Дело № 2а-250/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2016 года г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Песковец Е.А.
с участием:
административного истца Донец Л.В.
представителя административного ответчика – администрации
Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области Зыкова А.Ф.
при секретаре Аксёновой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ДОНЕЦ Л.В. к администрации Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части организации сбора и вывоза бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Донец Л.В. обратился в Завитинский районный суд Амурской области с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что оспариваемое бездействие администрации Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области в части организации деятельности по обращения с отходами на территории Болдыревского сельского поселения является длящимся: с момента учреждения органа местного самоуправления Болдыревский сельский совет (Закон Амурской области от 10.11.2005 №88) и по настоящее время. Поскольку он зарегистрирован и постоянно проживает в селе Болдыревка, где ни на одной из улиц не организован сбор и вывоз продуктов жизнедеятельности (твёрдых бытовых отходов), контейнеры сбора отходов отсутствуют, то нарушается его право на благоприятную среду, в связи с чем в июле 2015 года он с группой сельчан обратился к прокурору Завитинского района с жалобой на бездействие главы по санитарной уборке мусора на территории села. Проведённой прокуратурой Завитинского района проверкой установлено, что на территории <адрес> отсутствуют специальные площадки для установки мусорных контейнеров, мусорные контейнеры также отсутствуют. Между тем, количество установленных в населённом пункте контейнеров для сбора твёрдых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора должно быть достаточным для населения в целях недопущения образования несанкционированных стихийных свалок мусора. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Частью 1 ст. 7 Федерального закона №7-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.ст. 51, 52 Федерального закона №7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона №7-ФЗ, при размещении объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления есть вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления. В соответствии со ст. 13 этого же закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, при этом согласно Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом п. 2.2.1. санитарных правил «Содержание территорий населённых мест», утверждённых главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 градусов и ниже) должен быть не более трёх суток, в тёплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населённом пункте периодичность удаления твёрдых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием ограниченная бордюром и зелёными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. А согласно пунктам 1.1 и 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта, утверждённой решением Исполкома местного Совета народных депутатов. В нарушение вышеназванных требований федерального законодательства на территории села Болдыревка сбор отходов в установленные санитарными правилами сроки не осуществляется. Отсутствие мусоросборников для сбора твёрдых бытовых отходов создает реальную предпосылку загрязнения окружающей среды, образования и расширения несанкционированных свалок. Указанные нарушения со стороны администрации муниципального образования Болдыревского сельсовета нарушают его права на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации. Просит признать бездействие администрации Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области в части организации деятельности в области обращения с отходами на территории «Болдыревского сельского поселения» незаконным; обязать администрацию Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области в срок до 31 августа 2016 года ликвидировать все несанкционированные свалки бытового мусора на территории села Болдыревка Завитинского района; обязать администрацию Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области в срок до 31 августа 2016 года определить места для расположения мусоросборников коллективного пользования в селе Болдыревка и установить мусоросборники в данном населённом пункте в строгом соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88; обязать администрацию Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области не допускать возникновение несанкционированных свалок на территории села Болдыревка Завитинского района.
28.06.2016 административный истец Донец Л.В. уточнил административные исковые требования к администрации Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области в части конкретизации места расопложения несанкционированных свалок, попросив помимо прочего обязать администрацию Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области в срок до 31 августа 2016 года ликвидировать несанкционированные свалки бытового мусора на территории села Болдыревка Завитинского района, расположенные в районе дома № по пер. <адрес> в районе общеобразовательной школы дом № «в» по ул. <адрес>; в районе дошкольного образовательного учреждения дом № по ул. <адрес>; в районе домов № и №» по <адрес>; в районе дома №№ по ул. <адрес>.
В судебном заседании административный истец Донец Л.В. поддержал уточнённые административные исковые требования в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, а также суду пояснил, что за 16 лет нахождения представителя административного истца (Зыкова А.Ф.) у власти на территории села ни разу не убирался мусор, нигде на территории поселения не установлены мусоросборники, с каждым годом территории захламляются всё сильнее, зарастают травой, жители выбрасывают на несанкционированные свалки трупы домашних животных, а в паводковый период мусор с потоком воды уносит в местные водоёмы, где дети ловят рыбу, а также поток воды после дождей с мусором течёт мимо детского сада, который посещает его внучка. Таким образом, с каждым годом экологическая обстановка на территории муниципального образования ухудшается. Несмотря на то, что за селом есть специальное место для вывоза мусора, а именно: на территории песчаного карьера, жители об этом не знают, поскольку разъяснительная работа со стороны администрации с населением не ведётся, контроль за соблюдением чистоты сельчанами со стороны администрации не осуществляется. Просит удовлетворить уточнённые исковые требования в полном объёме.
Представитель административного ответчика - глава Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области Зыков А.Ф. административные исковые требования Донца Л.В. не признал и суду пояснил, что в соответствии с внесёнными в Федеральный закон от 06.10.2003 №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменениями, обязанность по организации сбора и вывоза твёрдых отходов к компетенции сельского поселения уже не относится. В соответствии с федеральным законодательством и законом Амурской области указанная деятельность относится к полномочиям муниципального образования – Завитинский район и субъекта федерации, т.е. Амурской области. Сельские поселения, к которым относится и Болдыревское, обязаны принимать участие в организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов. Во исполнение данной обязанности органом местного самоуправления Болдыревского сельского поселения 10.03.2016 разработаны и утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания, согласно которым юридические, должностные и физические лица обязаны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на прилегающей территории, в том числе на территории частных домовладений. Юридические и должностные лица обязаны обеспечить (при необходимости заключить договоры со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на вывоз ТБО) вывоз и утилизацию отходов и мусора. Контроль за соблюдением Правил осуществляет администрация Болдыревского сельсовета. Кроме того, ежегодно в весенний период с апреля до 9 мая проводятся месячники по благоустройству, о чём даётся объявление. На это время гражданам предоставляется транспорт для вывоза собранного мусора с частных домовладений. В иные периоды в случае необходимости в заявительном порядке администрация предоставляет транспорт для вывоза мусора на специально отведённое место на территории песчаного карьера. Однако зачастую граждане с заявками на выделение транспорта не обращаются, предпочитая выбрасывать мусор в непредназначенные для этого места, вследствие чего и образуются несанкционированные свалки. По указанным в административном исковом заявлении адресам, действительно, имеют место несанкционированные свалки, ликвидация которых с использованием техники была им запланирована ещё до обращения Донца Л.В. с иском в суд на сентябрь 2016 года. Определение мест установки мусоросборников путём опроса граждан на сельском сходе запланировано на 19.08.2016. Установить мусоросборники за счёт собственных средств сельское поселение не имеет возможности в силу отсутствия предусмотренных на эти цели бюджетных средств. К тому же данная обязанность к вопросам местного значения сельского поселения не относится. Вместе с тем, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в мае 2016 года запросило в сельских поселениях необходимую информацию для определения количества мусоросборников для сёл, которые будут поставляться областью в централизованном порядке. По мере поступления мусоросборники будут установлены. Гарантировать, что граждане прекратят образовывать несанкционированные свалки, невозможно. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного соответчика – администрации Завитинского района Амурской области и представитель заинтересованного лица – Правительства Амурской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу не просили. С учётом мнения участников процесса судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепившей полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к вопросам местного значения городских, сельских поселений ранее относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Однако статьёй 9 Федерального закона от 29.12.2014 N458-ФЗ (ред. 28.11.2015)) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений была исключена из числа вопросов, имеющих местное значение.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 22 указанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. При этом согласно статье 8 указанного закона, закрепившей полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, полномочия предусмотрены лишь для городских поселений, муниципальных районов и городских округов. То есть названным Федеральным законом не предусмотрена в качестве полномочия сельского поселения организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Как установлено в суде, административный истец проживает в селе Болдыревка Завитинского района Амурской области, органом местного самоуправления на территории которого является администрация Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области.
В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения в котором урегулированы Главой третьей, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения в случае закрепления их в уставе муниципального образования, принятого в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о закреплении за сельским поселением определённых полномочий.
Действительно, в период, указанный в административном исковом заявлении административным истцом Донец Л.В., согласно вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относилась согласно пункта 18 части 1 статьи 14 организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Однако Федеральным законом от 27.05.2014 N136-ФЗ, вступившим в законную силу 07.06.2014, в редакцию указанного пункта были внесены изменения, согласно которым были разграничены вопросы местного значения, относящиеся к городскому и сельскому поселениям. При этом статья была дополнена частями 3 и 4, согласно которым к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 названной статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 названной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В дальнейшем Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N458-ФЗ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения, предусмотренным пунктом 18 части 1 статьи 14 стало относиться участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 23.06.2014 N165-ФЗ, до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ были внесены также изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно данным изменениям, статья 6, закреплявшая полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, теперь изложена в новой редакции, согласно которой к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов; а также внесены изменения, касающиеся порядка обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых бытовых отходов. Согласно указанному закону, на территории субъектов Российской Федерации органами власти субъектов в соответствии с разрабатываемым на федеральном уровне порядком будут выбраны региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – юридические лица, владеющие объектами по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. На региональных операторов будут возложены обязанности по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твёрдых коммунальных отходов. Как следует из письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области главам муниципальных районов и городских округов от 23.05.2016 №07-1959, Министерством жилищно-коммунального хозяйства области будут проводиться конкурсные процедуры по выбору региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно статье 3.1. Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на её осуществление до 01.07.2016. После 01.07.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Законом Амурской области «О разграничений полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» №679-ОЗ от 10.05.2016, вступившим в законную силу 21.05.2016, определены полномочия органов государственной власти субъекта (Амурской области) в сфере обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 данного закона полномочия по организации по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов закреплены за исполнительным органом государственной власти области, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, из анализа Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закона Амурской области «О разграничений полномочий органов государственной власти Амурской области как на момент обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд, так и на момент рассмотрения административного дела, органы местного самоуправления сельских поселений, в том числе Болдыревского, не наделены полномочиями по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов, поскольку эти полномочиям относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации – Амурской области.
Кроме того, как установлено в суде, решением Болдыревского сельсовета народных депутатов от 19.08.2015 №74 принят Устав Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области, зарегистрированный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 02.09.2015, в пункте 19 статьи 5 которого закреплено именноучастие муниципального образования в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Во исполнение указанного муниципального правового акта административным ответчиком предпринимаются соответствующие меры: по заявкам жители обеспечиваются транспортом для вывоза отходов в специально отведённое место в песчаном карьере, проводятся месячники по благоустройству, заключён договор с ООО «Жилкомсервис» по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов; исполнен запрос Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 23.05.2016 по предоставлению сведений о местах сбора, накопления, размещения и хранения отходов; объёмах захоронения, переработки и утилизации отходов, а также принимаются иные меры.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Донец Л.В. в части признания бездействия администрации Болдыревского сельского совета Завитинского района Амурской области в части организации деятельности в области обращения с отходами на территории Болдыревского сельского поселения незаконным, а также в части установки мусоросборников коллективного пользования в селе Болдыревка Завитинского района Амурской области в строгом соответствии с требованиями Сан ПиН 2.1.2.2645-10 и СанПин 42-128-4690-88 удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, принимая во внимание, что определение мест размещения мусоросборников коллективного пользования относится к вопросу местного значения - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, суд находит исковые требования административного истца в данной части подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности в срок до 31.08.2016 ликвидировать несанкционированные свалки, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, а также не оспаривалось в ходе производства по делу представителем административного ответчика, что район дома № по пер. <адрес>; район общеобразовательной школы дом № по ул. <адрес>; район дошкольного образовательного учреждения дом № по ул. <адрес>; район домов № и № «№» по <адрес>; район дома № по ул. Октябрьская находятся в границах муниципального образования Болдыревский сельсовет, наделённого статусом сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Завитинского района и муниципальных образований в его составе».
При этом из материалов дела следует, подтверждается коллективным обращением жителей с. Болдыревка Завитинского района Амурской области на имя временно исполняющего обязанности Губернатора Амурской области, результатами проведённой прокуратурой Завитинского района проверки исполнения на территории Болдыревского сельского поселения Завитинского района законодательства о санитарном благополучии, фототаблицей, не оспаривалось в ходе производства по делу представителем административного ответчика, не опровергнуто им путём предоставления допустимых доказательств, что в районе дома № по пер. <адрес>; в районе общеобразовательной школы дом № по ул. <адрес>; в районе дошкольного образовательного учреждения дом № по ул. <адрес>; в районе домов № и № по <адрес>; в районе дома № по ул. <адрес> села Болдыревка Завитинского района Амурской области имеются несанкционированные свалки бытового мусора, и в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области не определены места для расположения мусоросборников коллективного пользования в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Нахождение на территории Болдыревского сельсовета несанкционированных свалок требованиям закона о соблюдении прав человека на благоприятную окружающую среду не отвечает.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки, наличие которых представителем административного ответчика не оспаривается, возникли в период действия старой редакции пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», когда к вопросам местного значения сельского поселения относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, учитывая, что организация благоустройства территории поселения и в настоящее время относится к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ и п. 20 ст. 5 Устава Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области, суд приходит к выводу о законности требований административного истца в части возложения на администрацию Болдыревского сельсовета ликвидации перечисленных в административном исковом заявлении несанкционированных свалок.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст.ст. 30, 31 Устава Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельсовета, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация Болдыревского сельсовета.
Таким образом, исходя из содержания приведённых положений Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению органов местного самоуправления сельских поселений относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей села, к которым, в частности, относятся и вопросы организация благоустройства территории поселения в целях создания благоприятной окружающей среды.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашённых в Конституции Российской Федерации целей политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду в целях обеспечения нормальных условий существования.
Принимая во внимание, что административный истец является жителем села Болдыревка, постоянно проживает на территории <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что наличие несанкционированных свалок бытового мусора в районах вышеперечисленных улиц и переулке с. Болдыревка Завитинского района Амурской области, а также не определение мест для расположения мусоросборников коллективного пользования нарушает его права как жителя села, на благоприятную окружающую среду в границах населённого пункта, избранного в качестве постоянного места жительства.
Что касается требований административного истца о возложении на администрацию Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области не допускать возникновение несанкционированных свалок на территории села Болдыревка Завитинского района, то суд находит их необоснованными и в связи с этим не подлежащими удовлетворению, поскольку законом такая обязанность на административного ответчика не возложена.
Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в частности, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких- либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в нарушение вышеприведённых норм Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений Устава Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области несанкционированные свалки в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области в районе дома № по пер. <адрес>; в районе общеобразовательной школы дом № №» по ул. <адрес>; в районе дошкольного образовательного учреждения дом № по ул. <адрес>; в районе домов № и № по <адрес>; в районе дома № по ул. Октябрьская до настоящего времени не ликвидированы, места для расположения мусоросборников коллективного пользования в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области не определены, что влечёт нарушение прав административного истца на благоприятную окружающую среду, суд находит требования административного истца в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При решении вопроса об установлении на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ срока устранения выявленных нарушений, суд, принимая во внимание объём подлежащих выполнению работ, учитывая мнения сторон по указанному вопросу, в том числе доводы представителя административного ответчика о необходимых сроках для их выполнения, полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность ликвидировать несанкционированные свалки в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области в вышеуказанных районах села в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу, а также определить места для расположения мусоросборников коллективного пользования в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Принимая во внимание, что административные исковые требования Донца Л.В. судом были частично удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесённые им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <***> рублей, что подтверждается чеком от 16.02.2016.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Донец Л.В. к администрации Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части организации сбора и вывоза бытовых отходов удовлетворить частично.
Обязать администрацию Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытового мусора на территории <адрес>, расположенные: в районе дома № по переулку <адрес>, в районе общеобразовательной школы дом №» по ул. <адрес>; в районе дошкольного образовательного учреждения дом № по ул. <адрес>; в районе домов № и № по ул. Октябрьская; в районе дома №№ по ул. <адрес>
Обязать администрацию Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области в срок до 31 августа 2016 года определить места для расположения мусоросборников коллективного пользования в с. Болдыревка Завитинского района Амурской области.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области в пользу Донец Л.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <***> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (11.07.2016 года).
Председательствующий Е.А. Песковец