Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2014 года г. Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Безрукова А.В.,
при секретаре Макаровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полукаровой С.Ю. и Кузьмина С.Ю. о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством,
установил:
заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки, ссылаясь на то, что им на праве общей долевой собственности в 1/2 доле каждому принадлежит <адрес>
В связи с тем, что центральная система отопления жилого дома не обеспечивала необходимый температурный режим в квартире, в ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию муниципального образования Венёвский район за разрешением о переустройстве системы отопления, где им разъяснили, что запрашиваемое переустройство возможно при согласовании общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме, а также сборе необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ они подали в администрацию муниципального образования Венёвский район заявление о переустройстве жилого помещения, приложив необходимые документы. Однако, администрация муниципального образования Венёвский район, рассмотрев их обращение, ДД.ММ.ГГГГ отказала им в выдаче решения на переустройство жилого помещения, ссылаясь на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 21-01-12/2805 и письмо Правительства Тульской области № 65-к-4/2677 о приостановке выдаче решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений.
Заявители считают, что ими соблюден порядок обращения с заявлением в администрацию муниципального образования Венёвский район о переустройстве жилого помещения в связи с установкой индивидуального источника отопления.
При составлении проекта газификации ими были затрачены собственные средства, однако администрация муниципального образования Венёвский район отказала в выдаче решения на переустройство жилого помещения со ссылкой на письмо первого заместителя губернатора Тульской области председателя правительства Тульской области 365-К-4/2677, несмотря на то, что им были выданы технические условия на реконструкцию инженерных сетей в жилом помещении – <адрес>.
Просят признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> обязав администрацию муниципального образования Венёвский район принять решение о переустройстве жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки.
Заявители Полукарова С.Ю. и Кузьмин С.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в представленном суду заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Венёвский район в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, то оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения – <адрес> в администрацию муниципального образования Венёвский район, приложив к заявлению необходимые документы.
Однако, решением органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, согласно которому в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя – до 1 Мпа; письма министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 21-01-12/2805 и письма Правительства Тульской области № 65-к-4/2677, в соответствии с которыми приостановлена выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений (дата планируемого утверждения 01.11.2013 года.
Заявители с указанным решением органа местного самоуправления не согласны, считает его незаконным.
Как установлено в судебном заседании, Полукарова С.Ю. и Кузьмин С.Ю. являются собственниками <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в лице главного инженера ФИО6 выдает Полукаровой С.Ю. технические условия на реконструкцию инженерных сетей в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Полукаровой С.Ю. получены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от филиала <данные изъяты> сроком действия 2 года.
Заявителями представлен рабочий проект по установке газового оборудования – отопительного котла «Vaillant», выполненный трестом «Новомосковскмежрайгаз» филиала <данные изъяты>
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов следует, что дымовентканалы в <адрес> соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
16 апреля 2012 года Постановлением Правительства РФ № 307 были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержащие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения. В данный перечень включены только источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие указанным в. п. 44 правил требованиям.
Запрет на использование электрических отопительных приборов в указанном перечне не содержится.
Соответственно, при рассмотрении заявления Полукаровой С.Ю. и Кузьмина С.Ю. у администрации муниципального образования Венёвский район не имелось предусмотренных ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении», а также п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307, правовых оснований для отказа в согласовании переустройства принадлежащего им жилого помещения.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2). Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что осуществление переустройства заявителем в соответствии с представленными проектами затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан.
Между тем, заявителями представлен протокол общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном (40 квартирном) доме, расположенном по адресу: <адрес> на котором рассматривался вопрос о переустройстве <адрес>. На собрании присутствовало 22 человека, которые не возражали против переустройства указанной квартиры.
Как усматривается из представленных квитанций, заявители понесли расходы на составление проектной документации для переустройства инженерных сетей в <адрес>.
Ссылку в решении администрации муниципального образования Венёвский район о том, что выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии приостановлено до утверждения схем теплоснабжения поселений, о чем указано в разъяснительных письмах министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 21-01-12/2805 и письма Правительства Тульской области № 65-к-4/2677, суд находит несостоятельной по тем основаниям, что вышеуказанные письма носят разъяснительный характер и противоречат действующему законодательству.
В ч. 2 и 3 ст. 27 ЖК РФ установлены требования к решению об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Формы такого решения нет, поэтому органы местного самоуправления вправе составлять указанное решение в произвольной форме, но тем не менее, как следует из содержания ч. 4 ст. 27 ЖК РФ, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения представляет собой отдельный письменный документ, принятый в пределах компетенции и по правилам делопроизводства соответствующего органа (индивидуальный правовой акт, который в обязательном порядке должен содержать указание на основание отказа, предусмотренное в ч. 1 данной статьи). Данное решение должно быть направлено заявителю в течение трёх дней с момента принятия, при этом заявитель вправе обжаловать его по правилам процессуального законодательства Российской Федерации.
Оспариваемое решение составлено в виде письменного ответа на заявление Полукаровой С.Ю. и Кузьмина С.Ю., и по существу является отказом в согласовании переустройства квартиры заявителей, однако не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 ЖК РФ с указанием предусмотренного законом основания отказа в согласовании.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) ор- ганов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы Полукаровой С.Ю. и Кузьмина С.Ю. о том, что действиями администрации муниципального образования Веневский район нарушаются их права, и приходит к выводу о признании решения администрации муниципального образования Веневский район от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Полукаровой С.Ю. и Кузьмину С.Ю., незаконным.
Учитывая, что отказ администрации муниципального образования Венёвский район в переустройстве квартиры заявителей носил формальный характер со ссылками на запрет перевода квартиры на индивидуальное отопление, установленный федеральным законом и Правилами, а также на рекомендательные письма Правительства Тульской области и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, при новом рассмотрении заявления администрации необходимо заново рассмотреть все представленные заявителями документы по существу, дать им оценку, и принять новое решение в соответствии со ст.ст. 26, 27 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования Полукаровой С.Ю. и Кузьмина С.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Венёвский район от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве общей долевой собственности Полукаровой С.Ю. и Кузьмину С.Ю.
Обязать администрацию муниципального образования Веневский район принять новое решение по заявлению Полукаровой С.Ю. и Кузьмина С.Ю. о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, в установленные законом сроки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий