2-434/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Павловой И.М.,
при секретаре Дутовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батуриной Светланы Ивановны к Колесовой Ольге Викторовне, Колесовой Анастасии Андреевне о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
Батурина С.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Колесовой О.В., Колесовой А.А. о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС со снятием с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований указано, что истец по договору купли- продажи квартиры от 18.05.2012г. приобрела у ответчика Колесовой О.В. в собственность квартиру по адресу: АДРЕС. В соответствии с п. 7 указанного договора продавец Колесова О.В. подтвердила, что на момент его заключения в указанной квартире никто не зарегистрирован. Данный факт также подтверждается нотариальной копией домовой книги на квартиру №, расположенную по адресу: АДРЕС согласно которой ответчики с 10.05.2012г. зарегистрированы по данному адресу. Несмотря на это ответчики до сих пор числятся зарегистрированными также по адресу: АДРЕС. Регистрация ответчиков в квартире препятствует истцу в полном объеме осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим имуществом.
Истец Батурина С.И. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Шитину Д.В., который явившись в судебное заседание, на удовлетворении иска настаивал, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики Колесова О.В. и Колесова А.А. в судебное заседание не явились. Суд свою обязанность по извещению ответчиков о месте и времени рассмотрения дела выполнил в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в п.68 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ».
При изложенных обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, требований ст.ст. 12, 35, 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками процесса своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, следует, что граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В судебном заседании установлено, что истец Батурина С.И. (покупатель) на основании договора купли-продажи квартиры от 18.05.2012г. заключенного с Батуриной С.И. (продавец) и зарегистрированного 01.06.2012г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области является собственником квартиры по адресу: АДРЕС (л.д. 5-7).
Согласно п. 7 указанного договора на момент его заключения в квартире никто не зарегистрирован.
Из нотариальной копии домовой книги на квартиру №, расположенную по адресу: АДРЕС усматривается, что ответчики с 10.05.2012г. зарегистрированы по адресу: АДРЕС.
Между тем согласно выписке из домовой книги от 09.10.2018г. в указанном жилом помещении в настоящее время с 14.08.2007г. зарегистрированы по месту жительства постоянно ответчики Колесова А.А. и Колесова О.В. (л.д. 9 оборот).
Статья 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает снятие гражданина с регистрационного учета в случае признания прекратившим право пользования жилым помещением.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений п. 1, п. 2 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Оснований для сохранения за ответчиками права пользования жилым помещением при переходе права собственности на жилое помещение к истцу судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Принимая во внимание то, что Батурина С.И. является собственником спорной квартиры, на основании договора купли-продажи квартиры от 18.05.2012г., в силу закона она имеет право требовать устранения препятствий в пользовании принадлежащим ему имуществом со стороны других лиц. С учетом этого, переход права собственности на жилое помещение к другому лицу в соответствии со ст. 292 ч. 2 ГК РФ является основанием для прекращения прав ответчиков Колесовой О.В. и Колесовой А.А. на пользование квартирой, поскольку иное не установлено законом или договором.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713» разъяснено, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».
Таким образом, наличие либо отсутствие регистрации по месту жительства в настоящее время не влечет автоматическое признание либо не признание за гражданином права на жилое помещение, а может служить лишь одним из оснований для признания такого права за гражданином в совокупности с другими.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.