякова
...