Дело № 2-5446/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2014 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,
с участием:
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК - Малышевой Н.В. по доверенности,
при секретаре Арутюнян В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Стельманова Э.В. об оспаривании действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК,
УСТАНОВИЛ:
Стельманов Э.В. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с заявлением об оспаривании действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, в котором просит суд признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе в изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, изложенном в информационном письме № от дата, признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе в изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, изложенном в информационном письме № от дата
Заявитель Стельманов Э.В. просит возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.
Заявитель Стельманов Э.В. также просит возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменения внесенного в государственный кадастр недвижимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб/кв.м.; возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> обязанность произвести изменения внесенного в государственный кадастр недвижимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб./кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, арендуемых по договору аренды, не соответствует их рыночным стоимостям, что влечет необоснованное увеличение размера арендной платы и, как следствие, нарушает его права, являющегося плательщиком арендной платы - арендатора участка.
В обоснование заявленных требований Стельманов Э.В. представил отчет независимого оценщика № от дата об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, выполненный ИП Косенко Е.А., а также отчет независимого оценщика № от дата об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
В судебное заседание заявитель Стельманов Э.В., извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК – Малышева Н.В. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения на заявление, согласно которым исходя из положений ч. 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В 2012 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012г. №203 (опубликован в газете «Ставропольская правда», № 9, 15.01.2013). По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012г. №203 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости равной <данные изъяты> руб./кв.м. и кадастровой стоимости – <данные изъяты> руб. земельного участка с кадастровым номером №, а также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости равной <данные изъяты> руб./кв.м. и кадастровой стоимости – <данные изъяты> руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. дата в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК поступили заявления Стельманова Э.В. о внесении изменений в сведения ГКН о земельных участках с КН №, с КН № в части кадастровой стоимости с приложением Отчетов об определении рыночной стоимости. Данные заявления были рассмотрены и подготовлены ответы в которых было указано на отсутствие оснований для внесения в ГКН рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. в отношении земельного участка с КН № и сведений о рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. в отношении земельного участка с КН №.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 сведения о кадастровой стоимости вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия. Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сложившейся судебной практике заинтересованное лицо вправе обратится в суд для установления кадастровой стоимости в размере его рыночной. Для этого заявителю необходимо представить Отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. В материалы дела представлены Отчеты, но Кадастровая палата не обладает специальными познаниями для того, чтобы оценить данный отчет на соответствие действующему законодательству. Размер кадастровой стоимости спорного земельного участка никаким образом не влияет на права и обязанности Кадастровой палаты. Установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере его рыночной будет являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. На основании вышеизложенного, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК просил суд в удовлетворении требования о признании незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК отказать, по остальным требованиям просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает, что заявленные требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено важнейшее положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Особенности той или иной процедуры судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами. Глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет особенности рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих как одной из категорий дел, возникающих из публичных правоотношений.
Субъектами обращения в суд в порядке указанной главы являются граждане и организации, обладающие гражданской процессуальной дееспособностью.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу требований статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из вышеприведенных норм права, суд считает, что требования Стельманова Э.В. подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
В судебном заседании установлено, что дата в адрес Стельманова Э.В. на его обращение о внесении изменений в ГКН в части установления кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК был направлен отказ.
Так, согласно открытым и общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте http://rosreestr.ru/wps/portal, кадастровым паспортам, а также пояснениям представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земельного участка — земли населенных пунктов, разрешенное использование — под нежилым зданием (литер А) был поставлен на кадастровый учет дата г., а земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земельного участка — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для размещения здания бани поставлен на кадастровый учет дата
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № от дата «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на дата г.
На основании данной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям Публичной кадастровой карты, кадастровым паспортам и пояснениям представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК составляет <данные изъяты> руб. 00 коп., соответственно, удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) — <данные изъяты> руб./ кв.м., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб. 72 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости — <данные изъяты> руб. 14 коп.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г № 221-ФЗ «О кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право любого заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Данная норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г., государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 10 ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении ее предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 1 марта 2011 г. № 281-О-О (пункт 2), закрепление в статье 66 ЗК РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 (действовало до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в России.
Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование и индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.
Суды обязаны учитывать в правоприменительной деятельности правовую позицию и разъяснения (толкования) действующих правовых норм, данные Конституционным судом РФ.
Так, суд приходит к выводу, что заявитель Стельманов Э.В. вправе требовать внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной.
Для существа настоящего спора не имеет правового значения изменение редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ. В Разъяснениях Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ по вопросам определения кадастровой стоимости от 15.12.2011 г. было указано, что новой редакцией ч. 3 ст. 66 ЗК РФ лишь уточнены нормы ранее действующей редакции, при которой отсутствовал порядок расчета процентного соотношения кадастровой и рыночной стоимостей одного и того же земельного участка, и закреплена возможность установления кадастровой стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально. При определении кадастровой стоимости в ходе проведения работ по массовой оценке земель могут не учитываться специфические характеристики земельного участка, поэтому возможно уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости, рассчитанной индивидуально.
Вопрос о пересмотре кадастровой стоимости должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Как указывалось ранее, дата заявитель Стельманов Э.В. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю с заявлением с просьбой внести изменения в сведения ГКН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № в части внесения актуальной кадастровой стоимости земельных участков и размера удельных показателей кадастровой стоимости исходя из отчетов, подготовленных ИП Косенко Е.А. № и № соответственно.
Письмами от дата за исх. № и № филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК отказал Стельманову Э.В. во внесении изменений в сведения ГКН в отношении указанных земельных участков.
В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г., ст. 24.12 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» государственная кадастровая оценка земель проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не реже одного раза в 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Нормой ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
С учетом приведенных положений суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и ее оспаривание в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ», но и в случае установления рыночной стоимости земельного участка, определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения гл. III.I Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № 10761/11).
В соответствии с приведенными положениями заявитель Стельманов Э.В. обратился к независимому оценщику за установлением рыночной стоимости арендуемых участков.
В материалы дела заявителем представлены отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № и отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, подготовленные оценщиком ИП Косенко Е.А.
Оценщик ИП Косенко Е.А. использовал информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.
Все материалы отчетов об оценке направлены на обоснование рыночной стоимости спорных земельных участков. В отчете об оценке рыночной стоимости данных земельных участков включены такие сведения как описание земельных участков, в том числе целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, права иных лиц на земельные участки, фотографии указанных земельных участков, характеристики состояния рынка земли и недвижимости.
Суд считает возможным при вынесении решения по существу спора принять за основу данные, изложенные в отчетах, поскольку оценки были проведены лицом, имеющим специальные знания в оценочной области объектов недвижимости. Кроме того данные отчеты никем оспорены не были.
В соответствии со статьей 3 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 4 Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Суд не может самостоятельно определять рыночную стоимость земельного участка и вторгаться в сферу полномочий оценщика. Отчет оценщика является документом доказательственного значения, которым устанавливается определенное стоимостное значение вещи, и сам по себе не влечет возникновения каких-либо правовых последствий (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ № 92 от 30.05.2005 г. «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимыми оценщиками»).
Согласно статье 12 Закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете независимого оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Как уже отмечалось в силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку доказательств незаконности отчетов оценщика не представлено, суд признает их достоверными доказательствами, а определенные ими значения рыночной стоимости земельных участок - установленными.
Представленные на рассмотрение органа кадастрового учета отчеты оценщика № и № соответствуют обязательным требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Распоряжению Минимущества РФ от 06.03.2002 г. № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков».
Сведения, полученные в результате оценочных мероприятий, вносятся в государственный земельный кадастр и отражаются в кадастровом паспорте участка.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2011 № 53 «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда», согласно которому ведение Фонда данных государственной кадастровой оценки представляет собой сбор, обработку, внесение, учет, систематизацию и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения, а также сведений, полученных при проведении мониторинга рынка недвижимости. При этом в состав фонда данных включаются в том числе отчеты об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспорены результаты определения кадастровой стоимости. Кроме того, в целях ведения Фонда данных при проведении мониторинга рынка недвижимости Россреестр осуществляет сбор сведений о характеристиках объектов недвижимости, ценах сделок с объектами недвижимости, а также ценах спроса и предложения.
Таким образом, нормативная правовая база, регламентирующая правоотношения, возникающие в связи с кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и определением кадастровой стоимости данной категории имущества, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, без оспаривания при этом достоверности кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости и законности нормативного акта ее утвердившего. Более того, устанавливает производность определения кадастровой стоимости недвижимого имущества от его рыночной стоимости.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным отказа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК внести изменения кадастровой стоимости спорных земельных участков в ГКН, возложении обязанности произвести изменения кадастровой стоимости на рыночную, а также обязанности внести изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым в порядке восстановления нарушенных прав заявителя возложить на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК обязанность внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, установив кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Стельманова Э.В. об оспаривании действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю – удовлетворить.
Признать незаконными действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе в изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, изложенном в информационном письме № от дата
Признать незаконными действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе в изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, изложенном в информационном письме № от дата
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю произвести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю произвести изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю произвести изменения, внесенного в государственный кадастр недвижимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб/кв.м..
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю произвести изменения, внесенного в государственный кадастр недвижимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб/кв.м.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья И.А. Бреславцева