Дело № ...
10RS0004-01 № ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 г. ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чаловой Н.В.,
при секретаре Токаревой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жирнова А. В., Жирновой В. Н. к администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
установил:
Жирнова В.Н., Жирнов А.В. обратились в суд с иском по тем основаниям, что они являются нанимателями жилых помещений - квартир №№ ..., 4 в ........ в ......... Заключением межведомственной комиссии № ... от ХХ.ХХ.ХХ жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации Кондопожского муниципального района № ... от ХХ.ХХ.ХХ многоквартирный дом признан подлежащим расселению в течение семи лет. Постановлениями от ХХ.ХХ.ХХ администрации Янишпольского сельского поселения истцы признаны нуждающимися в жилых помещениях. Ссылаясь на положения ст.57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) истцы просят обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить каждому их них вне очереди на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, в ........ отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее ранее занимаемых жилых помещений - Жирнову А.В. площадью 23,7 кв.м, Жирновой В.Н. площадью 24,6 кв.м.
Истцы, представитель Кузнецова А.Л., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали. Истец пояснила, что в квартирах страшно проживать, полы находятся на земле, фундамента в доме нет, потолки провисли. Потолок в ........ лежит на печке. Зимой в квартирах очень холодно. Представитель истцов пояснила, что соблюдены все условия, при которых истцы подлежат обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке. Срок для расследования, установленный Администрацией, не предусмотрен ни одной нормой права, не соответствует фактической ситуации. Проживание в спорных квартирах представляет угрозу для жизни.
Администрация Кондопожского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В ранее направленном отзыве представитель просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст.40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ст.40 (часть 3) Конституции Российской Федерации ч.2 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Согласно ст.ст.14, 15 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ... (далее - Положение), предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля). К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (абз. 4, 5, 6 п. 7 Положения).
При этом в соответствии с п.ЗЗ названного Положения установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что письмом от ХХ.ХХ.ХХ Кондопожское ДРСУ просит Янишпольский сельский совет прописать на постоянное место жительства Жирнова А.В. в дом, принадлежащий ДРСУ по .........
Согласно справок выданных администрацией Янишпольского сельского поселения Жирнов А.В. зарегистрирован по адресу: ........, с ХХ.ХХ.ХХ; Жирнова Н.В. зарегистрирована по адресу: ........, кв.З, с ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения № ... от ХХ.ХХ.ХХ Жирнова Н.В. является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: ........, кв.З. Площадь занимаемого жилого помещения составляет 24,6 кв.м.
ХХ.ХХ.ХХ договор социального найма № ... заключен с Жирновым А.В. Согласно данному договору Жирнов А.В. является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: ......... Площадь занимаемого жилого помещения составляет 23,7 кв.м.
В соответствии с заключением об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № ... от ХХ.ХХ.ХХ межведомственной комиссией принято заключение о признании многоквартирного дома расположенного по адресу: ........, аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением, выполненным ООО «АлексГрупп», по результатам технического обследования арх.№АО-326-09-19 от ХХ.ХХ.ХХ физический износ многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: ........ на момент проведения обследования составляет 74%. По результатам натурного обследования установлены деформация (перекос) оконных и дверных проемов, просадка пола, сквозные трещины в цоколе, разрушение гнилью наружных стен, гниение конструкции чердака, трещины, прогибы балок чердачного перекрытия, ослабление врубок и соединений конструкций стропильной системы и т.д.
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........ признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок расселения жильцов, проживающих в вышеуказанном доме в течение семи лет в порядке, установленном действующим законодательством.
Распоряжениями администрации Янишпольского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ... Жирнова В.Н., состав семьи 1 человек, и № ... Жирнов А.В., состав семьи 1 человек, на основании п.З ч.1 ст.51 ЖК РФ приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с включением в отдельные списки учета.
Из пояснений истцов следует, что в настоящее время они вынуждены проживать в ........ указанного дома, во второй квартире проживать нельзя ввиду ее аварийного состояния.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиции приведенного законодательства, с учетом того, что жилой дом по адресу: ........, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, имеются основания считать, что пребывание истов в квартирах сопряжено с наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, что подтверждается материалами дела. Не имеется никаких оснований считать пригодным для проживания жилые помещение занимаемые истцами в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу.
До настоящего времени истцам иные жилые помещение по договору социального найма не предоставлены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от ХХ.ХХ.ХХ № ...-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Таким образом, приведенные правовые нормы обязывают орган местного самоуправления при признании дома непригодным для проживания предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в таких домах, другое жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания.
В силу ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Исходя из содержания ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно- гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Жирнов А.В. и Жирнова В.Н. имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку они являются нуждающимся в жилом помещении в результате того, что спорные жилые помещения непригодны для проживания, спорный дом является аварийным и подлежит сносу, поэтому у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам с учетом названных выше норм жилые помещения взамен занимаемых.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Кондопожского муниципального района, возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений по договору социального найма, требования истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с администрации Кондопожского городского поселения в пользу каждого из истцов подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить Жирнову А. В. на состав семьи из одного человека вне очереди, на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в ........ Республики Карелия, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям ........, исходя из общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения 23,7 кв.м.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить Жирновой В. Н. на состав семьи из одного человека вне очереди, на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в ........ Республики Карелия, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям ........, исходя из общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения 24,6 кв.м.
Взыскать с администрации Кондопожского муниципального района в пользу Жирнова А. В., Жирновой В. Н. расходы по уплате государственной пошлины по 300 руб. в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Чалова
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.